поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 ноября 2016  распечатать

Выступление Александра Щипкова на XX Всемирном русском народном соборе

Ваше Святейшество, уважаемые участники Собора!

Слушая речь Патриарха, я вспоминал места из его только что вышедшей книги "Слово о традиции и современном обществе". Многие из вас уже видели ее в холле Зала церковных соборов. Она издана совместно Всемирным русским народным собором и Институтом социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ).

В прошлом году Святейший Патриарх написал книгу "Семь слов о русском мире". Идеи, высказанные в ней обсуждались в экспертном сообществе в течение года. Результатом этого обсуждения стал выход альманаха "Тетради по консерватизму". Четырнадцать экспертов (историки, философы и политологи) рассуждают о русской цивилизации, отталкиваясь от тезисов Патриарха. Никакой комплиментарности, строгая аналитика, высказанная в основном с двух идеологических точек зрения: социал-консервативной и либерал-консервативной.

Новая книга Патриарха Кирилла затрагивает несколько больших тем – традиция, свобода, права человека. Есть глава и о терроризме – страшной болезни современности. Заканчивается эта глава так: "Что можно и должно противопоставить "войне цивилизаций", если ставка глобализма в этом вопросе оказалась бита? Только равноправный диалог цивилизаций". Мы видим, что Патриарх предлагает вести разговор о таком страшном явлении как терроризм в философской плоскости. И это не случайно.

В современном и западном и российском медийном пространстве тема терроризма приобрела не просто идеологический, но эсхатологический оттенок. Образ террориста подаётся – и вполне заслуженно – как абсолютно инфернальный, поскольку террорист использует мирных граждан в качестве расходного материала. Мирные люди – это пушечное мясо терроризма, они обеспечивают картинку в СМИ.

Перед этим общим знаменателем террора даже манихейское деление на "открытые" общества и "закрытые" теряет свою сакральную силу. Идеология приносится в жертву человечности. Тема общечеловеческих ценностей получает новый смысл, основанный на крови невинных жертв.

Но это на словах. А на деле?

На деле радикалы и террористы приходят как раз туда, где почва выжжена оранжевыми революциями, которые были инициированы и оплачены самими борцами с терроризмом. Эти борцы призывали к "единому фронту" против Аль-Каиды и ИГИЛ и сами же поддерживали их, свергая умеренных правителей.

А разве этнические чистки недалеко от наших границ – не террор? Разве не является терроризмом взрыв линий электропередач на границе с Крымом – давайте-ка посчитаем, в скольких больницах были остановлены из-за отключения аппаратуры сложные хирургические операции, спасавшие людям жизнь? Чем это отличается от вторжения боевиков в родильный дом?

А когда армия взрывает своих противников в подъезде жилого дома, где живут дети, старики, женщины? Это тоже терроризм.

В своей новой книге Патриарх Кирилл справедливо подчеркивает: "Что хотя иные комментаторы склонны сводить истоки трагических событий к религиозным различиям... в происходящем нельзя винить религию". Да, действительно, ни одна религия в мире не призывает воевать с мирными гражданами. Такие призывы – это уже произвольная идеологическая, политическая надстройка над религией. Кроме того, события последних лет убедили нас в том, что секуляристская идеология способна генерировать военный террор, ничуть не уступающий по разрушительным последствиям террору ИГИЛ.

Можно потрясти пробирками с непонятным содержимым и вторгнуться в суверенную страну, а затем, погубив огромное количество людей, нехотя признать вину: "Мы ошиблись". Но неизбежен вопрос: а кто выступал в роли террориста в этом случае?

Патриарх Кирилл подчеркивает: "Ни одна традиционная религия не допускает навязывания веры силой, достижения религиозных целей через агрессию. Террористы, какими бы высокими словами они ни прикрывались, обычно преследуют сугубо низменные цели".

Я задаю себе вопрос: а могу ли я то же самое сказать о секулярном глобализме? Наверное – да. Мы точно также можем выделить в нём здоровую традицию и экстремистские крайности. Ведь некоторое время назад в госдепе США прямо заявили о возможности терактов в российских городах. Когда нашей стране угрожают бывшие пропагандисты антитеррористического фронта, – это тоже террор. Пролог к нему.

Нам необходимо признать, что терроризм бывает не только квазирелигиозный, но и секуляристский. И происходит он сегодня, как это ни парадоксально, под знаменами гуманизма. Вспомните словосочетание, придуманное американцами – "гуманитарные бомбардировки". Вдумайтесь в него...

У темы терроризма по сравнению с 2001-м годом кардинально изменился смысл. Сегодня нет единого "цивилизованного мира", который борется с терроризмом. Как это ни печально, но сегодня в борьбе с терроризмом мы можем надеяться только на себя.

Почему же идея противостояния Злу оказалась вывернута наизнанку? Ответ банален: из-за мирового кризиса. Чтобы выжить, элиты "первого мира" сжигают мировую периферию. Это происходит в Сирии, в Йемене, на Украине, в Афганистане... Террор для них инструмент и условие выживания. Но это игра с огнем.

Произошел сбой в инфраструктуре мировой гегемонии, за понятием "Запад" уже нет единой идеологии. Начался новый отсчет исторического времени. Что это означает?

На этот вопрос Патриарх Кирилл в своей книге "Слово о традиции и современном обществе" дает ясный ответ. Понимание свободы и права как сакральных сущностей больше не работает. И категория свободы, и категория права могут покоиться только на общих нравственных основаниях. Странам и народам придется заново договариваться. И ничто кроме традиционной нравственности не сможет служить для этого основой. В противном случае общество ждет срыв в архаику, где нет уже ни нравственности, ни права, ни свободы.

Поэтому крайне сомнительна идея о неких "цивилизованных" (в кавычках) странах, у которых Россия якобы должна копировать структуру социальных институтов, а в качестве "платы" за этот "мастер-класс" наступать на собственные интересы. Этот устаревший взгляд использует колониалистскую риторику XIX века о зависимости как плате за окультуривание. Мы вам – Киплинга, а вы нам за это должны дать золото и слоновую кость. Мы вам – "нормы демократии", а вы нам должны везти нефть и лес...

Мы никому ничего не должны кроме как своему народу – который мы обязаны защитить. Остальное от лукавого. Если наши действия в Сирии против террористов снижают напряжение у южных границ – мы на верном пути. Теперь мы боремся с терроризмом сами, и у нас это неплохо получается. А право быть нашим союзником ещё нужно заслужить.

А что касается бывших партнеров, которые пытаются помешать России защищать свой народ, то у них свои представления о сути терроризма. Но их желания уже не совпадают с их возможностями, их идеология конкистадоров перестала отражать мировую реальность.

Поэтому закончить выступление мне хотелось бы цитатой из патриаршей книги, которую я держу в руках: "Без отказа от геополитики с позиции превосходства, от догм о мнимых цивилизационных преимуществах международное сообщество рискует повторить трагедию ХХ века. Без такого отказа диалог культур просто не сможет состояться".

Благодарю за внимание.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Щипков

персоналии:

Патриарх Кирилл

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

07.11.2017

Революция и традиция
Встреча с Александром Щипковым

20.10.2017

Руководитель Юридической службы Московского Патриархата выступила на заседании Комитета Госдумы по развитию гражданского общества

Ковчег с башмачком святителя Спиридона Тримифунтского принесен в Исаакиевский собор Санкт-Петербурга

Представители Русской Церкви приняли участие в конференции по теме теологического образования

Шойгу передал патриарху Сербскому икону для храма святого Саввы в Белграде

В ДТП под Псковом погибла настоятельница Творожковского Свято-Троицкого монастыря игумения Анна (Ткач)

В Московской духовной академии состоялась презентация учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

20.10.2017

РИА Новости:
Антон Скрипунов
"Устроиться в РПЦ – идеальный вариант": прибыльно ли быть теологом

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион: Всякая попытка Церкви войти в пространство молодежной субкультуры заслуживает поддержки и признания

19.10.2017

Четыре пера:
Аркадий Минаков
Воронежский историк Аркадий Минаков: "Русская ирредента – одна из ключевых идей современного российского консерватизма"

Богослов.Ru:
В работе Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви максимально учитывается опыт предсоборной работы Русской Церкви начала ХХ века

Независимая газета:
Ольга Позняк
Наследники Реформации в зеркале социологии
В год 500-летия выступления Лютера представлены исследования современного протестантизма

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Лучшее решение китай лечение позвоночника далянь за небольшие деньги ; kurortazova.net/otzyvy-o-kirillovke/
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты