поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
25 августа 2016  распечатать

Мария Мономенова

Имперский министр

Источник: Русская народная линия

День знаний 1 сентября Россия встретит с новым министром образования. За всю историю России Ольга Васильева на этом посту – первый министр-женщина.

Васильева – человек известный тесными связями с РПЦ, учёный, первоклассный специалист по взаимодействию церкви и государства, она дерзает публично говорить об имперской России, патриотизме и "православном сталинизме". Что это? Чисто политический ход власти в преддверии выборов, или шаг к чему-то большему, например, к продвижению государственной идеологии? Попробуем разобраться...

19 августа президент России Владимир Путин принял отставку министра образования РФ Дмитрия Ливанова, который возглавлял Минобрнауки с мая 2012 г. На эту должность назначена Ольга Юрьевна Васильева, работавшая заместителем начальника управления администрации президента по общественным проектам.

В веренице кадровых перестановок это назначение вполне ожидаемое, оно напоминает ситуацию с Министерством обороны, когда долго испытывали российское офицерство на терпение – потери оказались значительные, но пережили и сердюковщину. С приходим Сергея Шойгу в российской армии проснулись здоровые силы, поднялся моральный дух у офицеров, а в итоге, подкреплённый серьёзными финансовыми вливаниями, возрос оборонный потенциал. На сегодняшний день, влияние Министерства обороны распространилось на весь государственный аппарат. Руководствуясь принципами национальной безопасности, военное ведомство стало защищать государственные интересы в том числе в науке и образовании. Именно оборонщики требуют сегодня от правительства качественных реформ сектора ВУЗов и университетов. Как заявлял советник Шойгу Андрей Ильницкий, "складывающаяся вокруг России геополитическая обстановка диктует необходимость принятия неотложных мер в области кадрового обеспечения инновационной промышленности и оборонки. Времени на раскачку нет". Оно и понятно, здесь, при нынешних завалах на фронтах внутренней политики, как говорится, только и остаётся что "пятилетку за год", а иначе никак.

Позитивным шагом в ряду кадровых передвижений выглядит назначение Татьяны Москальской на место Уполномоченного по правам человека. Вместо либерально настроенной Эллы Памфиловой назначен достойный человек, генерал полиции, более ориентированная в проблематике, чем Элла Памфилова.

И вот, дело дошло до Министерства образования. За годы руководства Фурсенко-Ливанова отечественному просвещению был нанесён, без преувеличения, катастрофический урон. Лишь только за два неполных года в России было закрыто или реорганизовано 1100 вузов и филиалов, значительное количество студентов и выпускников ВУЗов в условиях кризиса оказались лишены возможности завершить высшее образование и найти работу по окончании ВУЗа. Система образования оказалась превращена в бездушный бюрократический аппарат. В последнем (надеюсь, окончательно последнем) на сегодняшний день документе, который разработал минобр и которым обязаны пользоваться педагоги учебных заведений, в одной только таблице № 13 содержится 312 компетенций, каждая из которых имеет свой шифр, необходимый для фиксирования при составлении учителями программ урока по шаблонам. Само учебно-методическое управление стонет от своих же изобретений, но все равно вынуждает педагогов заниматься подобным бумагомарательством.

Деструктивная деятельность министерства долгие годы подтачивала основание некогда лучшей в мире системы образования, которая рискует в ближайшее десятилетие оказаться неконкурентной в реальности всё более ужесточающегося геополитического противостояния стран Запада и Востока.

Сегодня уже никого не удивить тем, что Россия устраивает Запад лишь в роли сырьевого придатка, а стране-колонии, как водится, совсем не к чему образованное население, известно же, что "знание – власть". Так, в контексте этой разрушительной идеи, недавно выступала вице-премьер Голодец, заявившая, что 65% россиян и вовсе не нуждаются в высшем образовании, поскольку повышение качества среднего специального образования открывает доступ ко многим профессиям. По ее словам, высшее образование требуется только 35% населения. Вторит ей и глава Сбербанка Герман Греф, заявлявший, что необходимо "зашифровывать их (знания), потому что как только все люди поймут основу своего "Я" и самоидентифицируются – управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания". В том же контексте вспоминается высказывание экс-министра образования Андрея Фурсенко о том, что "недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других". Такова цель, а методика взращивания "безвольных жертв капитализма" всё та же, "дедовская". Зачем изобретать велосипед? Высокопоставленный чиновник Третьего рейха Роберт Лей, поучал: "Инновации – главный ваш инструмент. Под маркой экспериментов и заимствований иностранного опыта смело наносите удары ломом". Так, прошлым министерством под грифом "инновация", проводилась преступная деятельность по подготовке не то что людей, не умеющих мыслить и анализировать, но легко управляемого "низшего страта общества", или по-простому "манипулируемого быдла". Это ли не государственное преступление?

Новый министр пообещала начать свою работу с анализа проводившихся её предшественниками реформ, что, безусловно, вселяет надежду, однако потребуются и серьёзные кадровые изменения. Хуже чем было, уже точно не станет, слишком далеко завели ситуацию, да и всякая чёрная полоса рано или поздно превращается в серую, вот только разгребать завалы после разгрома российского образования – задача нелёгкая и, как многие говорят, не по женскому плечу. Но дело это благородное и Ольгу Васильеву в одиночестве не оставят. Бог и добрые люди помогут... Тем более, что человек она непростой и для кого-то очень даже "свой". Не случайно с назначением Васильевой в прессе заговорили олоббистских возможностях руководства Московской патриархии. Могли ли патриарх Кирилл или, скажем, епископ Тихон (Шевкунов), имеющий репутацию "духовника Путина", продвинуть своего человека на министерский пост? А почему бы и нет. Тем более если человек этот достойный, судите сами.

Справка

Васильева Ольга Юрьевна родилась 13 января 1960 года в православной семье.

Имеет три высших образования. Окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем Московский педагогический институт по специальности "исторические науки и археология", Дипломатическую академию МИД РФ.

Доктор исторических наук. В 1999 году защитила докторскую диссертацию на тему "Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 годах". Профессор.

Действительный государственный советник Российской Федерации второго класса (2014).

С 1987 по 1990 год – аспирант Института российской истории Российской академии наук.

В 1991-2002 гг. работала в Институте российской истории РАН (ИРИ РАН), пройдя путь от младшего научного сотрудника до руководителя Центра истории религии и церкви ИРИ РАН.

С 2002 года возглавляет кафедру государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Является членом Совета по подготовке программ по курсу "Отечественная история" при Министерстве образования РФ, членом Комиссии по делам религиозных объединений при Правительстве РФ, вошла во вновь созданный диссертационный совет по богословию РПЦ под председательством митрополита Иллариона (Алфеева), а также отметилась большими публичными выступлениями на знаковых мероприятиях, таких как форум "Территория смыслов" и "Таврида", где блестяще выступала на тему "патриотизма".

Автор около 200 научных работ, в том числе семи монографий.

Перед назначением министром образования и науки РФ занимала должность заместителя начальника Управления по общественным проектам Администрации Президента РФ.

19 августа 2016 года назначена министром образования и науки РФ.

Назначенный министр является глубоко верующим человеком, лично дружна с патриархом Кириллом, известна своими тесными связями с правым крылом РПЦ в лице настоятеля Сретенского монастыре архимандрита Тихона (Шевкунова).

На протяжении 25 постсоветских лет она являлась едва ли не главным в России (по крайней мере, главным из официозных) специалистом по новейшей (после 1941 г.) истории церкви. В своих научных публикациях и докладах Ольга Юрьевна не раз признавалась, что считает первые послевоенные годы "золотым веком" русской церкви (позже появился термин "сталинский ренессанс"). Идеалом политического деятеля, по ее словам, для русской культуры является "прежде всего царь, который заботится о благе Отечества". Как Васильева рисует идеальные отношения человека и государства, можно понять из недавней лекции, с которой она выступала на форуме "Территория смыслов". Там Васильева несколько раз повторила, что патриотизм предполагает "подчинение личных интересов интересам государства". Объясняя становление на Руси понятия "патриотизм", Васильева приводила такие цитаты Ивана Грозного: "Измена правителю расценивается как измена отечеству", "Российскому государству и русскому царю нельзя изменять. Их следует любить и защищать".

Анализ научных трудов нового министра показывает, что она является "добросовестным" историком с определёнными и очень конкретными политическими и религиозными убеждениями. Их можно охарактеризовать как православный консерватизм и имперскость.


Вот такая она, наш новый министр образования – женщина волевая и цельная. Еще не прошло и недели с момента назначения, а либеральная пресса уже истерзалась в переживаниях из-за нового кадра. Ещё бы, образование возглавил человек, у которого по их понятиям сплошные "недостатки", судите сами: Васильева – очередной выходец из аппарата президента, где работала в управлении, занимающимся патриотическим воспитанием; она специалист по Церкви и государство-конфессиональным отношениям; сама из религиозной семьи; была одним из организаторов выставки, посвящённой Романовым; считает Сталина благом при всех ошибках; считает 90-е ошибкой при всех благах; автор доклада "Ценностные аспекты политики В.В. Путина", пропагандист идей консерватизма и патриотизма. О чем, по их понятиям, можно говорить с человеком, который публично заявляет: "Я считаю, что мы допустили почти непоправимые ошибки, когда в 1990-е годы выкорчевывали такие понятия, как патриотизм, любовь к Отечеству, героизм. Сейчас мы уже пожинаем горькие плоды: молодые люди с большим трудом понимают, что каждый трагический эпизод в жизни страны должен вызывать отклик". Именно Управление общественных проектов, в котором трудилась Васильева, готовило концепцию патриотического воспитания молодёжи России, которую приняли в самом конце 2015 года. В концепции говорится, что в подростках следует воспитать "морально-психологическую и физическую готовность к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу". Причём необходимо быть готовым формировать "патриотическое сознание в сложных условиях экономического и геополитического соперничества".

Поистине, такое и в страшном сне ни одному либералу-западнику не приснится. Вскоре после назначения Васильевой, именно из-за подобных убеждений последней, главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов спешно покинул общественный совет при Минобрнауки. Венедиктов заявил, что взгляды нового министра, в частности на отношение к церкви и религии, не соответствуют его взглядам и Конституции России.

Что же, лёд тронулся, чистка началась. А между тем, пришло время собирать и первые плоды и уже в сентябре этого года школьники получат новый учебники по истории России, тот самый, созданный в боях и не без участия Ольги Васильевой. "По поводу учебника истории основные дискуссии позади, – говорит Ольга Юрьевна. – Культурный стандарт написан, по нему сделаны три линейки учебников, которые наши российские ученики получат уже сейчас, в сентябре 2016 года. Я считаю, что мои коллеги-историки, в частности, мои коллеги по российской истории РАН, написали очень взвешенный историко-культурный стандарт". И это уже победа, ведь как говорил отечественный классик Фёдор Тютчев, "Истинный защитник России – это история. Историей в течении трёх столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу".

Хочется верить, что с назначением нового министра, образовательная система вновь станет мощным институтом, главная задача которого – "охрана традиционных ценностей нашего великого Отечества". От технократического деструктивного управленчества Россия перейдёт к созиданию и государственный аппарат обновится министрам с политическими программами, стержнем которых станет единая национальная идеология.

Мнения

Обращаясь к Ольге Васильевой, патриарх Кирилл указал на то, что Господь щедро наделил ее талантами, которые она успешно реализовала на многих поприщах своего служения. "Долгие годы Вы посвятили преподавательской деятельности и научным исследованиям, проявили себя как первоклассный специалист, человек, обладающий ценным жизненным и профессиональным опытом, способный эффективно решать непростые задачи. Назначение Вас на ответственный пост Министра образования и науки Российской Федерации, несомненно, свидетельствует о высокой оценке руководством страны Ваших прежних трудов", – заявил Предстоятель Церкви.

Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Владимир Легойда:

"Я давно знаю Ольгу Юрьевну Васильеву, с того момента, когда она руководила кафедрой религиоведения в Российской академии государственной службы. Она внесла значительный вклад в развитие отечественной религиоведческой школы".

Социолог религии, первый замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков:

"Ольга Юрьевна хорошо известна как специалист в среде профессиональных историков и философов. Это человек, который занимается всю свою жизнь абсолютно конкретным делом. Это конкретное дело – историческая наука. Но параллельно она многие годы активно занимается государственно-административной работой. Она совершенно блестящий историк, специалист по истории Православной Церкви XX века. Также я читал ее интересные тексты по католичеству. Она великолепно знает протестантизм. Кроме того, она музыкант, кроме того у неё за плечами Дипакадемия, то есть имеет блестящее гуманитарное образование. Это человек широкого мышления и взгляда на жизнь, на политику, геополитику. Это вообще человек с большим жизненным опытом и масштабным видением мира, который ее окружает. Она держит своё слово и, когда за что-то берётся, доводит это до конца. Я говорю это совершенно ответственно, потому что наблюдал это не один раз в течение многих лет.

Для меня это назначение – огромная радость не только за карьерный рост Ольги Юрьевны, но и за всю отрасль, потому что я связываю с этим грядущие перемены, причём совершенно очевидно, что это произойдёт при поддержке Владимира Путина.

Реорганизации системы образования требует изменения самого подхода. Или мы создаём собственную интеллектуальную элиту, или мы ликвидируем Академию наук, закрываем российские вузы и будем обращаться к нашим американским "партнёрам" со словами: "Правьте нами". Вот и все. Вопрос стоит чрезвычайно остро и серьёзно".

Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов:

"Я полностью поддерживает назначение Ольги Васильевой на пост главы Минобрнауки, так как это человек, который долгое время преподавал и преподает. Считаю, сейчас важно делать акцент на преподавании и понимании истории. Ольга Васильева – очень сильный специалист в этой сфере. Сам лично слышал ее лекции и выступления на площадках ОНФ и ОП и видел, с каким интересом ребята на молодежных форумах слушали ее".

Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов:"То, что на место Дмитрия Ливанова назначена Ольга Васильева, означает, что вопросам содержания образования будет уделяться повышенное внимание. В последние годы разговор, чему учить, шел крайне редко. Обсуждались цифры, графики, о содержании образования речи не шло. Сегодня на первый план выйдет как раз содержание образования, а не только укрупнения вузов, закрытия, реструктуризации, оценка эффективности и подсчет количества публикаций в иностранных журналах. Как мне представляется, это изменение означает то, что министерству образования хотят придать человеческое лицо, подчеркнуть важность налаживания диалога с педагогическим сообществом Особенно это касалось вопросов оценки эффективности работы вузов, слияния вузов. Со стороны педагогического сообщества звучали жалобы на рост формализма в работе, заметное увеличение разного рода отчетностей, отсутствие обратной связи с ведомством. Ей сейчас предстоит разгребать многие проблемы, которые были искусственно сгенерированы, ей предстоит подбирать работоспособную команду, вычистить из министерства образования непрофессионалов, которые там тоже сейчас есть на руководящих должностях. С тем бэкграундом, который у нее есть, она справится. Главное, что она сможет слушать и слышать людей и педагогическое сообщество. Министр сделал все для того, чтобы его отправили в отставку. Он поссорился с учителями, его не воспринимало педагогическое сообщество, он поссорился с ректорами, его не воспринимала Российская академия наук, он поссорился с учёными. То есть он лишился поддержки в профессиональной среде, и поэтому, на мой взгляд, отставка Ливанова была вопросом времени, и хорошо, что это решение принято сейчас президентом, оно скажется позитивно на российской системе образования".

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:

"Я достаточно хорошо знаю Ольгу Юрьевну, мы неоднократно встречались, вместе работаем в комиссии по делам инвалидов при президенте РФ и в попечительском совете Московского государственного гуманитарно-экономического университета. Моё мнение об Ольге Юрьевне положительное, я отношусь к ней с человеческой симпатией. Судя по тому, что я знаю и чувствую о человеке, Ольга Юрьевна должна проявить в образовательной политике здоровый консерватизм, потому что, честно говоря, образовательное сообщество очень устало от политики коренной ломки этой самой системы".

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова:

"Я хорошо лично ее знаю. Это человек, который переживает за наше образование. Женщина сможет более чутко посмотреть на проблемы образования, уверена. Я думаю, это как раз тот случай, когда женщина, как хозяйка, сможет очень внимательно посмотреть на проблемы, которые стоят перед российским образованием, и правильно распределить имеющиеся ресурсы: финансовый и профессиональный" умные позиции в вопросах его реформирования".

Член Синодальной богослужебной комиссии, диакон Владимир Василик:

"Я с оптимизмом воспринял назначение Ольги Юрьевны Васильевой на должность министра образования. А к общим кадровым изменениям в правительстве России пока отношусь с осторожной надеждой.

Ольга Юрьевна Васильева является наилучшей кандидатурой на должность министра просвещения. Она глубокий, взвешенный и весьма трудолюбивый человек, являющийся прекрасным специалистом своего дела. Как церковный историк она написала блестящие работы по русской церковной истории ХХ века, в том числе, про жизнь Русской Православной Церкви во времена Великой Отечественной войны. И как сотрудник Администрации Президента она провела немало серьезных общественных проектов. Ольга Юрьевна Васильева является человеком серьезных консервативных православных убеждений. В то же время она трезво понимает реалии сегодняшнего дня. И весьма надеюсь, что ее назначение пойдет нашей науке и просвещению во благо".

Протодиакон Андрей Кураев:

"Ольга Юрьевна – серьёзный учёный, религиовед, у нее нет неофитских очков. Она знает много еще закрытых (и бесславных) страниц церковной истории ХХ века. Поэтому и к патриарху относится как к политическо-аппаратной фигуре, а не как к оракулу. Не думаю, что она станет проводить "клерикальную" политику".

Диакон Иаков Матросов:

"Как выпускник Сретенской духовной семинарии и бывший студент Ольги Юрьевны, чрезмерно рад её назначению! Лекции по Истории России XX века, которые вела Ольга Юрьевна, запомнились не только интересным изложением материала, но и четким объяснением причинно-следственных связей исторических событий. Главное, что после этих лекций и бесед прояснялась суть событий, происходящих в наше время. Хотелось бы поздравить Ольгу Юрьевну с назначением на столь ответственный пост и пожелать помощи Божией в Вашем служении! Выпускники СДС 2012 года".

О себе

Ольга Юрьевна, какое образование Вы получили? Как Вы пришли к вере?

– У меня три института за плечами. По первому образованию я дирижер-хоровик: окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, который сейчас называется Московским университетом искусств. Второе мое образование – историческое. А два года назад я окончила Дипломатическую академию по специальности "Международные отношения". Понятно, что мои студенческие воспоминания связаны с моим первым вузом, потому что все мы были молоды, дружны. И отношения мы поддерживаем по сей день. Жили мы очень интересно, в том смысле, что были любознательны, интересовались самиздатовской литературой, пытались попасть на те театральные постановки, на которые было трудно попасть. Я вспоминаю, например, спектакль театра на Таганке "Мастер и Маргарита": мы с друзьями прошли на генеральную репетицию через трубу. Студенческие годы для любого человека – самое лучшее время его жизни.

Если говорить о вере... Я из семьи верующих людей. У меня верующие бабушки. В раннем детстве меня воспитывала мамина мама. Бабушка пела на клиросе, и она крестила меня в далеком 1960-м году, когда любая информация о крещении, венчании, отпевании подавалась в исполком. Тем не менее, мой папа, занимавший определенное положение, пошел на то, чтобы его дети были крещены. И у меня даже есть справка о крещении, которой я очень горжусь. Она была выдана ныне покойным протоиереем, настоятелем храма в южном городе Георгиевске, который находится в Ставропольском крае, недалеко от Пятигорска.

– Почему Вы стали заниматься историей?

– Я очень рано окончила школу – в четырнадцать с половиной лет, почему и поступила на музыкальное отделение. Я не знала, чего я хочу. И после окончания первого института я поняла, что меня очень интересуют проблемы нашего прошлого, проблемы настоящего, проблемы будущего. И еще: несмотря на то, что мой отец всю жизнь занимается математикой, он привил нам – мне и моей сестре – любовь к истории, к литературе. И сейчас в очень почтенном возрасте (в июле ему будет 78 лет) он пишет книгу о первых христианах Рима. О ней он мечтал всю жизнь. Поэтому заниматься историей для меня было вполне естественным делом. По складу ума я все-таки гуманитарий.

Кто были Ваши учителя? И почему вы занялись именно исследовательской работой?

– Я поступила в 1986 году в аспирантуру Института истории СССР Академии наук. Это заведение особого типа: его сотрудники ходят на работу лишь по присутственным дням – два раза в неделю, а остальное время занимаются научной деятельностью. Поначалу мне очень хотелось заниматься темой голода 1933 года и писать работу под руководством ныне покойного Виктора Петровича Данилова. Но в его отделе не было квоты на очного аспиранта. Зато ее имел мой будущий руководитель Георгий Александрович Куманев, работающий в Центре истории Великой Отечественной войны. И начались разговоры между мной, Виктором Петровичем, Георгием Александровичем. Им обоим нужна аспирантка, а я совершенно не хотела заниматься историей войны. Большую роль тогда сыграла моя семья. Отец мне подсказал такой ход: нужно предложить тему, которую ученый совет заведомо не утвердит. Это даст возможность заниматься проблематикой голода. Мы долго думали и пришли к выводу, что в истории Великой Отечественной войны многие темы раскрыты, кроме темы Церкви в годы войны. Ее-то я и предложила. Было самое начало перестройки, но все-таки ученый совет ее утвердил. И я в 1990-м защитила кандидатскую диссертацию "Патриотическая деятельность Церкви в годы Великой Отечественной войны", которая стала первой работой в стране, освещающей место Церкви в Отечественной войне 1941-1945 годов, первой, посвященной церковной проблематике. Я преклоняюсь перед всеми, с кем столкнула меня жизнь, перед Георгием Александровичем Куманевым, Виктором Петровичем Даниловым, Ярославом Николаевичем Щаповым – в его центре я стала работать и позже руководила этим центром. В Академии наук я встретилась с людьми, которые заслуживают глубочайшего уважения и любви; это люди удивительной чуткости души, интеллигенты. Я считаю, что 19 лет в институте были одними из самых счастливых в моей жизни. Хотя до этого я почти двенадцать лет работала в школе и тоже очень ценю данный биографический отрезок, так как учительский труд чрезвычайно ответствен.

Менялись ли со временем Ваши взгляды на те или иные исторические факты, жизненные ситуации?

– Менялись, конечно, поскольку они меняются в зависимости от того опыта, внутреннего, прежде всего, который ты приобретаешь со временем. Вот я почти двенадцать лет беспрерывно работала в архивах. Это как бы поглощение, узнавание, впитывание в себя; позже начинается постепенное осмысление. Со временем я научилась понимать учителей знаменитой школы анналов, которые говорили своим юным ученикам: если вы не можете объяснить и проанализировать какое-то явление, если оно кажется вам необыкновенным, способным взорвать ситуацию, лучше абстрагироваться от него, подождать, пока не созреет правильное решение. Считаю, что для историка нет готовых рецептов, потому что каждый историк проходит свой путь. И этот путь связан, как и в любой профессии, прежде всего, с профессионализмом и с опытом – чисто человеческим, духовным, внутренним. Я часто вспоминаю свой очень давний разговор с профессором Ливерием Вороновым. Этот мудрейший человек сказал мне: "Нужно все-таки голову держать в холоде и помнить о мудрости". Тогда я его не очень поняла. А теперь поняла, почти поняла...

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Владимир Легойда

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты