поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
17 декабря 2016  распечатать

Кардинал Кох: папа Франциск – мастер сюрпризов

Источник: ТАСС

Швейцарский кардинал Курт Кох, председатель Папского совета по содействию христианскому единству, лично занимался подготовкой исторической встречи папы римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая состоялась на Кубе 12 февраля 2016 года. Он присутствовал и при беседе двух предстоятелей. Кох представлял Ватикан на недавних торжествах в Москве по случаю 70-летия патриарха. Накануне 80-летия Франциска кардинал рассказал ТАСС о том, какой это понтифик.

– Как вы могли бы определить экуменическую стратегию Франциска? Отличается ли она чем-то от стратегии его предшественников?

– Я бы отметил определенную преемственность всех понтификов после Второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.). Все папы были открыты экуменическому диалогу, и для Франциска этот диалог очень близок в контексте благотворительности, углубления дружбы и братства между разными Церквями. Это – экуменизм духовности и практический экуменизм, который предполагает, что церкви должны идти вместе, плечом к плечу. Единство – это не конец пути, единство сопровождает весь этот путь, который надо проходить вместе. И, пожалуй, в этом тезисе особенность экуменизма папы Франциска.

– Отношения с православием, получается, находятся в центре этого пути. Как Франциск относится к Русской православной церкви и насколько была важна его встреча с патриархом на Кубе?

– Встреча в Гаване стала историческим событием, поскольку впервые патриарх Московский и всея Руси и папа римский встретились. Предшественники хотели и работали над этой встречей, и наконец она состоялась в этом году. Эта встреча – начало, она открыла двери для последующих шагов в установлении плодотворного сотрудничества между Москвой и Римом и, в конце концов, путь к единству.

– Возможно, намечены уже конкретные будущие шаги, достигнуты договоренности? Вы можете раскрыть какой-то секрет о подготовке этой встречи, что-то, что можно больше не скрывать?

– Эта встреча – далеко не начало отношений между Церквями Москвы и Рима, наше сотрудничество насчитывает долгие годы, особенно в области культуры. У нас множество общих культурных проектов. Например, в декабре прошлого года выступали вместе папский хор Сикстинской капеллы и Патриарший хор. Мы много работаем вместе в социальном и этическом плане в целях сохранения христианских ценностей, совершенно очевидно, что мы должны продолжать это сотрудничество. Но все то, о чем говорили патриарх и папа в Гаване, – секрет. Я присутствовал на этой беседе, но не могу разглашать ее содержание.

– С какими сложностями сталкиваются наши Церкви и какие, на ваш взгляд, сложнее всего преодолеть?

– Одним из препятствий стала достаточно резкая реакция на встречу патриарха и папы римского в России – она была направлена лично против патриарха. С другой стороны – реакция Украинской грекокатолической церкви. Думаю, что война на Украине чинит препятствия развитию отношений и порождает проблемы с обеих сторон. Надеюсь, что эти проблемы будут преодолены.

– Российская сторона – не только Церковь, но и государство – ценит подчеркнуто сдержанную позицию Ватикана по украинскому вопросу. Вы считаете, что она объясняется также экуменической стратегией нынешнего главы Ватикана?

– На этот вопрос я не уполномочен отвечать, поскольку это входит в компетенцию государственного секретаря.

– Почему папой, который встретился с патриархом, стал именно Франциск, первый папа – неевропеец? Ведь известно, что этой встречи желал Иоанн Павел II, у Бередикта XVI были особые отношения с Кириллом. Еще в то время, когда патриарх был митрополитом, а кардинал Йозеф Ратцингер не взошел на престол Святого Петра, они переписывались по теологическим вопросам. Так почему же эта встреча выпала на понтификат его преемника? Это совпадение или имеет значение личность Франциска?

– Конечно, личность папы имеет значение, но в первую очередь все зависит от времени. Я убежден, что если бы папа Бенедикт (ныне почетный папа после отречения в 2013 году. – Прим. ТАСС) еще возглавлял Римско-католическую церковь, то он бы встретился с патриархом Кириллом.

К этой встрече подталкивала огромная озабоченность по поводу преследований христиан во всем мире, именно поэтому патриарх и папа договорились о ней, чтобы дать общий сигнал солидарности всем христианам, особенно на Ближнем Востоке, где они подвергаются гонениям. Это было одной из ключевых причин, на мой взгляд.

Но и личность папы Франциска тоже важна. Я помню, по дороге из Стамбула в Рим Франциск сказал корреспонденту вашего агентства, что хочет встретиться с патриархом. "Пусть только скажет, где и когда, и я приеду". Таким образом Франциск заявил о полной готовности, и это помогло в организации встречи.

– Именно за такую открытость и готовность папа Франциск, в свою очередь, подвергся критике в лоне Римско-католической церкви. Кто-то обвинил его в том, что он слишком преклоняется перед православными, не только Московским патриархом, но и Константинопольским. Папа тем не менее не изменил своего отношения?

треагировали не на сам факт встречи, а на совместное заявление, которое было обнародовано по ее итогам.

– Католическая церковь намного более сплоченная, есть только один глава – папа римский. Православная же церковь достаточно разобщена, существует несколько патриархов. Это осложняет для вас диалог?

– Мы знаем о сложностях и трениях между разными православными церквями, это, конечно, не облегчает диалога между католиками и православными, но это реальность. И мы должны исходить из реального положения дел, а не того, что нам хочется.

– Вы говорили об общей задаче дать сигнал солидарности и защиты христиан в мире, но католическую и православную церкви объединяет еще и задача сохранения христианских ценностей, которые в современном мире часто предаются забвению. Вы согласны, что основополагающие ценности сейчас оказались в опасности?

– Думаю, что не только в Европе, но во всем мире христианские ценности, как бы сказать, поблекли. И, разумеется, крайне важно их проповедовать, и если делать это вместе, то будет только лучше.

– Продолжая тему экуменического диалога, нельзя не вспомнить о недавней поездке папы Франциска в Швецию по случаю 500-летия Реформации, появившейся в пику и в знак протеста против папского Рима. Возможно, в этой поездке меньше политического смысла, чем во встрече с патриархом, но символизма не меньше с точки зрения культурно-исторической, не так ли?

– В 2017 году мы будем отмечать не только 500-летие Реформы (лютеранской. – Прим. ТАСС), но и 50-летие диалога между католиками и лютеранами. Этот экуменический диалог – первый, и начался сразу после Второго Ватиканского собора. За полвека мы поняли, что у нас очень много общего. На все проблемы, которые породила эта Реформа, мы можем взглянуть другими глазами.

Мы решили отметить юбилей Реформы, учитывая три аспекта. В первую очередь это благодарность и общность, второй аспект – раскаяние за все зло, что мы причинили друг другу, за ужасные конфессиональные войны XVI–XVII веков, и третий важнейший аспект – надежда на то, что эти совместные торжества принесут плоды в будущем.

– Менее месяца назад закрылись Святые врата в главном ватиканском соборе, а также в других храмах по всему миру, открытые в связи с объявленным папой Франциском Юбилейным годом Милосердия. Какое значение имело это событие для католической церкви, для верующих, и какое духовное наследие остается?

– Здесь мы тоже наблюдаем преемственность, потому что тема милосердия всегда была в центре евангельского послания Иоанна Павла II. Его вторая энциклика была посвящена милосердию, он объявил День Милосердия, который отмечается в воскресенье после Пасхи. Потом Бенедикт XVI говорил: "Имя Божье – милосердие". Милосердие и в сердце папы Франциска, и он захотел посвятить этой теме Священный год. Святые врата закрылись, но совершенно точно, что не закрыта тема.

– В ходе нашей беседы вы уже несколько раз повторили – последовательность и преемственность. Похоже, это важнейшие понятия для Церкви. Но в то же время в папе Франциске многие хотят видеть революционера. Можно ли говорить о "революции Франциска", о которой так любят писать СМИ?

– Есть два папы – папа с газетных полос и папа реальный. Я могу говорить только о реальном папе.

– Так реальный Франциск – это только последовательность и преемственность?

– Нет, это совершенно другой человек (по сравнению с предшественниками). Все папы – Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел II, Бенедикт XVI, папа Франциск – все они очень разные, но все они на 100% католики. И в этом их главная последовательность и преемственность.

– Папа Франциск сразу после избрания стал невероятно популярен. Не будем его популярность сравнивать с популярностью предшественников, потому что многое зависит от времени, в котором они жили, от уровня развития коммуникаций, от культуры общения. Но факт, что сегодня папа Франциск – один из самых популярных людей на планете. В чем секрет его популярности, особенно в современном мире, где размываются ценности, которые он представляет?

– Я думаю, что причина его популярности в его близости народу. Люди в центре внимания, Церковь отходит на второй план, ее иерархия стоит на службе народа. Он умеет общаться и доводить послания, которые трогают души.

Франциск милосерден по отношению ко всем, кто страдает. Думаю, что эти черты наиболее характерные и сильные в его понтификате.

– Насколько важна личная популярность главы Римско-католической церкви для евангелизации?

– Думаю, что нет ничего лучше, когда мир не просто принимает папу, но любит его. Это позволяет обращаться ко многим сердцам, продемонстрировать, что Церковь служит добру. Если папа говорит, то от имени всей Церкви. И люди понимают, что папа говорит от имени всего христианства, и это крайне важно, поэтому первенство епископа Рима имеет экуменическое измерение.

– И не стоит ждать никаких сюрпризов от папы Франциска?

– Папа Франциск большой мастер сюрпризов. Но, если мы будем говорить о сюрпризах, они больше не будут сюрпризами.

– Когда можно ждать новой встречи между папой и патриархом? Возможно, ведутся переговоры о поездке понтифика в Россию? Или нужно, чтобы прошла еще тысяча лет?

– Сейчас я ничего не могу сказать, потому что конкретных планов нет, но всегда есть надежда, в том числе на продолжение.

– Ватикан готов пригласить патриарха?

– Конечно, Римская церковь была бы очень рада и благодарна, если бы патриарх приехал.

Беседовали Алексей Букалов и Вера Щербакова, корр. ТАСС в Риме

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

23.02.2017

В Троице-Сергиевой лавре состоялось отпевание и погребение архимандрита Кирилла (Павлова)

В Свято-Тихоновском университете открылся исторический лекторий, посвященный событиям 1917 года

Прихожане Андроникова монастыря хотят создать мемориал в некрополе обители

Патриарх Кирилл откроет выставку, посвященную "священному воинству"

Патриарх Кирилл возложит венок к могиле Неизвестного солдата

Русской духовной миссии в Иерусалиме исполняется 170 лет

Председатель Отдела внешних церковных связей провел встречи с послами Венгрии и Греции

Наместник Троице-Сергиевой лавры совершил панихиду по новопреставленному архимандриту Кириллу (Павлову)

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

12.02.2017

Литературная газета:
Василий Щипков
На каком языке заговорит мир XXI века?
Эпоха постмодерна заканчивается

11.02.2017

РИА Новости:
ОВЦС: призыв патриарха и папы защитить христиан остается актуальным

03.02.2017

Православие.Ru:
Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля – 10 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря

30.01.2017

Русская idea:
Николай Щипков
Дьявол из эко-мобиля. Рецензия на фильм Федора Бондарчука "Притяжение"

27.01.2017

Политаналитика:
Алексей Козырев
Исаакиевский собор: Музеи нужны, но в церковь приходят к Богу

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты