поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

08 августа 2018 :: Николай Пиотровский

Дело профессоров или Кто "приватизировал" шедевры Третьяковской галереи

Вспоминается мой первый поход в Третьяковку. Нас, детей, педагоги посадили вокруг "Богатырей" Васнецова и отдали во власть экскурсоводов, начавших что-то занудное рассказывать. Даже богатыри скучали, задумчиво взирая поверх голов куда-то вдаль, наверное, в леса и равнины шишкинского зала.

Музей как наказание

Для меня наказание под названием "художественная галерея" закончилось условно-досрочным образом. Мне стало интересно, о чём думают не сами богатыри, а их кони – а кони смотрели не поверх голов, а прямо на нас. И когда я встретился с ними взглядом, мне стало страшно, потому что там были не глаза животного, а самые настоящие – человечьи. И меня, маленького мальчика, это испугало.

Экскурсия закончилась, а я всё думал: почему конь Ильи Муромца так строго и даже яростно на меня смотрел? Ответа всё не находилось, и пришлось идти в галерею ещё раз, уже самому. Потом ещё и ещё. Каждый зал Третьяковки стал казаться волшебным царством: тут были и рабочий люд, и смешные сценки, и исторические полотна, и полные ярких красок пейзажи, и печальные демоны, и медведи в лесу, и уют бабушкиного сада, и даже, не в последнюю очередь – красивые девушки. Для меня тогда, ещё не вербально, но уже чувственно и эмоционально стало понятно, что встреча с картиной – это встреча с художником, который её написал, заочный диалог с ним.

Прямого контакта зрителя и художника не заменит ни один, даже самый замечательный экскурсовод. Он может, подобно повитухе, помочь родиться этому диалогу, а может уничтожить его семена в зародыше. Последнее прискорбным образом случается весьма часто, и тогда рассказ гида превращается в описание сложных художественных техник или скандальных подробностей жизни творца. Такой рассказ подобен хирургическому скальпелю, который обнажает внутренности трупа для показа студентам-медикам; какая уж тут интимная связь между художником и зрителем.

Последствием таких экскурсий становятся толпы зевак, которые приходят в музей не попытаться понять настроение, эмоцию или смысл картины, а посудачить о том, "настоящая ли Джоконда", "спал ли Леонардо с мальчиками", кто – "художник одной картины", кого выгнали из академии, кого запрещала цензура. И экскурсоводы, зная о пониженных эстетических запросах основной массы посетителей, подсыпают в рассказы всё больше пикантных подробностей. В результате порочный круг замыкается, и мы получаем зрителей, которые ничего глубокого от экскурсий не ждут, и музейных работников, которые озабочены только тем, чтобы посетители громко не говорили, не дышали, долго не стояли и близко не подходили. Только бы червонцы несли.

Со своим самоваром ни-ни

В середине мая руководство Третьяковской галереи обуяли благие намерения улучшить качество экскурсий. Однако, как это нередко бывает с благими намерениями, всё обернулось скандалом.

В "правила галереи" внесли поправку, согласно которой из музея должны насильственным образом выдворяться "незаконные" (несогласованные) экскурсии и экскурсоводы. Платить за "согласованные" Третьяковка обязывала и раньше (от 5 до 12 тыс. руб.), поправка касалась введения специального значка "гида-гостя", обозначающего внештатного экскурсовода. Введением специальной униформы руководство хотело подчеркнуть и напомнить посетителям о существовании "согласованных" (и очень недешёвых) экскурсий.

Если бы мы руководствовались исключительно практическими и экономическими соображениями, то в борьбе Третьяковки с "нелегальными экскурсиями" не нашли бы ничего предосудительного – в конце концов они лишь следовали одному из простейших постулатов экономической науки: прибыль, которую получает кто-то другой, не получаешь ты; следовательно, ты несёшь убытки. Руководство галереи посчитало свои "убытки" и решило устранить их жёсткими и решительными мерами.

Судя по последовавшим за этой поправкой событиям, персонал галереи низшего звена (т.е. охранники и смотрительницы залов) получили указание жёстко пресекать все "нелегальные" экскурсии. Безнаказанный "террор" продолжался, пока несколько историй не утекли в Сеть. Каждая из них – вопиющее нарушение не только прав человека как посетителя галереи, но и как гражданина. Отправной же точкой скандала стало так называемое "дело профес­соров".

В середине июня группа студентов и преподавателей исторического факультета МГУ, в числе которых были двое кандидатов и один доктор наук, пришли на выставку Верещагина. Такая большая группа сразу же привлекла внимание сотрудников галереи. Сначала им предъявили претензии за громкие разговоры, а когда те перешли на шёпот, запретили проводить "нелегальную" экскурсию и препроводили к выходу, где их уже ждал некий "лейтенант МЧС". Доктору наук и его коллегам объяснили, что их действия незаконны и что в случае посещения выставки "группой от 1 до 20 человек" необходимо запрашивать разрешение у музея. На вопросы о том, что именно они подразумевают под экскурсией и что такое "группа из 1 человека" преподаватели вразумительного ответа не получили.

"Эмгэушники" написали открытое письмо в Министерство культуры, которое и дало старт общественной дискуссии. Третьяковке бы извиниться за поведение своих сотрудников, однако дело приняло совсем другой оборот – извинения принёс исторический факультет. Заместитель директора Третьяковки Марина Эльзессер потом скажет в своём комментарии, что записи видеокамер доказывают, что преподаватели истфака "стояли сплочённой группой и рассказывали своим студентам про картины... педагоги проводили именно занятие, а не просто обменивались мнениями, как они утверждают. Поэтому они должны были заранее зарегистрировать визит на нашем сайте и внести плату".

Ничего не скажешь, настоящие преступники! Госпожа Эльзессер, видимо, запамятовала собственные студенческие годы. Хочется напомнить, что картины, висящие в галерее, не являются собственностью ООО "Государственная Третьяковская галерея" или даже Министерства культуры – они принадлежат государству и народу. Третьяков создал на собственные деньги огромный музей, а затем передал его в дар городу Москве не для того, чтобы спустя сто лет на его коллекции, а также на труде нескольких поколений советских и российских музейных работников наживалось несколько чиновников.

Барыши и искусство

Под нажимом общественности плату за проведение занятий с 1 сентября обещали отменить, однако правила Третьяковки по-прежнему не имеют внятных определений того, чем беседа с друзьями или учащимися отличается от экскурсии. По этой причине несчастные преподаватели истфака до сих пор остаются виновными в том, что "проводили нелегальную экскурсию".

Музейщиков можно понять – посещаемость Третьяковки в последнее время выросла, и контролировать её действительно стало сложнее. Однако это не значит, что людей как баранов можно погонять пастушьей палкой.

На прошедшей недавно в стенах галереи панельной дискуссии от музейных работников можно было услышать жалобы на то, что со стороны посетителей нет уважения к труду музейщиков и хранителей искусства. Пожалуй. Однако о каком взаимном уважении можно говорить, если со стороны самих музейщиков нет и никогда не было уважения к интеллектуальному труду посетителей их музея?

Такая ситуация наводит на печальные выводы. С одной стороны, это продолжение коммерциализации музейного дела Министерством культуры. Перед директорами крупнейших государственных культурных учреждений поставили задачу "выйти на самоокупаемость". Вот им и приходится вытряхивать деньги и из небогатых (школьных учителей, преподавателей вузов и т.д.) посетителей.

С другой стороны, интересна оправдательная риторика такого рода политики. "Это, – объясняет Эльзессер – необходимая мера, потому что нередко в руководство галереи поступают жалобы от самих же посетителей на то, что некий гид в одном из залов рассказал неверную информацию. А потом выясняется, что это был вовсе не наш гид, а кто-то из гостей галереи". Интересно узнать у госпожи Эльзессер, что именно она подразумевает под "неверной информацией"? Неосведомлённый посетитель, проводя нелегальную экскурсию, позволил себе назвать картину Шишкина "Утро в сосновом бору" народным прозвищем "Мишки в лесу"? Тем более забавным было бы посмотреть на "сознательных" посетителей, которые в подобной ситуации побегут строчить кляузу музейному менеджменту.

Таким незамысловатым образом музей пытается окольным путём приватизировать право на интерпретацию находящихся в нём картин. Мол, только наши экскурсоводы имеют право интерпретировать искусство, мы ведь исключительно заботимся о качестве сервисных услуг.

А кто определяет это самое "качество" услуг? Получается, сам музей.

Источник: Литературная Газета

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Николай Пиотровский

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

12.12.2018

Подвиг российских католических новомучеников вспоминали на конференции в Петербурге

В РПЦ призывают администрацию Трампа в корне изменить подход к оценке религиозных свобод

В Русской Церкви призвали патриарха Варфоломея отменить собор на Украине

Архиереям Донбасса вернули возможность пересекать линию разграничения

Украинский суд подтвердил незаконность отказа Минюста регистрировать уставы УПЦ

Состоялось заседание Объединенного диссертационного совета по теологии

Состоялась встреча ректора Московской духовной академии и директора Института мировой литературы РАН

11.12.2018

О чём говорил Щипков (62)
Релиз 62-го выпуска программы "ЩИПКОВ" на ТК "СПАС"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

11.12.2018

Аргументы недели:
Аркадий Минаков
Столетие Солженицына

09.12.2018

Православие.RU:
Протоиерей Владимир Вигилянский
Протоиерей Владимир Вигилянский: "Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером"

07.12.2018

Санкт-Петербургские ведомости:
Сергей Рукшин
Не реформировать ли реформы

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

10.11.2018

Русская народная линия:
Андрей Сошенко
Русская Идея в отражении XXII Всемирного Русского Народного Собора

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты