Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_113346.html


07 сентября 2017

В поисках нового языка: в Москве состоялся круглый стол Русской экспертной школы (Москва) и Центра Симоны Вейль (США).

3 сентября 2017 года в Москве, на площадке Новоспасского монастыря прошёл круглый стол, организованный Русской экспертной школой (Москва) и Центром Симоны Вейль (Вашингтон, США). Помимо этого в мероприятии приняли участие сотрудники МГИМО МИД России, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института "Телос – Пол Пиконе" (Telos-Paul Piccone Institute, США), Кентского Университета (University of Kent, Великобритания), Оттавского университета (University of Ottawa, Канада), Университета Чарльза Стюарта (Charles Sturt University, Австралия), Род-Айлендского университета (UniversityofRhodeIsland, США). Встречу открыл наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва, который приветствовал участников мероприятия и благословил их на плодотворную работу.

В основу докладов и дискуссии легло мнение, разделяемое всеми участниками круглого стола, что нынешнее социокультурное состояние мира – переходное и кризисное, отражающее кризис либерального миропорядка. Кроме того, эксперты сошлись в том, что происходящий кризис может быть разрешён через возврат в образ мыслей современного человека религиозных оснований морали. Отдельные эксперты, в частности директор Русской экспертной школы Василий Щипков (Москва) и Адриан Пабст (Кентский университет, Великобритания), обратили внимание на то, что язык современных гуманитарных наук, сформировавшийся при непосредственном влиянии мировоззренческих установок эпохи Просвещения, Нового времени, модерна и постмодерна, связан с определёнными идеологическими доктринами Нового времени и не в состоянии полноценно описывать современность. Тем более его тесные рамки не позволяют говорить о будущем. Поиск нового гуманитарного языка – это не отдалённая перспектива, а насущная задача сегодняшнего дня. В качестве подтверждения этой мысли Василий Щипков привёл в пример привычку, доставшуюся нам в наследство от Просвещения, использовать термины "современность" и "традиция" в качестве антонимов, вследствие чего традиционные ценности оказываются в вечной оппозиции к современному человеку.

Доклады участников круглого стола взаимно дополняли друг друга. Пол Гренье (Центр Симоны Вейль, США) проанализировал фундаментальные отличия христианской морали и либеральной: в основе христианской морали лежит интенция добра, тогда как цель либеральной этики – собственное благополучие индивида, совершающего тот или иной поступок. При этом диаметрально противоположный смысл принадлежит понятию "послушание". Для христианина послушание является важнейшей добродетелью, а для либерального мировоззрения – формой угнетения человеческой свободы.

Андрей Рогозянский (Русская экспертная школа) в свою очередь обратил внимание на то, что в странах Запада у представителей экспертного сообщества зачастую ложное представление об истинном положении дел в Русской Православной Церкви. Церковь рассматривается ими через призму либеральной идеологии и почти исключительно в позитивистском ключе. Это приводит к видению её как реакционного социального института. При этом совершенно упускается из виду не только её трансцендентный, внемирный аспект, но и конкретные историко-культурные факты и предпосылки. Другой представитель Русской экспертной школы – Евгений Белжеларский развил эту мысль. Он предположил, что подобного рода предвзятые суждения являются наследием колониальных времён, непреодолённым предрассудком "белого человека", привыкшего делить мир на "цивилизованный" и "варварский". Противоположную идею несёт в себе христианство, для которого нет более или менее "цивилизованных" культур, потому что "нет ни эллина, ни иудея".

Прошедший круглый стол продемонстрировал продуктивность подобного рода международных экспертных встреч, которая была засвидетельствована положительными отзывами всех его участников. Характерной особенностью дискуссии было то, что проходила она за рамками политической плоскости. Базовые вопросы, которые позволяет успешно рассматривать такой формат – это вопросы антропологии, метафизики, ценностей. По словам директора Русской экспертной школы Василия Щипкова, такого рода интеллектуальная дипломатия – это одно из постоянных и наиболее перспективных направлений в работе Школы, которое будет развиваться и в будущем.


Центр Симоны Вейль (США) – это международное объединение философов, публицистов, экспертов-гуманитариев, которые пытаются сформулировать христианский ответ на кризисы, происходящие в культуре и обществе западного мира. Центр назван в честь Симоны Вейль (фр. Simone Adolphine Weil, 1909 – 1943 гг.) – французского религиозного мыслителя и философа. В юности она была увлечена левыми идеями. В 1936 году в её мировоззрении произошёл кардинальный перелом – она разочаровалась в социализме и коммунизме, и вскоре сблизилась с христианством. Во время Второй мировой войны Симона Вейль в знак солидарности с узниками нацистских концлагерей ограничила потребление пищи до уровня пайка заключённых. Это привело к резкому ухудшению её здоровья и преждевременной смерти.

РЕКЛАМА