поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

20 июня 2019

Конференция "Модели и практики святости в церковных традициях Востока и Запада" открылась в Москве

Международная конференция "Модели и практики святости в церковных традициях Востока и Запада" открылась 19 июня в Москве, в одном из залов отеля "Золотое кольцо". Организаторами форума выступили Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН), Папский комитет исторических наук (Ватикан) и Отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС). В течение двух дней – 19-20 июня ведущие специалисты по истории Католической и Русской Православной Церквей из России, Италии, Франции, Болгарии и Австрии обсудят два десятка докладов, посвященных разным аспектам изучения феномена христианской святости.

Приветствуя участников конференции, научный руководитель ИВИ РАН, академик Александр Чубарьян с удовлетворением отметил продолжающееся сотрудничество с Папским комитетом исторических наук, благодаря чему удается регулярно проводить международные конференции, посвященные разным темам, связанным с христианством в истории. Приветственное послание митрополита Волоколамского Илариона, председателя ОВЦС, зачитал сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеромонах Кирилл (Перегудин). В послании отмечается, что Гаванская декларация, принятая на встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла, дала новый импульс для осознания и изучения феномена святости. "Несмотря на разделение между церквами Востока и Запада идеал святости, основанный на Священном Писании и Священном Предании, продолжает сближать наши церковные традиции", – обращается к ученым митрополит Иларион.

Архиепископ Челестино Мильоре, Апостольский нунций в Российской Федерации, сообщил, что Папа Франциск проинформирован о проходящем в Москве симпозиуме. Понтифик попросил госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина направить участникам приветствие, которое и было зачитано представителем Святого Престола.

Президент Папского комитета исторических наук священник Бернар Ардура в своем вступительном слове отметил, что до сих пор не существует сравнительно-исторических, "параллельных" исследований святости западной и восточной традиций, и конференция призвана внести вклад в заполнение этой лакуны. Он рассказал о посещении накануне Троице-Сергиевой лавры, где католические участники симпозиума "разделили почитание великого святого Русской Церкви, который до сих пор является светочем святости для России, а значит – и для всей Европы".

С первым докладом "Теология святости в Католической Церкви" выступил аббат бенедиктинского монастыря Сан-Миниато-аль-Монте (Флоренция) Бернардо Джанни. Опираясь на труды богословов древности (бл. Августина, св. Иринея Лионского) и современности (Романо Гуардини, документы II Ватиканского Собора), докладчик показал, что один из ключевых моментов в богословских размышлениях о природе святости связан с пониманием Божественного замысла о человеке, человеческой свободы и смирения. Когда Святой Дух соединяет эти три "компонента" и человек не противится этому, а берет на себя ответственность и принимает действие Духа, он может стать святым – "обрести второе воплощение посредством Христа, стать новым человеком, который формируется по образу и подобию Божию". "Опыт святых зовет к святости все человечество", – сказал о. Бернардо, подчеркнув, что эта перспектива близка и Восточной, и Западной церковным традициям.

Известный церковный историк архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, посвятил свой доклад "Митрополит-мучениколюбец и канонизация им русских святых" деятельности митрополита Московского Макария (1482-1563). Историк подробно рассказал о том, что святитель был лично знаком со святыми своего времени (преподобными Александром Свирским, Корнилием Печерским, Варлаамом Керетским и другими) и даже совершал хиротонию некоторых из них. Митрополит Макарий приложил много усилий для канонизации русских святых на церковных соборах 1547 и 1549 гг., систематизации их житий (Великие Четьи-минеи) и их почитания. По словам докладчика, середина XVI века на Руси считается временем большого духовного подъема, которое еще называют "временем новых чудотворцев" – активно создаются службы, акафисты, пишутся их иконы, открываются мощи.

Далее представители Католической и Православной Церквей сделали доклады, посвященные особенностям и истории канонизации святых в каждой традиции. Монс. Бернар Ардура рассказал о том, как в течение двух тысячелетий на Западе складывалась практика и регулировалась процедура канонизации святых. В первые века это были мученики (возникали разные формы их прославления и почитания, рождался агиографический жанр). После Миланского эдикта на основе народного почитания исповедников начинается долгий, до XIII в., период так называемой "епископской канонизации", когда санкция епископа была определяющей в процессе прославления святых, а процедура канонизации развивается и регламентируется. С первой половины XIII в. и до наших дней единственной формой становится "папская канонизация": процедура упорядочивается, при Святом Престоле создаются специальные структуры, которые готовят и проверяют материалы, появляется в XVII в. разделение на категории "святых" и "блаженных" и т.д. Докладчик подробно осветил деятельность понтификов ХХ века, связанную с усовершенствованием процедуры беатификации и канонизации.

Протоиерей Георгий Митрофанов (Санкт-Петербургская духовная академия), кратко коснувшись истории канонизации в Российской Православной Церкви начала ХХ в., сосредоточился на постсоветском периоде, когда, начиная с 1988 г., у Церкви, пережившей гонения и репрессии, вновь появилась возможность прославлять своих святых. Сначала 9 угодников (1988 г.), потом – 7 новомучеников (1992 г.), затем 860 новомучеников и исповедников были прославлены на Архиерейском соборе 2000 г. На сегодняшний день Русская Православная Церковь канонизировала 1097 праведников, привел цифры историк, который сам, будучи членом Синодальной комиссии по канонизации, принимал участие в подготовке соответствующих материалов и разработке историко-канонических критериев канонизации. О. Георгий рассказал о том, как это происходило: как сложно найти в архивах исчерпывающую информацию; как принималось решение о причислении к сонму новомучеников тех, от кого чекисты не требовали отречения от веры, но выбивали из них признания в политических преступлениях; как учитывался при выработке критериев "глубокий конфликт внутри церковной иерархии", связанный с обновленческим расколом и движением "непоминающих", и т.д. С тревогой священник сообщил, что в последнее время со стороны российской власти "усиливается тенденция на запрет архивной работы с материалами о жертвах политических репрессий", и в ряде случаев это парализует работу Синодальной комиссии. А между тем, этой работы еще непочатый край, поскольку более тысячи уже прославленных святых – "лишь малая толика подвижников, утвердивших торжество Церкви в эпоху беспрецедентных гонений", заключил он.

Вторая панель конференции была посвящена теме "Модели святости". О мучениках Латинской Церкви рассказал Ян Микрут (Папский Григорианский университет). Елена Романенко (ЦНЦ "Православная энциклопедия") представила доклад об особенностях прославления мирян в Русской Православной Церкви на примере княжеской четы Симеона и Иулиании Вяземских-Новоторжских, погибших в междоусобицах XV в. О святости монашествующих в Католической и в Русской Православной Церквах говорили Пьерантонио Пьятти (Папский комитет исторических наук) и Ирина Устинова (Институт российской истории РАН). Святость мирян рассмотрели Анна Бенвенути (Университет Флоренции) и Михаил Первушин (ОВЦС, Московская духовная академия), а святости епископов посвятили свои сообщения Винченцо Лавениа (Университет Болоньи "Alma Mater Studiorum") и Наталья Энеева (ИВИ РАН).

20 июня конференция продолжит свою работу. Доклады и дискуссии будут сфокусированы на следующих темах: "Социальные практики и формы культа", "Святость и политика", "Почитание святых реликвий и образы святых". Выступят исследователи из Академии наук Болгарии, Папского Амброзианского института священной музыки, Венского университета, Национального института Римских исследований РГГУ, ряда институтов РАН.

По материалам: Благовест Инфо

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты