Антон Скрипунов Успение Богородицы: загадки "второй Пасхи" Источник: РИА Новости Священный город трех религий Иерусалим дважды в год становится русским. И оба раза на Пасху: второй Пасхой называют Успение Пресвятой Богородицы. О том, почему у праздника такое название и какие загадки с ним связаны, в материале РИА Новости.
Богословы спорят
Как ни странно, это значимое для христианского календаря событие вообще не упоминается в Священном Писании. Известно лишь, что перед самой своей крестной смертью Иисус Христос завещал своей матери "в сыновья" апостола Иоанна, своего любимого ученика. "И с этого времени ученик сей взял Ее к себе", пишет сам апостол в своем Евангелии.
Современные богословы отмечают, что документальных свидетельств о дальнейшей судьбе Девы Марии практически нет вплоть до V века прямые указания на него в трудах отцов Церкви отсутствуют. Между тем в католической церкви считается, что праздник Успения существовал еще со времен апостолов. Древнейшим же письменным сказанием о смерти Богородицы является трактат Transitus Sanctae Mariae, сохранившийся на греческом, латинском, сирийском и эфиопском языках. Богословы спорят о времени появления труда. Большинство из них датируют его VI веком, тогда же в церковную традицию входит празднование Успения.
Само слово "успение" переводится со старославянского как "мирная кончина". Еще одно значение "сон". Именно так понимается в христианстве смерть как переход из жизни земной в жизнь вечную. И на каждом богослужении верующие молятся о "христианской кончине живота безболезненной, непостыдной, мирной".
"В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота... На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой все побеждающей, все очищающей, все преображающей любви..." писал о смысле праздника известный православный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний (Блум).
"Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери... Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение не пустое слово, что воскресение не иносказание, но все мы по слову Божию воскреснем и войдем в полноте нашего человечества и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего", отмечал он.
Загадочное исчезновение
Говоря об истории праздника, Церковь опирается на апокрифическую историю, отраженную в Transitus Sanctae Mariae. По ней к моменту смерти Богородица жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу и место воскресения своего сына. Однажды ей явился архангел Гавриил (тот, кто возвестил, что ей предстоит родить Христа) и сказал, что через три дня она "отойдет ко Христу Богу" и в подтверждение своих слов вручил ветвь с райского дерева, указав нести ее во время погребения перед телом.
В Иерусалиме собрались все апостолы (кроме Фомы) и совершили погребение Богородицы в Гефсиманском саду, где любил молиться ее сын и где были похоронены ее родители Иоаким и Анна. Согласно преданию, мимо процессии с телом проходил первосвященник Афоний, сильно ненавидевший христиан. Он попытался опрокинуть одр, но его руки были невидимым образом отсечены. Кроме того, чтобы помешать погребению, к процессии направили стражу, но ложе с Девой Марией и апостолов "точно стена окружило облако". К ученикам с небес спустился сам Христос и забрал душу своей матери на небо. Все это можно увидеть на иконах праздника Успения.
Спустя три дня апостол Фома, не успевший на погребение, попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Богородицей. "Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы", писал святитель Димитрий Ростовский.
В тот же день во время вечерней трапезы ошеломленным ученикам явилась сама Богоматерь и приветствовала их словами: "Радуйтесь! ибо я с вами во все дни". Считается, что именно с этого момента Богородица стала главной помощницей людей христиане верят, что к ее ходатайствам прислушивается сам Господь.
Интересно, но, в отличие от истории погребения, местонахождение самой гробницы известно еще с I века благодаря письмам Дионисия Ареопагита. В 326 году царица Елена, мать императора Константина, построила на этом месте базилику, просуществовавшую до XI века.
Храм, существующий и по сей день, был восстановлен крестоносцами. Он находится под землей вниз ведут 50 ступеней. Сама часовня с камнем, на который было положено тело, имеет крестообразную форму. В южной части часовни есть даже есть специальный придел для мусульман, которые также почитают Деву Марию.
"Мост между мирами"
"Церковный год заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы, а начинается празднованием ее Рождества (21 сентября. Прим. ред.). Церковный индикт (календарь) снова раскроет перед нами картину нашего спасения. Богослужебный орнамент, которым полна церковная традиция, не есть просто эстетический, абстрактный узор. Каждый церковный праздник не просто день в календаре. Он наполнен символикой, которая есть некий мост между разными реальностями. Суть праздника всегда вторжение в жизнь мира Божественной жизни и ответ людей на это вторжение", объясняет протоиерей Александр Рябков.
Богослужения в праздник Успения священники совершают в голубых облачениях. Этот цвет Богородичный символизирует небесную чистоту и непорочность. Вечером накануне 28 августа из алтаря в центр храма, как и перед Пасхой, выносят плащаницу большую икону, на которой изображена лежащая во гробе Богоматерь. А 28 или 29 августа совершается чин Ее погребения. Верующие как бы становятся участниками тех событий: как в Страстную пятницу, когда совершается чин погребения Христа. Это еще одно свидетельство родства двух праздников. Как и то, что Успение Богородицы предваряет двухнедельный строгий пост.
В католической церкви к празднику Успения (отмечается 15 августа. Прим. ред.) добавились еще две даты: Вознесение Девы Марии и ее Коронование. Но это сравнительно недавняя традиция.
На Руси же Успение всегда было одним из самых любимых праздников. Ему посвящены самые известные храмы начиная от знаменитой Десятинной церкви, заканчивая Успенским собором Московского Кремля. В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Успенский одна из самых распространенных русских фамилий. Почему именно этот праздник так приглянулся нашим предкам тоже большая загадка.
|