поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

08 августа 2018 :: Станислав Варыханов

Церковь защитит гонителей: как наказывали кощунников раньше Деятель синодального отдела РПЦ следует курсу Иоанна Златоуста

Заместитель председателя синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе обратился к верующим с призывом инициировать прекращение уголовных и административных дел, связанных с оскорблением религиозных чувств. По его мнению верующие должны стремиться к примирению сторон – иными словами, именно церковная среда призвана не допускать того, чтобы кощунники и хулители Церкви оказывались за решеткой или подвергались административным наказаниям за выходки, которым не видно конца. Призыв будет неоднозначно воспринят клириками и мирянами, наверняка найдутся те, кто осудит его автора за потворство гонителям. Однако у инициативы Вахтанга Кипшидзе есть аналоги в церковной истории, об одном из которых сегодня хочется напомнить.

Он пояснил, "верующие люди и православные общественные организации, подающие жалобы на основании статьи 148, не могут ставить иной цели, чем признание людьми, допускающими издевательства над святыней, своей вины".

И далее: "Если лицо, в отношении которого ведется расследование по 148-й статье, признает свою вину, сожалеет о содеянном издевательстве над святыней, то любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования и добиваться прекращения дела в порядке, предусмотренном статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса ("Примирение сторон").

"Мы призываем следователей, судей и заявителей, считающих себя православными верующими, к тому, чтобы большинство, а желательно, и все производства по оскорблению чувств верующих заканчивались именно примирением сторон", – заключил заместитель председателя синодального отдела.

К его словам можно добавить, что, по данным социологических опросов, в современной России православными себя называют порядка 70 процентов граждан, т.е. подавляющее большинство русских. Религиозные запреты и призывы касаются социальной этики, однако более важными являются требования, относящиеся к вере так таковой. Для православных и католиков это в первую очередь Причастие. По данным ресурса "Православие и Мир", тех, кто исповедуется, причащается, соблюдает посты и регулярно посещает храм, у нас в стране не более 5–7 процентов.

К этой узкой прослойке принадлежит корреспондент "МК", и именно в этом качестве я горячо поддерживаю заместителя председателя синодального отдела по взаимодействию с обществом. Я тоже категорически не желаю, чтобы кощунники оказывались в местах не столь отдаленных, а их перегретые головы прирастали лаврами мучеников за безбожие, и уточняю, что никакого коллективного мнения не выражаю и ни от чьего имени не выступаю. Только от своего, и вот почему.

Цитирую слова политолога Сергея Черняховского, подчеркивающего, что он атеист: "Христиане, может быть, и могут прощать надругательства над своей верой. Атеисты не могут прощать надругательства над человеческим в человеке. Христиане могут простить. Атеисты должны покарать. Если православные могут, в силу евангельских постулатов, простить такое безобразие, то атеисты просто обязаны защитить права верующих, поскольку речь идет о надругательстве над ценностным миром".

В заявлении политолога-атеиста по поводу евангельских постулатов что ни слово, то правда. Однако найдется немало верующих, которых оскорбляют выходки кощунников, но еще больше оскорбляет заступничество правоохранительной машины, "заточенной" на традиционное "тащить и не пущать". Активность этой машины для них оскорбительна не меньше, а, возможно, больше, чем публичные припадки идеологических потомков тех, кто взрывал храмы, рубил иконы и строчил доносы на христиан.

Мне кажется, что "инструкцию" о том, какой должна быть христианская реакция на их публичные припадки, оставил более полутора тысячелетий назад святитель Иоанн Златоуст (347-407), чье имя известно не только христианам.

Во времена императора Аркадия, по свидетельству историков абсолютно профнепригодного, страной фактически управлял его царедворец Евтропий. Этому рабу и дворцовому слуге удалось так околдовать императора демагогией и лестью, что тот сделал его "полудержавным властелином". Евтропий изолировал государя от реальности и свирепо преследовал противящихся. Он открыто занимался вымогательством, в его доме висел прайс-лист государственных должностей. Он оплел империю сетью агентов для поиска богатых жертв и их дальнейшего раскулачивания. Евтропий не выкладывал в Интернет матерных роликов с хулой на Церковь, но Церковь от него терпела немало.

Его жертвы нередко находили спасение у алтарей (традиция, существовавшая много веков). Не желая с этим мириться, интриган выторговал у императора указ, лишавший Церковь права предоставлять политическое убежище. В тот же период вольноотпущенник был возведен в достоинство консула и патриция. Ярость аристократии вышла из берегов. Гневалась императрица. А тут еще восстали готы, которым Евтропий тоже успел насолить. Бьющегося в истерике старика пришли арестовывать солдаты. Отметим, что нависшая над нечестивцем расправа не была инициативой Церкви. Спасаясь, вчерашний гонитель устремился в кафедральный собор.

Иоанн Златоуст принял поверженного. Когда Евтропий был у власти, святитель не боялся возвышать голос против его злодейств. Теперь же, когда разъяренные горожане подступили к храму, Златоуст остановил их и приказал привести себя во дворец. Там он произнес перед государем убедительную речь и добился восстановления права церковного убежища, отмененного благодаря интригам Евтропия.

Как этот жулик провел остаток жизни неизвестно, да и неинтересно. И современные антицерковные выходки в России трудно назвать зеркальной копией инцидента полуторатысячелетней давности. Но история не знает буквальных ремейков, зато известно, что народ порицал Златоуста за то, что тот дал приют в святилище врагу Церкви. На что архиепископ отвечал: "Для Церкви это самый славный трофей, это ее блестящая победа, это посрамление эллинов, это пристыжение иудеев. В этом с новым блеском проявилось величие Церкви: взяв в плен врага, она не только щадит его, но, когда все оставляют его одиноким, она одна, как нежно любящая мать, скрыла его под своим покровом и стала против царского гнева, против ярости народа и против невыразимой ненависти".

Мне кажется, эти слова услышаны сегодня, их эхом стал призыв заместителя председателя синодального отдела Русской Православной Церкви Вахтанга Кипшидзе, давшего блестящий ассиметричный ответ христоборческому цеху.

Источник: Московский комсомолец

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

14.08.2018

Александр Щипков: "Большое общество" – общество, объединяющее живых и мёртвых

Король Иордании пригласил Патриарха Кирилла посетить страну

Церковь хочет создать мемориал в Поросенковом логе – на месте обнаружения "екатеринбургских останков"

Мемориальную доску установили на станции под Петербургом, откуда в 1917 году Николай II с семьей отправился в Тобольск

В день памяти погибших на атомном подводном крейсере "Курск" в городах России прошли поминальные богослужения

13.08.2018

Святейший Патриарх Кирилл посетит северные епархии Русской Православной Церкви

Почезерский храмовый комплекс открыли после реставрации

Более 600 гостей, в том числе из США и Китая, посетят фестиваль старообрядцев в Забайкалье

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

13.08.2018

Четыре Пера. Независимый общественно-политический портал Воронежа:
Дмитрий Нечаев
Политолог Дмитрий Нечаев: "Между консерватором Аркадием Минаковым и либералом Александром Гусевым есть идейная близость"

08.08.2018

Московский комсомолец:
Станислав Варыханов
Церковь защитит гонителей: как наказывали кощунников раньше Деятель синодального отдела РПЦ следует курсу Иоанна Златоуста

31.07.2018

ИА "Новороссия":
Аркадий Минаков
Аркадий Минаков: В Донбассе решается судьба России

27.07.2018

Religare:
Олег Каюмов
О проблемах, порождаемых концепцией "образовательных услуг"
Лягушка покидает кастрюлю

24.07.2018

Царьград:
Дмитрий Бабич
Новый пуританизм Запада: Жить без любви бывает... просто

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты