RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
22 марта 2017 Митрополит Корнилий: приятно знать, что президент соблюдает Великий пост Источник: https://ria.ru/religion/20170322/1490543866.html РИА Новости На минувшей неделе Владимир Путин встретился с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием. Ряд СМИ сразу же назвали это событие историческим. О главных темах состоявшейся встречи, об отношении президента к старообрядчеству, о том, как видят староверы конфликт вокруг Исаакиевского собора и соблюдает ли глава государства Великий пост, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал сам первоиерарх. Беседовал Алексей Михеев. Ваше высокопреосвященство, одной из тем встречи стало положение староверов, переезжающих в Россию из стран Южной Америки. По прозвучавшим оценкам, ситуация с ними в Приморском крае стала наглядным свидетельством фактического провала региональными властями федеральной программы содействия переселению соотечественников. Президент в курсе ситуации? Я постарался донести до президента наши общие чаяния, надежды всего старообрядческого мира, в том числе и этот вопрос. Это нужно нашему государству, и, может быть, больше нужно даже самим нашим русским людям, которые находятся в мире довольно-таки агрессивном. Им очень трудно там экономически выживать, мне рассказывали, что земли старообрядцев в Латинской Америке истощились, а порой и стали вредными для проживания. Поэтому многие, конечно, мечтают вернуться и возделывать наши земли. К сожалению, сейчас больше проблем, чем положительных результатов, вообще положительных результатов практически нет. Я сказал президенту, что основной вопрос это земля, выделение земли. Мы всегда работали на земле. Во все времена для старообрядцев это было естественно. После раскола их ссылали, они осваивали земли, помните, как у Некрасова: "горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол"? Потом они переселялись или их пересылали, они осваивали новые земли, в какой-то степени это процесс продолжается и за морем, к ним подселяют местное население, уже к освоенным просторам, а старообрядцы переселяются дальше, поскольку смешиваться им, особенно по религиозным вопросам, не хотелось бы, особенно если это большие инородные скопления. Они переходят в другое место, а на освоенных ими землях остаются другие. Насколько я понимаю, в регионе переселенцам землю фактически предлагают покупать, а то, что должно выделяться бесплатно, например при регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, выделяется либо после письма из Москвы, либо не выделяется совсем. Да. Они бы хотели гарантий, каких-то подъемных. Но ни в коем случае не хотели бы быть наемными работниками, как им предлагают, приехали, а им предлагают работать на ферме. Они говорят, нет, мы хотим быть хозяевами на земле, как привыкли. Привыкли жить автономно. Представляете себе старообрядцев в колхозе? Им нужно жить компактно, молиться, не очень общаться с миром. Второе, что они просят, человека от правительства, наделенного полномочиями, который мог бы курировать их. На сегодняшний день они не знают, куда обратиться. Местные власти не заинтересованы в них им нужны как раз наемные рабочие. И еще один момент там, за морем, видимо, какие-то более гуманные порядки, они приезжают в надежде, что и у нас будет так же, что они приехали на Родину, приезжают, как дети доверчивые, не верят, что может быть какое-то зло, что их могут обмануть. В радужном настроении. А уезжают очень пессимистично, расстроенные. С запуганными выражениями лиц, глаз, общим настроем души. Понятно, что когда они приедут туда с такими впечатлениями и расскажут все, мало кто захочет приехать. Президент поможет? Да, он пометил себе, записал. Я считаю, что Россия должна быть заинтересована как страна, чтобы верующие люди в нее приезжали, показывали пример. Нам это очень нужно, и с духовной стороны, и учитывая, в каком состоянии находится деревня, она же умирает заброшенной. Они бы хотели все изменить, но, опять вспомню Некрасова, "только ты им не мешай". А в Приморье и мешают, и притесняют их, бедных. Они не видят доброго отношения. Может быть, встреча наша с президентом что-то сдвинет. 400-летие протопопа Аввакума, почитаемого старообрядцами как новомученика и исповедника, станет фактически первым примером масштабной поддержки староверов государством, особенно после столетий гонений. Есть ли уже какой-то план торжеств? Я поблагодарил президента за поддержку наших инициатив, за возможность поддержать грантом, приветствием своим, участием. Хорошо получилось, что наше желание и их возможность поддержать совпали. Ни в царское время, ни в советское это было невозможно. Сейчас такое время, когда Господь дает нам возможность, а мы стараемся ею воспользоваться. 400-летие огромный скрепляющий мотив, поскольку Аввакум святой для всех старообрядцев, независимо от разногласий. Объединяющая, знаковая фигура, которая в какой-то мере нас приближает к друг другу. Через несколько дней мы встречаемся с заместителем министра культуры Александром Журавским, эта встреча должна будет поставить четкие ориентиры что, где, как, за какие деньги. Разумеется, мы и так будем отмечать юбилей нашими молитвами, крестными ходами, духовными песнопениями, вечерами, концертами. Но хотелось бы шире, конечно, чтобы фильмы снимались, книги издавались, хочется выставки провести, здесь, конечно, нужна помощь государства. Государство активно помогает Русской православной церкви в возвращении имущества. Могут ли старообрядцы рассчитывать на такую же поддержку? На выступлении в Госдуме в рамках парламентских Рождественских встреч вы упомянули о ряде нерешенных вопросов. Мы обсудили передачу нам здания Покрово-Успенского храма в Москве, в Малом Гавриковом переулке, в нем с 1960-х годов находится спортивный клуб, само здание принадлежит Московской федерации профсоюзов. Когда я президенту обрисовал ситуацию, он сказал, что это трудный и не новый вопрос. Надо выкупать храм, собственник говорит, я это купил, а вы хотите меня выселить. Покупайте. Я сказал, что, может, вы тогда Собянина попросите построить новый спортзал. Зачем же обязательно в церкви спортом заниматься? Логично совершенно и достаточно просто для Москвы построить небольшой зал и их туда перевести. "Новая Палестина", "старообрядческий Иерусалим" история с решением саратовских властей снести здания Черемшанских монастырей получила резонанс. Есть подвижки? Какие еще есть сложные вопросы с недвижимостью? Все двигается. Справки собираем, но сил мало, если совсем честно говорить. Если бы у нас были толпы старообрядцев, которые бы все вместе что-то предпринимали, то, наверное, проблемы бы в Черемшанах не было. А так горсточка русских... Поблагодарил президента, что (спикер Госдумы Вячеслав) Володин нам помогает с Черемшанами, это же его родные места. Острых проблем, наверное, нет. Вот во Владимире есть наш храм у Золотых ворот. Нам его должны передать, но как скоро? Там музей хрусталя находится. А у нас во Владимире есть довольно большая церковь. Если передадут, то возьмем, но это такой вопрос, из-за которого не стоит ломать копья... Если было бы много старообрядцев и было негде молиться, тогда да, но во Владимире нас мало. Тем более по Питеру мы знаем, что это вырастает в какие-то стычки. Кстати, как вы лично восприняли конфликт с передачей РПЦ Исаакиевского собора? Как отнеслись к протестам против выселения музея в старообрядческой среде? Исакий, конечно, возвращать надо. Это же храм, он освящен, он имеет сакральную ценность. Храм мы освящаем на веки вечные, он одухотворен благодатью, ангел Господень к каждому храму приставляется, стоит у каждого алтаря, даже если церковь осквернена. Трудно сейчас, конечно. Все разрушалось десятилетиями. Если бы народ еще был верующий, если бы больше людей считало, что приоритет за духовным, а не за материальным, не с пикетами бы стояли "дайте нам музей", а говорили бы "верните нам храм Божий". Но Петербург особый город конечно, со своим менталитетом. Слава Богу, что государство понимает исторические долги надо возвращать. И это обнадеживает. Президент вообще интересуется старообрядчеством? Какое у вас осталось впечатление от встречи с ним? Я сейчас видел интерес с его стороны, со стороны его команды Иванова, Кириенко, Володина. Заинтересованное, положительное отношение. Знаете, у нас не столь большой круг верующих, сколь большой круг сочувствующих. Церковь не очень большая, а круг сочувствующих все расширяется, слава Богу. Мы закончили возможностью посещения президентом нашей Рогожской, я пригласил его на открытие выставки 1 июня. Сказал, что постарается приехать. Я его еще пытался завлечь к Агафье Лыковой, рассказал немного о ней, ее историю. У него еще манера такая, я начинаю что-то говорить, а он: "А в чем вопрос?" Я напрямую не могу сказать: "Вы бы туда слетали, познакомились, интересно было бы". Она написала письмо, говорит, передай Путину мою просьбу, чтобы ко мне приехали помощники. Я уже старая, мне надо молиться, а они бы помогли по хозяйству. Почему-то она считает, что я с ним, видимо, очень часто встречаюсь... Рассказал, что (губернатор Кемеровской области Аман) Тулеев ее опекает, даже козла ей сбросил с вертолета, чтобы ее козы плодились. И расплодились же, три козленка теперь. Он сразу: "Тулееву обязательно скажу, чтобы еще больше помогал". Не пытались уговорить принять старую веру? Нет, но наш богослужебный календарь подарил. Он открыл на дате нашей встречи, там указано, что надо вкушать пищу без масла, и говорит: "А я так сегодня и ел". Очень приятно стало. Это большой Церкви (РПЦ ред.) большой, можно сказать, плюс, что наш президент соблюдает Великий пост, живет православной традицией. |
РЕКЛАМА |