Анализируя в эфире телеканала "Спас" феномен языка и понятий современной культуры, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктор политических наук Александр Щипков отметил, что большинство понятий, широко используемых в политическом языке, появилось в рамках либерального дискурса. Щипков полагает, что эти понятия наполнены тем смыслом, который вкладывали в них либеральные мыслители. К таким понятиям он относит термины "демократия", "система ценностей", "свобода слова", "права человека", "гражданское общество" и т.д.
На примере словосочетания "гражданское общество" А. Щипков показал как "работает" либеральный политический язык. Анализируя понятие "гражданское общество", Щипков отметил, что оно существует как самоназвание и используется в либеральном языке для обозначения привилегированного меньшинства, которое выступает в качестве "прослойки" между народом и властью. Именно эта "прослойка" претендует на право быть "фильтром общественных требований" формулировать позицию народа и доносить ее до власти. Щипков предложил называть это меньшинство, узурпировавшее право говорить от имени большинства "малым гражданским обществом", а большинство "большим гражданским обществом".
Эксперт полагает, что социальной базой малого гражданского общества стал искусственно созданный на Западе "средний класс", которому был открыт доступ к получению кредитов и создана особая идеология идеология потребления. Щипков полагает, что современное западное общество состоит из четырех страт: элиты, среднего класса, собственных низов и "чужих" низов жителей стран третьего мира, к числу которых относят и Россию. За счет "чужих" низов западные элиты кормят свой средний класс и подкармливают свои низы, чтобы не бунтовали.
В противовес малому большое гражданское общество складывается в ходе национальной самоорганизации. Щипков отметил, что это формирование особенно ярко проявляется в кризисных, нестандартных ситуациях: сбор ополчения Минина и Пожарского, выкликание Михаила Романова на царство, Крымский референдум, "Бессмертный полк". Именно они являются подлинными институтами гражданского общества, выросшими из традиции, а не навязанными привилегированными властными элитами.
Щипков считает, что альтернативой либеральному языку должно стать создание традиционалистского языка. Эксперт показал, как нужно формулировать понятия этого языка, соотнося устоявшееся название с подлинной сутью явления, которое оно описывает. Щипков полагает, что до тех пор, пока в современном языке не появятся понятия, имеющие в своей основе базовые ценности традиционализма, Россия не сможет развиваться интеллектуально и политически.
Полностью программу "Либеральный язык" см. здесь