поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
25 ноября 2015  распечатать

Вероисповедание и политика: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.Ru

"Не считаю, что православный христианин обязательно должен быть монархистом. В своих политических симпатиях человек может занимать любую позицию. Это не определяет однозначно его будущее спасение", – отметил председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, комментируя общественную дискуссию о возрождении монархии в России.

Православная Церковь вообще не раз подчеркивала, что не исповедует и не навязывает никаких политических взглядов, и что двери ее открыты для всех, вне зависимости от воззрений на политику. Вместе с тем несомненно, что определенная корреляция политических взглядов с вероисповеданием существует. Очевидно, например, что среди воцерковленных православных меньше, чем в населении в целом, доля сторонников либеральной демократии современного западного образца, и больше монархистов (есть даже расхожая в православной среде фраза: "Демократия в аду, а на небе Царство"). С другой стороны, в Церкви существуют приверженцы самых экзотических воззрений – вплоть до "православных сталинистов". То же касается в разной степени и других традиционных для России религий.

"Многовековая российская история складывалась так, что политическая культура в нашей стране была ориентирована на монархическое сознание. Это нельзя не учитывать и нельзя просто механически отменить, "отключить тумблером". Однако отношение христианина ко времени, в котором он живет, должно заключаться не в поиске "сильной руки", или, напротив, "государства как ночного сторожа", или государства с максимальным вмешательством в экономику, – а в поиске Христа", – заметил Владимир Легойда.

"Насколько, на ваш взгляд, связаны религиозные и политические убеждения? Есть ли взгляды, более или менее естественные для верующего?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

Исторически так сложилось, что монархия оптимальна для христианина, когда светская власть исповедует значимые для себя и для всего народа христианские ценности. Это называется "симфонией", начиная с Византии.

К сожалению, в наше время классический образ монархического правления уже сто лет как сошел "на нет" в Европе и России, поэтому о монархии мы рассуждаем чисто теоретически. Нет сейчас примеров настоящей христианской монархии, на которую можно было бы ориентироваться.

С точки зрения христианства монархия не просто способ правления, не просто выполнение каких-то руководящих функций. Важна нравственная составляющая и обязательства, которые берет на себя монарх. Цель спасения в жизни вечной своих подданных. Исходя из этого монархическая форма и рассматривается как более подходящая, чем какая-нибудь демократия, которая декларирует ценность только земных институтов и земной власти, а вечными нравственными ценностями пренебрегает.

Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Что религиозные и политические убеждения не могут не находиться во взаимосвязи, очевидно, поскольку и то и другое – следствие человеческого отношения к миру. А оно всегда строится на вере в некие идеалы, ценности, и уже за этим следует мировоззрение, которое позволяет человеку выделить близкие ему идеи – или те, от каких, он, наоборот хотел бы отказаться.

Любые же политические системы – всего лишь следствие выбора, который, как правило, совершает целый народ, или лучшие его представители, элиты. Этот выбор – тоже звено в цепи основополагающих для жизни людей элементов, где ключевую роль играет вера. Она – выбор целого народа. Выбор может быть христианским или нет.

В любом случае, разговоры о монархии нужно было начинать давно, – многие, говоря о ней, не понимают, что это. Нам нужно говорить о том, какое управление нашей страной для нас идеальное в соответствии с целями и перспективами, которые страна себе обозначила. И если верующие говорят о таких перспективах более свободно, а о целях – более осознанно, – вполне возможно, они считают монархию наикратчайшем путем к ним.

Да, разговор нужно начинать. Люди должны иметь возможность высказать свою точку зрения. Хорошо, если такая дискуссия начнется. А то почему-то, когда разговор заходит о европейских монархиях, там все оказывается просто, а как только мы начинаем разговор о ней у нас, он сразу прерывается возгласами, что такие дискуссии могут вести только несерьезные люди, и вообще ничего, кроме смеха, они не вызывают. А это, конечно, неправильно.

Иерей Вячеслав КОЧКИН, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки:

Когда Христос пришел на Землю, он заявил: "Царство Мое не от мира сего". Поэтому все попытки связать православное вероисповедание с какими бы то ни было политическими течениями напрасны. Церковь – связь людей с живым Богом.

Из Библии нам известны примеры руководства и судей, и царей, и пророков в древнем Израиле. Все мы прекрасно помним: когда евреи попросили себе царя, Господь сказал, что они отказались от Бога. Поэтому, когда мы пытаемся в современном обществе каким-то образом связать религию и политику, это всегда порочный, неправильный путь.

Если религия становится служанкой каких-то государственных или политических интересов, это обязательно выливается в тот или иной вид экстремизма. За примерами далеко ходить не нужно – у нас есть ИГИЛ, который считает себя мусульманским государством, но все здравомыслящие мусульмане "открещиваются" от него.

Поэтому заявлять, что православный обязательно будет монархистом или либералом, конечно, неправильно. Наоборот, наш патриарх неоднократно подчеркивал: Церковь объединяет всех людей, независимо от их взглядов, расы, национальности. Все мы браться и сестры во Христе. Если кто-то все-таки хочет выбить нас с этой позиции, видимо, желает разъединить нас и разобщить.

Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:

Нельзя не согласиться с рассуждениями глубокоуважаемого Владимира Романовича по поводу политических убеждений и поиска спасения. Он справедливо заметил, что для христианина государство – не цель и смысл жизни, а всего лишь земная организация, которая должна служить лучшему устроению человеческого общежития. Цель жизни христианина – Царствие небесное, где едва ли будет монархия или демократия. Там будет новый человек, иное, преображенное состояние человека воскресшего.

В райском саду не было ни политического устройства, ни идеологии, не было никакой политической организации. Но история показала: жить без общественной иерархии, которая перерастает в иерархию политическую (государственную), человек не может.

Вначале монархического устроения не было. Человек общался с Богом через избранных пророков, но ему этого оказалось мало, и появились судьи – некие предтечи властителей. Человек отказался удовлетвориться и этим, и тогда появилась монархия. Так что она – снисхождение к падшему человеческому роду, к слабости человеческой природы, и возникла отнюдь не сразу.

Таким образом, не случайно Священные соборы, начиная от Поместных и кончая Вселенскими, неоднократно свидетельствовали: Церковь находится вне политики и не может заниматься ею. А люди Церкви, священнослужители, не могут состоять в каких-то политических организациях, объединениях, партиях. Это естественно и правильно. Для верующего человека смысл жизни – быть с Богом. В Церкви как в сообществе верующих могут находиться люди с любыми политическими убеждениями, потому что мы знаем: Господь пришел спасать не праведников, а грешников, Он посылает дождь и на тех, и на других – независимо от политических воззрений. Каждого человека Бог воспринимает как любимое чадо, к которому благоволит, о котором заботится и печется.

Но все же странно, когда, например, свою приверженность к православию отстаивают представители политических сил и организаций, занимавшихся богоборчеством, репрессиями духовенства. По крайней мере, до тех пор, пока эти репрессии и антирелигиозные компании не осудят наследники тех, кто их проводил. Хотя если признать, что происходившее было преступлением, слишком много вопросов о бытии этих политических сил может появиться.

Есть и другие политические убеждения, которые было бы странно декларировать одновременно с приверженностью к христианским ценностям. Например, силы, которые сейчас чрезмерно активны в политическом пространстве, связаны с сообществами извращенцев – людей, преступившие Божеские законы. Эти люди, увы, совсем не толерантны, не снисходительны и агрессивны до крайности в навязывании своих мировоззрений и "этических норм". Мы видим, что добившись легализации своих "браков", права на усыновление детей (что нарушает права самого ребенка на нормальную семью, где есть отец и мать), они борются за снижение возраста согласия и легализацию инцеста. Это просто сатанизм. Люди, которые объявляют себя приверженцами таких "ценностей", едва ли могут быть последователями христианского учения – то, что они творят, дело Антихриста. Речь здесь идет не о политических предпочтениях, но о политической борьбе за принудительное распространение своих "ценностей" по всему миру.

Священник Игорь ШУМИЛОВ, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на:

Для меня все религиозное учение заключается в Священном Писании. Конечно, я не отвергаю Предания, ни в коем случае! Но в Евангелиях нет ни капли политики. Если бы это было важно, Господь сказал бы об этом.

Опыт истории показывает, что политика, как правило, строится на лукавстве, обмане. В религии всему этому нет места.

Да, политика всегда пыталась и пытается поставить религию себе на службу. Но наша вера "не от мира сего". А политика целиком "от сего мира". На небе царство, да, – но это Царство Бога, это теократия (в прямом смысле: "власть Божья", а не власть религиозных деятелей). Вот я за такую теократию: думаю, это для верующего лучше всего. Мы об этом молимся каждый день: "...Да придет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе...". Мы же не земного царя призываем!

Когда богоизбранный народ запросил себе земного царя, Господь сказал, что они Его отвергли. "И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними." (1Цар.8:7) Думаю, для верующего естественно иметь царем Бога. Но увы, в земном обществе это невыполнимо.

Сегодня, в день памяти святейшего Патриарха Тихона, можно вспомнить его слова, сказанные в воззвании от 25 сентября 1919 года: "Установление той или иной формы правления – не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение".

Священник Антоний СКРЫННИКОВ, Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:

Легойда абсолютно прав. Помню, меня как-то пригласили на одно монархическое собрание. Представляя меня руководитель какой-то крошечной монархической организации представляя меня сказал, что сейчас перед нами выступить представитель Церкви, который подтвердит, что каждый христианин обязан быть монархистом. Мне пришлось его разочаровать и сказать прямо противоположное: что спасение души человека не связано с его политическими ожиданиями.

Церковь не ставит своей задачей формирование у человека "правильных" политических взглядов, вкусовых предпочтений, предпочтений в экономических теориях. Кроме того, было бы странным, если бы мы требовали от православных уроженцев, скажем, Америки, Канады или Голландии быть монархистами.

Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:

Конечно, если заняться статисткой, то мы увидим определенную взаимосвязь политических взглядов и религиозных. Но я полностью согласен с Легойдой, что Церковь стоит вне политики и ни в коем случае не навязывает свои взгляды.

Интерес православных к монархии связан с историческими реалиями. Мы знаем, что при монархии в России православная вера была господствующей, а с крахом монархии пришла безбожная власть. И мы знаем, что всяческая демократия, которую пытаются сейчас строить, себя позиционирует как независимая от веры система – но очень часто, к сожалению, демократия как раз навязывает совершенно не близкие православному человеку принципы. Поэтому со стороны исторической обусловленности получается, что приверженность монархическим взглядам для православных естественна и более близка.

Но при этом действительно и среди православных есть республиканцы, сторонники конституционной монархии и прочие. А здравые люди понимают, что восстанавливать монархию в XXI веке не актуально.

Поэтому не нужно представлять, что православные какие-то маргиналы или люди ультраконсервативные. Все-таки мы очень разные.

Мухаммад-хаджи РАХИМОВ, председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края:

Монархия – это прошедший этап, возрождать ее уже нецелесообразно. Вот если будет лидер подобный Путину, я еще понимаю. То есть это должен быть человек, который отдает всю свою энергию служению государства. Но на самом деле монархистов в России не так уж много.

Религия, конечно, отделена от государства, но верующие – граждане этого же государства, поэтому они вольны отдавать предпочтения тем или иным политическим взглядам.

Религия – это вера в Бога, политика – совсем другое. И в мечеть или в Церковь приходят сторонники разных партий, их объединяет батюшка или имам. Вера в Бога не разделяет людей по политическим воззрениям. А духовные деятели вне политики или выше ее, они не могут быть внутри политики. И я против того, чтобы духовные деятели участвовали в политической жизни.

Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, Имам Тульской области:

Сегодня у нас действительно пытаются политизировать религию. Ни одно мероприятие – общественное, в органах власти – не обходится без участия религиозных деятелей, к их мнению прислушиваются. Так что религия и политика все равно вместе, хотя по закону религия отделена от государства. Есть в этом польза для религии, а есть и вред. Слишком много тут переплетено.

Например, часто устраивают политические провокации, пытаясь использовать религию. Вспомним историю с "Pussy Riot". Оппозиция пытается тоже получить какую-то выгоду: ко мне приезжали посланники наших оппозиционеров с просьбой о поддержке в обмен на обещание построить нам мечеть. Знают, что это давняя проблема тульских мусульман – мы давно добиваемся разрешения на строительство. То есть оппозиция использует религию в своих интересах.

Но религия проповедует вечные ценности, а не выступает игроком в грязных политических играх и провокациях. Поэтому важно не смешивать реальные дела, которые порой требуют участия религиозных деятелей в общественной жизни, и политические игры.

Зиновий КОГАН, Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

Соглашусь полностью с Владимиром Романовичем. Религиозные организации, само собой, нейтральны в политических взглядах. Мы поддерживаем действующую Конституцию страны, как и все граждане – что верующие, что неверующие. Мы, прежде всего, за эволюционное развитие страны без революций, переворотов и резкого навязывания политического строя. Все религии, как правило, консервативны.

Хотя религия отделена от государства, тем не менее, каждый прихожанин – активный гражданин страны. И во время голосования, референдумов его позиция может быть разной. У нас в синагоге есть прихожане-коммунисты, сторонники демократии, есть люди вообще без политических убеждений.

Лично я как гражданин думаю, что сейчас, конечно, нет смысла реставрировать или реконструировать монархический строй – это было бы очень искусственно. Но я допускаю, что сторонники царской монархии могли бы занять определенную нишу в нашем обществе и декларировать преимущества, если они есть, перед существующей формой правления. У нас сейчас выкристаллизовалась лучшая форма для единения страны. Но нужно дать возможность и сторонникам монархии излагать свои позиции. Правда, осталось совсем немного до выборов в Госдуму, и что-то у нас не видно монархических партий, которые могли бы претендовать на места в парламенте.

Путь у нас один: совершенствовать законы и укреплять Россию. Особенно в это время, когда террористы нам буквально объявили войну. Мы должны быть сплоченными, ибо безопасность каждого гражданина страны – самое главное сегодня.

Семен ЛИВШИЦ, Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":

Монархию в Российской империи, понятно, поддерживали религиозные деятели всех конфессий, в том числе, иудеи, хотя среди православных, в свою очередь, распространялся антисемитизм, который шел "сверху", от царской власти. Тем не менее, никакого противодействия власти со стороны представителей иудаизма не следовало. Обвинения иудеев – вроде того, что они совершили ритуальное убийство Николая II, – безосновательны: Войков и другие убийцы, если и были евреями, не были религиозными деятелями. Это были отщепенцы.

Евреи поддерживают власть страны, на территории которой проживают – такое решение было принято еще в средние века. Если там установлен монархический строй, значит, его. Причем не просто поддерживают, но, если надо, и воюют на стороне своей страны.

Сегодня, конечно, не идет речи о том, чтобы наши религиозные деятели поддерживали монархию – я, во всяком случае, среди раввинов таких не знаю. Поэтому думаю, священнослужитель и монархист – все-таки не одно и то же. Мне кажется, это глубокое заблуждение.

Сегодняшняя Россия – государство с республиканской формой правления и, думаю, вряд ли следует ожидать каких-то изменений. Государство к монархической форме правления не перейдет. Думаю, наша Конституция останется неизменной.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты