Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_111438.html


03 февраля 2017

Михаил Ващенко

О Церкви, политике и повседневности

Рецензия на книгу Александра Щипкова "До и после политики"

Одной из наиболее острых проблем современной России является поиск своей идентичности. После того, как советский проект стал достоянием истории, наша страна уже более двадцати лет находится в состоянии переходного периода. За эти годы в обществе так и не сформировалась четкая единая идентичность, что в условиях глобальных современных вызовов, в том числе и политических, не может не вызывать тревоги за будущее страны. Именно вопрос о поиске и формировании современной идентичности в России является сквозной темой книги писателя, политолога и публициста А.В. Щипкова "До и после политики" (Щипков А.В. До и после политики. – М., 2016. – 132 с.).

Книга представляет собой сборник эссе, в которых затрагиваются различные вопросы политической и общественной ситуации в России и в мире. Одним из них является вопрос о роли Русской Православной Церкви в жизни страны. Несмотря на то, что атеизм больше не навязывается государством "сверху", в обществе активно формируется антицерковная мифология и культивируется секулярный гуманизм как новая псевдорелигия. Ее адепты толкуют об относительности нравственных критериев и пропагандируют ложные постулаты о Церкви, такие, как, например, ее якобы подчиненность государственным структурам и неприятие правозащитной деятельности. Однако, как утверждает автор, именно Церковь может способствовать формированию в обществе новой идентичности, с опорой на традиционные ценности. Перефразируя немецкого социолога М. Вебера, автор приводит определение "православная этика и дух солидарности", которое характеризует суть отечественного традиционализма. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что запрос на справедливое устройство общества и понятие взаимопомощи всегда были востребованы в русском обществе. И этот запрос неразрывно связан с христианским идеалом общинной справедливости. Поэтому обретение Церковью своего места в российском социуме, социализация Церкви представляется автору оправданной целью.

А.В. Щипков считает ошибкой тот факт, что набор традиционных ценностей, характерный для России, до сих пор не оформлен в виде объединяющей всех ее жителей идеологии. Автор книги полагает, что таковая должна основываться на христианских ценностях, но при этом в светской форме. Такая идеология могла бы противостоять неолиберальному глобализму, и не только в России, но и в Европе, для которой христианские ценности также являются основной идентичности, и где, как и в России, существует запрос на такого рода консервативную идеологию. Именно консерватизм является наиболее универсальной и объединяющей всех идеологией, поскольку в ней не содержится никакого принципа превосходства.

Такое превосходство несет в себе идеология фашизма, и ей в книге А.В. Щипкова также уделено свое место. Автор напоминает, что против нашей страны в 1940-е гг. воевала не только одна Германия, но и вся объединенная под знаменем фашизма Европа. Казалось бы, про Великую Отечественную войну сказано и написано практически все. Но А.В. Щипков напоминает, что русский народ до сих пор не признан народом-жертвой, а та война не признана геноцидом народов СССР, прежде всего, русского. И абсолютно неприемлемо навязываемое в последнее время представление о Великой Отечественной войне только как о столкновении двух тоталитарных государств или как об "общей трагедии" русского и немецкого народов. Непонимание этих фактов и попытки пересмотреть итоги Великой Отечественной войны уже привели к тяжелым последствиям, главным из которых является возрождение фашизма на Украине в 2014 г. Ультраправому перевороту и последовавшему за ним геноциду русских на востоке этой страны в книге уделено немало внимания. Автор напоминает, что на Украине после распада СССР сформировался негативный тип идентичности, основанный на русофобии и отторжении от русского мира, составным элементом которого бóльшая часть Украины являлась.

Помимо вопросов, связанных с обретением Россией идеологии и сохранения в новой форме традиционных ценностей, автор обращается к творческому наследию двух русских поэтов, Николая Заболоцкого, и менее известного широкой публике Олега Охапкина. И обращение к их творчеству совсем не выпадает из общего контекста книги Щипкова. Ведь в своем творчестве Заболоцкий обращался в том числе и к теме справедливости, нравственной основе русской традиции. А Олег Охапкин – автор большого числа произведений на религиозную тему, и, по словам автора книги, представитель такого явления, как археоавангард, т.е., приверженности традиции, сопряженной с субъективностью и новизной.

Важную роль в книге А.В. Щипкова играют лирические отступления. Сама структура книги построена так, что эссе на политические темы перемежаются в ней с небольшими отрывками автобиографического и лирического характера. Из них можно узнать о детских впечатлениях автора книги, о его увлечениях, его родных, близких, о знакомых ему людях. Все эти воспоминания и просто "мысли вслух" на самые разнообразные темы, хотя бы одна из которых знакома каждому из потенциальных читателей книги, совсем не выпадают из ее общего контекста. Они только дополняют ее целостную картину. Соборность, справедливость, взаимопомощь, взаимовыручка – все эти традиционные для русского мира понятия, на теоретическом уровне анализируемые в политических эссе, приобретают практическое, прикладное звучание в этих лирико-автобиографических отступлениях.

И поэтому книга А.В. Щипкова "До и после политики" может быть интересна без преувеличения самому широкому кругу читателей – от специалистов по общественным дисциплинам, для которых небезразлична тема становления новой идентичности в России до почитателей русской поэзии Бронзового века. А та искренность, с которой написана эта книга, сможет подкупить и увлечь любого даже случайно взявшего в руки эту книгу читателя.

РЕКЛАМА