поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
04 октября 2017  распечатать

Антон Скрипунов

Вторая религия Бухары: почему православие выжило в Узбекистане

Источник: РИА Новости

Перед распадом Советского Союза Среднеазиатский регион начали сотрясать межэтнические конфликты. Одной из их жертв стало русское население, которое в один миг оказалось "вторым сортом". Только Узбекистан в 90-е годы покинули около 700 тысяч русских. Тогда православная церковь в этой стране столкнулась с реальной угрозой исчезновения.

Православный Узбекистан

Вообще-то, христианство существовало на территории Узбекистана с первых веков нашей эры: согласно преданию, здесь проповедовали апостолы Фома и Андрей Первозванный. А учитывая, что через Узбекистан проходил Великий шелковый путь, это вполне может быть правдой.

В V веке Узбекистан становится прибежищем еретиков-несториан, осужденных на Третьем Вселенском соборе и вынужденных бежать из Византии. Несторианская община просуществовала здесь до XIV века, пока ее не уничтожил Тамерлан.

Но спустя пять веков российские миссионеры возродили на этой земле христианство. В 1872 году в Ташкент прибыл епископ Софоний, и с этого момента началось бурное развитие церковной жизни. Даже большевики внесли в нее свою лепту: Узбекистан стал местом ссылки для оставшихся в живых епископов. Думали, что Русская церковь здесь умрет вместе с ее последними архиереями. А она не только не умерла, но и стала понемногу развиваться.

Возможно, именно это стало примером для православных, оставшихся в Узбекистане после распада СССР.

"Я радуюсь тому, что русские по происхождению люди, украинцы, белорусы – паства наша здесь – являются активной частью узбекского общества. Более того, я бы пошел дальше и сказал об особой ментальности православных людей, которые родились и живут в Средней Азии, в том числе и в Узбекистане", – отмечает патриарх Кирилл.

Сейчас православие является здесь второй по числу последователей конфессией.

"Поучитесь у мусульман"

"Что, патриарх прям здесь будет? Правда?" – житель Бухары по имени Фархад округляет от удивления глаза. "А когда он прилетел в Узбекистан?" – продолжает допытываться он у телевизионщиков, отсматривающих возле него отснятый материал в бухарском кафе.

Первый официальный визит патриарха Кирилла в эту страну начался 29 сентября с Ташкента, где предстоятель Русской православной церкви встретился с мусульманским духовенством и президентом республики Шавкатом Мирзиёевым. На следующий день патриарх посетил Самарканд, а в воскресенье совершил освящение отреставрированного Успенского кафедрального собора Ташкента. Завершился визит 2 октября в Бухаре.

"Как называется то место за стеной с иконами, куда сейчас зашел патриарх?" – интересуется мусульманин, указывая на алтарь в храме святителя Алексия Московского в Самарканде. В церкви не протолкнуться: внутри не только прихожане, но и просто местные жители, пришедшие из любопытства.

Православные Самарканда доброжелательно отзываются о своих соседях-мусульманах. Если и бывают какие-то споры, то исключительно бытового характера и быстро разрешаются, уверяет Галина, 65-летняя прихожанка храма.

"Честно сказать, мне за наших русских обидно. Потому что мусульмане искренне верят – вот у кого надо поучиться. А наши верят так себе!" – сетует она.

Православных в Узбекистане всего процента четыре – страна мусульманская. После развала СССР русский язык здесь почти забыли, а Библии на узбекском не найти. А "доставка и распространение религиозной литературы, опубликованной за границей, по закону "О свободе совести", может происходить только после анализа ее содержания экспертами в установленном законом порядке". Поэтому Христос для большинства узбеков – "русский Бог".

Правда, проректор Ташкентской семинарии протоиерей Сергий Стаценко говорит, что хоть православные и мусульмане не разделяют религиозные доктрины друг друга, "обычное человеческое отношение никто не отменял".

"Государство не позволяет нам обособиться. Оно постоянно подталкивает нас к диалогу. Сам я родился в Таджикистане, в зрелом возрасте переехал сюда поступать в семинарию. И я могу сравнить, как это происходило в Таджикистане и привело в итоге к гражданской войне, – с взвешенной политикой здесь, в Узбекистане", – подчеркивает протоиерей.

С православным священнослужителем соглашаются и сами мусульмане. "Духовные лидеры двух общин регулярно встречаются на различных мероприятиях, как светских, так и религиозных. Мы обсуждаем и такую тему, как противостояние религиозному экстремизму, который несовместим с истинной миссией религии", – рассказывает главный имам Ташкента Анвар Турсунов.

Запрет на проповедь

Однако еще несколько лет назад патриарх Кирилл сетовал на сложности, с которыми сталкиваются православные Узбекистана. "Так, имеет место запрет на миссионерскую деятельность, невозможно организовать православные общеобразовательные школы, есть трудности с регистрацией новых приходов", – отмечал он.

Согласно закону, в Узбекистане любые "действия, направленные на обращение верующих из одной веры в другую" (из ислама в христианство, например), запрещены – как и вообще всякое миссионерство. И даже каждый владелец интернет-кафе должен следить за тем, чтобы его клиенты не просматривали запрещенную информацию.

"Речь идет о том, что пятый пункт первой главы закона "О свободе совести" запрещает любую миссионерскую деятельность. Связано это не с тем, что, например, власти предвзято относятся к христианству. Там говорится о запрете миссионерской деятельности в первую очередь экстремистских организаций. Но поскольку закон не может оговаривать конкретные религиозные организации, во имя социальной стабильности он касается всех конфессий. Поэтому миссия не запрещается только в границах религиозной организации: во дворе храма, во время проповеди за богослужением", – объясняет протоиерей Сергий Стаценко.

Вместе с тем у епархии, по его словам, есть масса возможностей для привлечения новых прихожан.

"Православные по происхождению стараются покрестить своих близких, отпеть их – это уже повод для проповеди. Есть еще крупные православные праздники. Поэтому мы себя не чувствуем ущемленными", – констатирует он.

При этом православный священник может прийти, например, в больницу, только если кто-то из больных позовет. А прочесть где-то лекцию можно только с разрешения Комитета по делам религий при кабинете министров и только в присутствии сотрудника комитета и представителя мусульманского духовенства.

"Многие уезжают"

Но главная проблема православной общины в Узбекистане остается нерешенной. Вот уже много лет число ее приходов неизменно – 38 храмов и молитвенных домов по всей стране. В сельских храмах, основанных когда-то русскими поселенцами, в воскресенье на литургию приходит человек двадцать, в основном пожилые люди. Молодежь перебирается в города. Или на заработки в Россию и Казахстан, потом там оседает и туда же перевозит свои семьи – в Узбекистане для них и их детей перспектив нет.

"Увеличить число приходов у нас не получается, потому что не так уж много здесь русского населения. Многие уехали в Россию и другие страны. Есть такая проблема – отток православного населения из Узбекистана", – подчеркивает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

Поэтому епархия старается привлечь больше верующих в уже имеющиеся приходы. А это создает еще одну проблему – расширения молитвенных домов до храмов.

"В Узбекистане очень много красивых и современных зданий. По сравнению с ними наши молитвенные дома выглядят очень бедно", – сетует митрополит Викентий.

Но, как отмечают и митрополит, и представители управляемой им епархии, для перестройки молелен нужно финансирование спонсоров, найти которых крайне сложно. Поэтому в епархии надеются, что после визита патриарха Кирилла ситуация улучшится.

"Встречаясь с мусульманами Узбекистана, как уже владыка Викентий сказал, я имел радость ощущать теплоту и гостеприимство и открытость по отношению к православным, их уважение и симпатию. И это дорогого стоит, потому что мы знаем, что во многих странах кровоточат межрелигиозные конфликты, раздираются противоречиями человеческие общности. И потому нам нужно особенно ценить гражданский мир, межрелигиозный мир и те условия в государстве, которые помогают людям совместно трудиться", – сказал патриарх Кирилл после службы в кафедральном соборе столицы Узбекистана.

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

14.12.2017

Парк "Россия – моя история" расскажет об убийстве царской семьи

"Без панегириков царям": проект "Россия – моя история" защитили от критиков

Дом паломника в Вифлееме помогает местным жителям всех религий

В центре Москвы состоялось торжественное зажигание ханукальной меноры

Выставка картин, посвященных русским святым, и Рождественские чтения пройдут в петербургском Манеже

Началась психолого-историческая экспертиза по изучению мотивов убийства царской семьи – епископ Тихон
Церковный иерарх считает, что для большевиков это убийство носило характер ритуального возмездия

Церковь и Минздрав реализуют в Калининграде совместный проект по реабилитации наркозависимых

Вышла в свет новая книга Синодального отдела по благотворительности, посвященная реабилитация детей с ДЦП

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

12.12.2017

Официальный сайт Московского Патриархата:
Заповедь о любви. Интервью епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона

11.12.2017

Свободная Пресса:
Елена Жосул
Перформансом по живому
Право верующих на чувства, протест и эстетический выбор

05.12.2017

РИА Новости:
Антон Скрипунов, Мария Шустрова
Письмо Филарета: чем завершится церковный раскол на Украине

04.12.2017

РИА Новости:
Сергей Стефанов
Архиерейский собор-2017: главная сенсация пришла из Киева

30.11.2017

РИА Новости:
Пресс-секретарь патриарха: без духовного оздоровления общество задохнется

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты