Александр Щипков Исаакий иголка в сердце Источник: МК Санкт-Петербург Александр Щипков, писатель, политолог, социолог религии:
Известие о передаче Исаакиевского собора в пользование Православной церкви я воспринял с радостью как восстановление исторической справедливости. Помимо юридической стороны вопроса а у нас существует обязательный к исполнению закон 2010 года № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" я бы хотел отметить главную смысловую составляющую этого события. В любом городе есть места, которые являются сакральными для его жителей. Они таковыми становятся не по указке сверху, а по факту народного почитания. И в силу этого они сплачивают, объединяют нацию. Из подобных мест складывается своеобразная сакральная география России. Например, Соловки, Мамаев курган, Херсонес, Бородино. Исаакий это одно из таких мест. И предназначение этого строения обозначено на его фронтоне: "Храм мой храм молитвы наречется". Там не написано, что храм музеем наречется. В первую очередь Исаакиевский собор это место для собрания верующих. Во вторую произведение искусства, которое должно быть доступно абсолютно всем желающим. Унизительная ситуация, когда верующих как граждан второго сорта пускают с бокового входа с 9:00 до 10:30 ровно на 1,5 часа, а потом храм закрывается, и дальше, извините, приходите молиться за деньги, недопустима и незаконна.
|
Главная претензия противников передачи собора экономическая. Якобы у Церкви не будет хватать денег на дорогостоящую реконструкцию Исаакия, и средства придется выделять из бюджета. Что вы думаете по поводу таких опасений?
Это абсолютно нормальное явление, когда Российское государство, созданное российским народом для упорядочивания течения его жизни, обеспечивает сохранение памятников, созданных этим народом. И ненормальное явление, когда государство отбирает или разрушает эти памятники.
Мотивации у противников придания собору религиозной функции разные. Представители музейного сообщества, которые сегодня являются распорядителями имущества, обеспокоены экономической составляющей. Интересы депутатов ЗакСа находятся в поле политики. Их политическое будущее зависит от умения вести "уличную борьбу", выводить людей на мостовую. Про механизмы создания конфликтных ситуаций и управления ими вы можете прочитать в любом учебнике по политологии. Национальный, религиозный и социальный факторы легче всего использовать для возбуждения масс. Они заинтересованы в переводе ситуации в политическую плоскость, однако им мешает упомянутый закон № 327, который однозначно требует передачи собора. Поэтому они предлагают изменить его.
С геополитической точки зрения действия обеих оппозиционных групп направлены на то, чтобы лишить Исаакий самой важной функции сакрального места, которая, повторю, объединяет нацию.
|