поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
27 октября 2004  распечатать

протоиерей Димитрий Смирнов

Особая забота церкви

Доклад на Соборе

Доклад председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года


Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., определили вектор церковно-государственных взаимоотношений, подчеркнув, что "задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви". Согласно Концепции, важными областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание народа; христианское попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений; труды по профилактике правонарушений, духовное окормление находящихся в заключении.

Необходимо отметить, что в настоящее время мир, отодвинув на второй план угрозу ядерной катастрофы, столкнулся лицом к лицу с проблемой международного терроризма. Террор явление не новое, но сегодня он приобрел некоторые новые черты.

Совершенно понятно, что Русская Церковь, которая всегда была со своим народом, не может оставаться безучастной к вызовам нынешнего времени. Тем более что фанатический экстремизм позиционирует себя как борьбу за религиозно-нравственные идеалы в противовес современному секуляризованному миру. Голос Церкви со словом о Христовой любви должен зазвучать ныне с особой силой, особенно в военной среде, чтобы дать человеку, носящему погоны, дополнительную опору в его служении, пока к нему не придет осознание, что эта опора главная и вечная.

Созданный в 1995 г. Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сегодня по преимуществу занимается строительством отношений с министерствами и ведомствами, в состав которых входят войска и воинские формирования, а также координационной, методической и организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с органами военного управления.

В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями его работы являются:

– координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества;

– оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей;

– забота о пастырском окормлении православных военнослужащих как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане;

– участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств;

– представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы;

– информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви.

Отдел имеет разветвленную структуру, работая по пяти направлениям, которые условно можно обозначить так: "Армия", "Милиция", "Тюрьма", "Остальные структуры" и "Издательско-миссионерское направление".

Первым официальным актом, закрепляющим принцип военно-церковных отношений, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 г. Святейшим Патриархом Алексием и Министром обороны РФ генералом армии Павлом Грачевым. В настоящий момент действует Соглашение о сотрудничестве от 4 апреля 1997 г., также подписанное Святейшим Патриархом и Министром обороны РФ. Данный документ предполагает более тесные и разносторонние отношения Церкви и Армии, что и привело к развитию и детализации этих взаимоотношений. Более того, импульс взаимодействия между Церковью и Армией был воспринят и другими силовыми структурами: Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Фельдъегерской службой, а также Советом атаманов войсковых казачьих обществ России, с которыми заключены аналогичные соглашения, что дает правовое основание для христианской православной миссии среди личного состава силовых ведомств.

Важным фактором в формировании и укреплении церковно-военных отношений стали регулярные личные встречи с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил, начальником Главного управления кадров – заместителем министра обороны по кадрам, начальником Штаба по координации военного сотрудничества государств – участников СНГ, начальником Тыла Вооруженных Сил, начальником 12-го Главного управления МО РФ, начальником Главного управления воспитательной работы, Главнокомандующими Военно-морским флотом, Военно-воздушными силами, Сухопутными войсками и Внутренними войсками МВД, Командующими Ракетными войсками стратегического назначения, Военно-космическими силами, Воздушно-десантными войсками, начальниками военных академий и университетов, военачальниками других управлений, войск и воинских формирований. Во время этих встреч обсуждаются проблемы церковно-государственных отношений, а также создания условий для удовлетворения духовных запросов военнослужащих и членов их семей в военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

Необходимо отметить, что уровень, интенсивность и глубина взаимодействия Церкви и силовых структур Российского государства не однородны. Это зависит от нескольких факторов. По степени важности они таковы: 1. Качества личности организатора взаимодействия (воцерковленность, энтузиазм, коммуникабельность, скромность, бескорыстие, любовь к подопечным, ответственность).2. Близость к театрам военных действий (пребывание в "горячих точках"). 3. Отношение к Церкви, к личности организатора взаимодействия со стороны руководства окормляемого соединения. 4. Количество воцерковленных людей и их активность внутри окормляемой структуры. 5. Размер материальных ресурсов, направляемых на развитие взаимодействия с окормляемой структурой.

На сегодняшний день всю тяжесть ответственности за формирование отношений Церкви с органами военных округов, флотов, объединений и военно-учебных заведений несут епархии, на территории которых размещается та или иная военная структура. Многие епархии для создания правовой основы для взаимодействия заключили двусторонние соглашения о сотрудничестве с местными органами военного управления, а некоторые утвердили и годовые планы сотрудничества.

Примером плодотворных отношений Церкви с высшими органами управления Вооруженных Сил служат взаимоотношения Святейшего Патриарха и Постоянных членов Священного Синода с высшим руководством государства, министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также взаимоотношения Преосвященных архипастырей с полномочными представителями Президента России в федеральных округах и Командующими войсками военных округов и флотов.

Об углублении отношений с высшими органами военного управления убедительно свидетельствует обретение икон небесных покровителей различными структурами Вооруженных Сил, Внутренними войсками, которое совершилось по благословению Его Святейшества. О том же говорят и многочисленные обращения министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также военно-учебных заведений и воинских частей к Его Святейшеству с просьбой о благословении на строительство храмов и часовен для увековечения памяти погибших при исполнении воинского долга и всех почивших ветеранов.

Формирование и укрепление отношений с органами управления соединений и воинских частей возложено на архиереев соответствующих епархий. От того, какими будут эти отношения, непосредственно зависит духовное окормление и просвещение военнослужащих и членов их семей епархиальным духовенством в военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

Современная законодательно-правовая база и уровень церковно-государственных отношений позволили создать условия для церковного окормления военнослужащих и членов их семей практически во всех военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях.

В настоящее время российских военнослужащих окормляют около 2000 епархиальных священников, из них около 950 на постоянной основе, хотя не все они входят в состав епархиальных комиссий, отделов по взаимодействию с силовыми структурами или являются помощниками Преосвященных архипастырей. Нагрузка на епархиальное духовенство распределяется неравномерно. Так, духовенство Московской епархии окормляет 192 воинских части, а Екатеринбургская – 174, то есть 8, 7 и 7, 9% от общей нагрузки 73 епархий. В некоторых же епархиях этот процент стремится к нулю.

В СООТВЕТСТВИИ с Соглашениями о сотрудничестве, военнослужащие срочной службы имеют возможность в воскресные и некоторые праздничные дни участвовать в богослужениях в 156 храмах и часовнях видов и родов войск, военных округов, соединений, отдельных военно-учебных заведений и воинских частей, а также более чем в 400 монастырских и приходских храмах, находящихся недалеко от мест дислокации воинских частей. Продолжается строительство новых гарнизонных храмов. В частности, в 2003 г. успешно завершено строительство храмов во всех военных гарнизонах Ядерно-технического комплекса Вооруженных Сил. Отрадно отметить, что по ходатайству командования построенные храмы все чаще стали входить в состав подворий монастырей, что способствует более эффективной работе с военнослужащими.

Для верующих личного состава группировки войск в Чеченской Республике действует полевой храм иконы Божией Матери "Благодатное Небо" в Хатуни Веденского р-на и 5 полевых часовен. Во многих воинских частях, где военнослужащие из-за значительной удаленности не имеют возможности регулярно посещать богослужения, созданы комнаты, в которых священники могут совершать таинства исповеди и причащения.

На встрече с Министром обороны России С. Ивановым в декабре 2002 г. представители делегации православного и католического ординариатов Войска

Польского православный ординарий генерал бригады епископ Мирон (Ходаковский) и католический ординарий генерал дивизии епископ Славой-Лешек Глудзь весьма высоко оценили вклад Русской Православной Церкви в дело возрождения духовного окормления армии. При этом епископ Глудзь отметил, что Русская Православная Церковь должна занимать такую же ведущую роль в Вооруженных Силах, какую по праву занимает Католическая Церковь в Польской армии.

С января 2002 г. стала выходить ежемесячная газета Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями – "Победа, победившая мир" (тираж 5 тыс. экз.). По ^благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА газета сначала распространялась преимущественно в высших, региональных и местных органах государственного и военного управления, а с января 2004 г. – в епархиях, монастырях и приходах Центрального и Южного федерального округа.

С января 2003 г. по благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА и по Соглашению о сотрудничестве с редакцией газеты "Красная звезда" к этой центральной военной газете стало выходить ежемесячное приложение – "Победа, победившая мир" на 4 полосах тиражом 50 тыс. экз. В связи с этим заметно расширилась аудитория читателей, которые могут знакомиться с Православной культурой и духовными основами воинского служения Отечеству.

С апреля 2002 г. ежемесячно выходит газета "Мир всем", направленная на христианское просвещение работников УИС и заключенных. Разумеется, тираж еще весьма невелик, но если епархии озаботятся тем, чтобы газета дошла до своего читателя, его можно увеличить. Каждый уверовавший во Христа сотрудник уголовно-исполнительной системы – это активный помощник священника в тюрьме и зоне, каждый уверовавший заключенный – это сокращение преступности в стране, не говоря уже о спасенной душе.

С марта 2003 г. открылся Интернет-сайт Синодального Отдела www.pobeda.ru, который регулярно совершенствуется и обновляется. В настоящее время он насчитывает тысячи гипертекстовых документов, содержащих доклады на семинарах, конференциях, учебно-методических сборах и др. методические материалы для духовенства, окормляющего военнослужащих; а также все номера газеты "Победа, победившая мир", около 5 Гигабайт видеозаписей, более тысячи фотографий, около 200 песен духовного и военно-патриотического содержания.

В настоящее время Интернет-сайт Отдела ежемесячно посещает не менее 9 тыс. посетителей, что в среднем составляет не менее 300 чел. в день.

По данным социологических исследований Главного управления воспитательной работы ВС РФ, в ноябре 2003 г. около 400 тыс. военнослужащих, т.е. каждый третий, считал себя верующим, нуждающимся в удовлетворении религиозных нужд (из них православных – 76%, мусульман – 9%, буддистов – 3%, других вероисповеданий 12%). Это в 1, 33 раза больше, чем было два года назад. Достичь такого духовно-нравственного уровня Вооруженных Сил стало возможно благодаря укреплению сотрудничества органов воспитательной работы с духовенством Русской Православной Церкви.

За 10 лет, прошедших после подписания Святейшим Патриархом и Министром обороны Российской Федерации Совместного заявления о сотрудничестве Вооруженных Сил Российской Федерации с Русской Православной Церковью, практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих силами епархиального духовенства.

Однако не следует излишне радоваться росту числа верующих военнослужащих. Последствия духовных и нравственных катаклизмов времен государственного атеизма и богоборчества слишком масштабны.

К правовой и общественной незащищенности военнослужащих добавилась и материальная незащищенность, оказывающая крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние войск. Из-за низкого материального уровня жизни 30, 8% семей военнослужащих находится за чертой бедности, 40% браков молодых офицеров распадается, 50% семей молодых офицеров не могут иметь детей, 68% семей военнослужащих могут воспитывать не более одного ребенка.

Бедственным представляется и состояние контингента новобранцев: около 40% призывников имеют образование ниже среднего, при этом каждый четвертый нигде не работал и не учился, около 8% призывников систематически употребляли спиртные напитки, 5, 4 – основательно пробовали наркотики, токсические вещества, около 12 – имели приводы в милицию, 8% – привлекались к суду.

В особенно критическом положении оказались военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Афганистана, Дагестана, Абхазии, Югославии, Чеченской Республики, а затем уволенные в запас. Многие из тех, кто не нашел дороги в храм, встали на путь духовной и нравственной деградации, вызванной употреблением алкоголя и наркотиков, оказались в криминальных структурах или местах лишения свободы, покончили с собой.

Так, анализ опыта работы с осужденными из числа участников боевых действий, проведенный психологической службой ГУИН в социально-реабилитационном центре исправительной колонии N 2, Управления исполнения наказаний

Минюста России по Орловской области, показал, что многие из них страдают психическими расстройствами, связанными со стрессом во время участия в боевых действиях Основные черты таких расстройств – духовная пустота и эмоциональное оскудение, уход в себя, повышенная возбудимость и т.п.

Изменить ситуацию не в состоянии даже постоянно растущее число военных психологов. Между тем, мировой опыт свидетельствует, что духовные недуги военнослужащих, особенно непосредственно участвовавших в боевых действиях, можно лечить лишь совместными усилиями военных священников, психологов и психиатров. Поскольку около 320 тыс. российских военнослужащих – верующие православные воины, то, следуя зарубежному опыту, уже сегодня можно было бы ввести порядка 320-400 штатных должностей для православного военного духовенства и 27-32 должностей для мусульманского духовенства.

Необходимость присутствия православного пастыря рядом с человеком в погонах, который по долгу своего служения находится в экстремальных условиях, сейчас понимается на всех уровнях военного управления, а положительный опыт десятилетнего взаимодействия Церкви и Армии доказал свою результативность. Особая забота всех священнослужителей о человеке с ружьем и о находящемся в заключении никогда не будет излишней, но всегда благотворно отразится на всем устройстве народной жизни и отзовется глубокой сердечной благодарностью всем трудящимся на этой запущенной ниве.

(Печатается в сокращении).

27.10.2004

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, Москва и Сергиев Посад, октябрь 2004

Служба в армии: религиозная составляющая

персоналии:

Протоиерей Димитрий Смирнов

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

13.10.2019

Щипков. "Возвращение Архиепископии"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 105

08.10.2019

РПЦ открыла 67-ой кризисный приют для женщин

Иудеи готовятся отметить Йом-Кипур

07.10.2019

По завершении заседания Синода состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Кирилла и архиепископа Дубнинского Иоанна

Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции

Епископ Воскресенский Дионисий передаст жителям города Пушкино реконструированное футбольное поле

06.10.2019

Щипков. "Церковь и Ее язык"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 104

Состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

20.09.2019

Русская народная линия:
Диакон Игорь Голиков
"Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс"

14.09.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Климент
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Церковь ценит труд писателя

15.08.2019

Радонеж:
Андрей Рогозянский
Пришло время твёрдо сказать: "Я – с моим Патриархом!"

03.08.2019

Институт Наследия:
Новые законы поставят информационную безопасность детей под угрозу?

16.07.2019

Информационно-аналитический портал "Материк":
Дмитрий Мышецкий
"Спящие" православного Екатеринбурга?

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты