поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
09 октября 2015  распечатать

Виталий Третьяков

Похищение советской идентичности (отрывок из моей статьи в сборнике "Плаха")

Источник: Живой журнал Виталия Третьякова

Только что в Москве вышла книга "Плаха: 1917-2017. Сборник статей о русской идентичности". Инициатор создания этого сборника – Александр Щипков, по чьей инициативе двумя годами раньше вышел сборник "Перелом". Статьей Александра Щипкова "Похищение русской идентичности" открывается и сборник "Плаха". А моя статья именуется "параллельно": "Похищение советской идентичности. Предлагаю здесь небольшой отрывок из этой большой (в печатный лист) статьи:

Формула идентичности: русский, советский, православный

В последнее время некоторые стереотипы, касающиеся советской идентичности, все же пали.

Сегодня в мире распространены исследования проблемы постсекулярности и неклассической религиозности. В связи с этим все чаще высказывается справедливая мысль том, что коммунистическая идеология, будучи формально атеистической, фактически была квазирелигиозной – аналогом религии в советском варианте. Впрочем, отдельные суждения такого рода звучали и раньше, как в России, так и на Западе.

Советский социализм на самом деле лежал в плоскости христианской традиции. В рамках коммунистической модели мира и человека были свой рай и ад (коммунизм и царство капитала), была Троица (Маркс, Энгельс, Ленин) с предтечами (социалисты-утописты), была Церковь (КПСС), инквизиция (КГБ). Моральный кодекс строителя коммунизма – это слегка измененные евангельские заповеди. Конфликт с Западом неизбежно вытекает из сюжета разделения церквей: прагматичный мещанский Запад и осененный идеей справедливости Восток не могли не войти в конфликт. Поэтому, разрушив "мир насилья", большевики тут же взялись восстанавливать империю, а Сталин ее еще и нарастил.

Советский период особым образом встроился в историческую социальную модель Третьего Рима, принявшего эстафету от Византии. Коммунизм на время заменил традиционное православие, и в советское время они были идеологическими и ментальными конкурентами, хотя официально властвовала коммунистическая идеология. С точки зрения жизни одного человека эта ситуация кажется неразрешимым парадоксом, но по историческим меркам это достаточно непротиворечивый, диалектический процесс.

Не случайно именно либерал Хрущев начал новые идеологические гонения на Русскую православную церковь, а деспот Сталин пусть не сразу, пусть после расстрелов священников и разрушения храмов, заключил с Церковью конкордат и восстановил патриаршество. В войну в целях мобилизации Сталину потребовалась идеология, вера и даже религия, как можно более укорененная в традиции.

У Русской Православной Церкви есть причины обижаться на советский режим. Тем не менее, такой злобы к "советскому", какая была у тех, кто взрывал храмы и расстреливал священников, в русской Церкви не наблюдается. Это тоже не случайно.

По моему глубокому убеждению, поругание советского неизбежно является и поруганием всего русского, включая русскую православную традицию. А похищение советских идей и символов есть похищение самой русской истории, а не только советских 74-х лет. Эти 74 года пронизаны традициями предыдущего тысячелетия и скреплены национальным опытом.

Для меня "русский" и "православный" – практически синонимы. Русская православная ментальность – это и есть та идентичность, вариантом и частью которой в условиях ХХ века стала идентичность советская. На первый взгляд в глаза бросаются кардинальные различия – такие как религиозность и принудительный атеизм. Но эти различия по сути ничего не меняют. Конкурирующая по сравнению с традиционалистской советская идеология именно потому так похожа на своего конкурента, что имеет с ним общее метафизическое ядро. Сама ситуация конкуренции – результат социального и национального раскола начала ХХ века – не меняет глубинной общности.

Сегодня я осознаю себя как гражданина православного русского мира, хотя и не являюсь верующим. Внутри этой общности я русский, хотя в ней живут не только этнические русские, но и другие этносы и конфессии, включая мусульман. Тем не менее, это части в составе целого, интегрального целого. Русская православная церковь, помимо всего прочего, есть один из системообразующих институтов этой общности, а исторически – один из главных государствообразующих институтов России. Фактически – один из краеугольных камней всего здания русской цивилизации в её государственных формах. Поэтому при своем позитивном отношении к советской истории я никогда не стал бы бороться с Церковью, также как я не буду бороться с Большим театром. Большой театр, конечно, куда более компактный институт, чем РПЦ, но для русской культуры столь же важный. И посему он должен быть местом, где исполняется русская оперная и балетная классика и доминирует русская исполнительская школа – хотя, разумеется, оперы нужно петь и итальянские и немецкие.


Другие, кроме упомянутых, авторы сборника "Плаха": Д. Бабич, Е. Белжеларский, А. Малер, С. Черняховский, статьи которых я и сам ещё не прочитал.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Виталий Третьяков

сюжеты:

"Плаха: 1917-2017. Сборник статей о русской идентичности"

персоналии:

Александр Щипков

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

20.10.2020

А.В. Щипков: В Европе пытаются выстроить систему моральных ценностей, не опирающуюся на авраамические традиции

19.10.2020

А.В. Щипков: Корни идей солидарности и справедливости находятся в христианстве, а не в марксизме

18.10.2020

Щипков. "Христианство и марксизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 155

11.10.2020

Щипков. "Демократия и расизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 154

09.10.2020

Новый апостольский нунций прибывает в Беларусь 11 октября

Из-за коронавируса евреи отметят праздник Торы с ограничениями

Мужской монастырь в Тюмени закрылся на карантин из-за коронавируса

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошли торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.10.2020

Центр "Хризма":
Евгений Иванов
Кардинал Курт Кох рассказал о необходимости "обмена дарами" между католиками и православными

06.10.2020

Ἀλήθεια | Православное богословие:
В.Б. Синильщиков, П.А. Пашков
Без епископа нет Церкви

04.10.2020

РИА Новости:
Антон Скрипунов
"Разделить верующих". О чем российские спецслужбы предупредили белорусов

09.09.2020

Охтинский пресс-центр:
Марта Марци
Тайну гражданки Патрикеевны разгадали в Доме Книги

26.08.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты