поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

03 октября 2019 :: Олег Матвейчев, Анатолий Беляков

Неоязычество: истоки, идеология, стратегии действия

Накануне нового 2019 года в русском сегменте интернета с ошеломляющей скоростью стало распространяться сенсационное известие о том, что наступающий год по некоему "древнославянскому календарю", оказывается, носит имя Парящего Орла. Пользователи с огромным энтузиазмом расшаривали сообщение, делали перепосты. Право же, Орел – это звучит гордо, не то, что неавантажная Свинья из китайского календаря.

По запросу ""год Парящего Орла" + 2019" Гугл выдает более 62 тысяч страниц. И это ведь не считая гораздо большего количества репостов и ретвитов в популярных соцсетях, которые даже не индексируются большинством поисковиков! Очевидно, что неоязыческая символика весьма импонирует пользователям рунета, число которых стремится сравняться с населением России.

Для специалистов более чем очевидно, что перед нами – очередная спекуляция на теме славянских древностей, игра на патриотических чувствах граждан, принимающих все за чистую монету.

Современная наука не располагает сведениями о наличии у наших предков календарного животного цикла, подобного тому же древнекитайскому, и уж тем более его росписи по годам. Более того, чрезвычайно скудна информация и о системе верований древних славян, об их праздниках и обрядах, о языческом пантеоне.

Известно, что славянское язычество преемственности от дохристианских времен не имеет. Это натура исчезнувшая. Память о древних верованиях несут лишь некоторые бытовые формы – приметы, суеверия и т.п., но в смысле традиции оно не практически не сохранилось. Да, есть немногочисленные упоминания в древнерусских документах (Лаврентьевская, Ипатьевская, первые Новгородские, Радзивиловская, Воскресенская и Никоновская летописи; "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве"), отдельные свидетельства средневековых византийских, европейских и арабских авторов, ряд археологических находок (ритуальный комплекс на острове Рюген, деревянная скульптура из Старой Ладоги, артефакты из раскопок в Новгороде, Збручский идол и др.). Но этих данных слишком мало, они разрозненны, и реконструировать по ним традицию невозможно. Более того, с полной уверенностью можно говорить как о членах восточнославянского пантеона лишь о не более чем восьми богах (Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь, Сварог, Волос)[1], а если согласиться с мнением ряда исследователей о тождестве Хорса и Дажьбога, то список и вовсе сократится до семи фигурантов.

Заметим, что в книгах современных неоязычников счет "русским" богам идет как минимум на десятки.

Попытки воссоздать корпус славянской мифологии предпринимались еще в XV веке. Краковский историк Ян Длугош в своей знаменитой "Хронике Польши" реконструировал славянский пантеон по античным образцам, иногда путем простого переноса в него богов из греко-римского сонма. Так, Марсу соответствует "польский" Лад, Гекате – "польская" Мара, а Юпитеру и Венере – и вовсе какие-то непонятные Йеша и Дидилия, кроме Длугоша более никем не упоминаемые. "Недостающих" богов Длугош добывал из фольклора, в т.ч. из припевов-восклицаний народных песен ("ай, люли", "ой, ладо" и т.п.), считая, что эти рефрены – не что иное, как обращения к богам.

Эта методика будет впредь активно использоваться как европейскими, так и российскими исследователями, включая Ломоносова и Татищева. Характерным примером кабинетной мифологии является творчество Александра Афанасьева, устанавливавшего в своем капитальном труде "Поэтические воззрения славян на природу" (1865-1869) прямые аналогии между богами олимпийского и умозрительно реконструируемого им славянского пантеонов.

Усилиями кабинетных ученых XVIII-XIX вв. в круг восточнославянских богов были вовлечены самые разные персонажи. Некоторые из них присутствовали в фольклоре, но, как теперь уже достоверно установлено, не имели статуса богов (или вообще были неизвестны язычникам, попав в фольклор уже в христианскую эпоху) – среди них Белобог, Вазила, Горыня, Жыж, Жыцень, Зирка, Зюзя, Курент, Похвист, Радогост, Чур, Ярило и др.

Имена других "богов" на поверку оказываются неправомерно теоморфированными названиями сезонов (Лето, Весна), календарных праздников (Купала, Коляда, Масленица), чучел и кукол (Кострома, Морена) или, о чем уже говорилось выше, производятся из рефренов обрядовых песен (Лада, Лель, Полель).

Отдельно стоит упомянуть Рода, нередко наделяемого функциями бога-вседержителя (у Афанасьева он отождествляется с Перуном, а академик Рыбаков и вовсе считает его верховным общеславянским богом, творцом всего живого и сущего). Объективными исследованиями, однако, это не подтверждается. Вероятнее всего, Рода и рожаниц, упоминаемых в древнерусских памятниках, следует отнести к духам, покровительствующим роду, дому, семье. Возникнув из образа предка, Род так и не стал богом в полном смысле этого слова[2].

По другой трактовке, "слова род и рожаница обозначают не имена или названия каких-то особых персонажей, а являются нарицательными названиями: рожаница ‘роженица, родившая’, род ‘тот, кто родился; (ново)рожденный’"[3].

В конце XIX – начале XX в. энтузиазм профессиональных филологов и религиоведов, еще недавно готовых до бесконечности расширять список языческих богов, до известной степени иссяк – в науке восторжествовал разумный критический подход. Напротив, в массовой культуре обозначился все возрастающий интерес к языческому прошлому. Именно на это время приходится появление в России неоязычества – пока еще в наивно-аллегорической форме.

Язычество и неоязычество – понятия, несмотря на похожее звучание, принципиально различные.

Язычеством называют традиционные верования первобытных и древнейших народов, основанные на многобожии. На Руси язычество было распространено до принятия христианства. У ряда народов языческие традиции сохраняются и по сию пору (напр. шаманизм).

Неоязычество – это новейшая попытка возродить (а чаще – создать заново) языческие учения и духовные практики, как правило, основанная на оккультизме и мистико-националистических доктринах. При этом, если язычество существовало при господстве мифа и не образовывало строгую систему теоретического знания, то многие неоязыческие теории, как будет показано ниже, нередко имеют квазинаучное оформление[4].

Определенные элементы прежнего язычества у народов, перешедших на то или иное теистическое вероисповедание, нередко сохраняются. Так, на принявшей крещение Руси язычество веками продолжало сосуществовать с христианством, проявляясь в заговорах, приметах, суевериях, праздниках, обрядах, разного рода микропрактиках. Так и не сумев до конца искоренить языческие пережитки, христианство было вынуждено само к ним приспосабливаться, что со временем вызвало к жизни весьма специфический "народный" вариант Православия, законсервировавший в себе комплекс древних верований и обычаев[5].

В русском народе языческая Русь была укоренена настолько глубоко, что подспудно русский человек относился к христианской церкви как институту, привнесенному извне и так до конца не ставшему его плотью и кровью. Давно забытые славянские боги продолжали управлять его судьбой. По образному выражению Карла Юнга, "мифология, подобно отсеченной голове Орфея, продолжает петь даже после смерти, и пение ее доносится издалека"[6].

Через двадцать лет после революционных событий философ Николай Бердяев, размышляя об амбивалентности русской души и двоеверии как истоке российской революции, пришел к выводу: "В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента – первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру. Для русского народа одинаково характерен и природный дионисизм, и христианский аскетизм"[7].

Если "природное язычество" мирно сосуществовало с христианством в течение веков, то наивно-аллегорический неопаганизм рубежа XIX-XX вв. возникает, а точнее, создается, внутри христианской традиции с тем, чтобы уничтожить ее и заменить собой. Таково и пресловутое "скифство" Блока и Иванова-Разумника, и "гиперборейство" Бальмонта, и обращение к "древним славянским культам" Николая Рериха, по сути, являвшиеся своего рода фрондой, красноречивым высказыванием в адрес официального Православия. Упоенность язычеством, вообще, была присуща многим культурным героям той бурной эпохи. Языческие мотивы использовали в своем творчестве художники объединения "Мир искусства". Своего рода пластическим манифестом неоязычества стал балет Игоря Стравинского "Весна священная".

Идеи возрождения славянского язычества в России разделял и военачальник Михаил Тухачевский. В его версии неоязычество предстало как политический проект по "обращению советского народа в языческую веру".

Еще в немецком плену Тухачевский признавался своему приятелю, французскому лейтенанту Пьеру Ферваку: "Я не христианин, больше того, я даже ненавижу нашего Владимира святого, который крестил Русь, отдав ее во власть западной цивилизации. Мы должны были сохранить наше грубое язычество, наше варварство"[8].

И это были не пустые слова. Фервак вспоминает далее: "Однажды я застал Михаила Тухачевского, очень увлеченным конструированием из цветного картона страшного идола. Горящие глаза, вылезающие из орбит, причудливый и ужасный нос. Рот зиял черным отверстием. Подобие митры держалось наклеенным на голову с огромными ушами. Руки сжимали шар или бомбу, что именно, точно не знаю. Распухшие ноги исчезали в красном постаменте... Тухачевский пояснил: "Это Перун. Могущественная личность. Это бог войны и смерти". И Михаил встал перед ним на колени с комической серьезностью. Я захохотал. "Не надо смеяться, – сказал он, поднявшись с колен. – Я же вам сказал, что славянам нужна новая религия. Им дают марксизм, но в этой теологии слишком много модернизма и цивилизации. Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись одновременно к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут. Есть Даждь-бог – бог Солнца, Стрибог – бог ветра, Велес – бог искусств и поэзии, наконец, Перун – бог грома и молнии. После раздумий я остановился на Перуне, поскольку марксизм, победив в России, развяжет беспощадные войны между людьми. Перуну я буду каждый день оказывать почести""[9].

Уже став командармом и членом Реввоенсовета, Тухачевский составил докладную записку в Совнарком о необходимости уничтожения христианства и восстановления древнего язычества в качестве государственной религии РСФСР. Трудно сказать, было ли это шуткой (Тухаческий славился подобными выходками), но в Малом Совнаркоме его проект был поставлен на повестку дня и обсуждался со всей серьезностью, после чего будущий маршал получил категорический отказ.

Деструктивный потенциал неоязычества используют националисты всех мастей для обоснования мнимого превосходства своей нации над всеми прочими. Культ древней веры проповедовали представители популярного в Германии конца XIX – начала XX в. течения фёлькише и наследовавшего ей Общества "Туле", стремящиеся овладеть тайным знанием предков и и использовать для построения нового мира, госпожой которого по "историческому праву" должна стать Германия. Эти шовинистические теории позднее стали одним из источников идеологии нацизма в Германии.

Обращение к язычеству было характерно и для национальных окраин, озаботившихся вопросами собственной идентичности – Литвы, Латвии и особенно Польши. Именно здесь начало оформляться движение родноверие – националистический вариант славянского неоязычества. В 1921 г. Владислав Колодзей создал "Святой круг последователей Святовита". В 1937 г. Ян Стахнюк (Стоигнев), автор книги "Христианство и человечество", организовал вокруг варшавского журнала "Община" (Zadruga) одноименное движение.

В 1930-е годы родноверие стало распространяться и на Западной Украине. Главным идеологом украинского родноверия в 1930-е годы стал санскритолог Владимир Шаян, член УПА, в составе которой в 1936 г. была сформирована повстанческая группа имени Перуна. В 1943 г. Шаян основывает "Орден рыцарей Бога Солнца", задачей которого стала борьба за "вызволение украинцев из византийско-христианского рабства"[10].

Спасаясь от наступающих советских войск, в 1944 г. Шаян уходит на Запад. В 1945 г. в баварском Аугсбурге, оказавшемся в американской зоне оккупации, он принимает в рыцари своего ордена репатрианта Льва Силенко, во время войны работавшего на гитлеровскую контрразведку. Взяв "древнеславянское" имя Орлигор, Силенко принимается за разработку своего учения, попутно доводя до ума "теорию голодомора", родившуюся в кабинетах нацистского министерства пропаганды еще в 1934 г.[11]

В 1966 г. "избранник и посланник Дажьбога" зарегистрирует в Чикаго первую общину движения РУН-вера (Родная украинская национальная вера) – как и многие деструктивные культы наподобие саентологии и кришнаизма, родноверие имело источник именно в США. Среди активистов общины числились также Михаил и София Чумаченко – родители Катерины Ющенко, супруги бывшего президента Украины.

Учение РУН-веры основывается на резком неприятии христианства, которое объявляется инструментом, с помощью которого русские уничтожили исконную веру украинцев и поработили их духовно и политически. Сами украинцы объявляются единственными прямыми потомками древних ариев (или "ориев"; Силенко производит это слово от "орать" – пахать), при этом постулируется, что "именно Украина-Ориана является колыбелью человеческой цивилизации (здесь впервые приручили лошадь, изобрели колесо и плуг, проложили первую борозду, испекли первую буханку хлеба, тут составили первую в мире – "трипольскую" – азбуку)"[12]. Основана Украина-Ориана была в 9000 г. до н.э. – с этого момента адепты РУН-веры и ведут свое летоисчисление. Нынешний 2019 г., например, – это 11018 г. по календарю Силенко.

Сделав все свои первооткрытия, украинцы-ории 5300 лет назад переселились в Междуречье и стали там "сумерианами" – известными всему миру шумерами.

Труды Льва Силенко до сих пор окормляют идеологов современной националистической Украины, стремящихся доказать приоритет своей страны в мировой истории. На территории страны действуют более ста общин РУН-веры, их участники входят в т.н. "добровольческие батальоны" – карательные отряды, воюющие против русскоязычного населения Донбасса.

Современное русское неоязычество начало формироваться в среде русской эмиграции. В числе "первопроходцев" – Александр Куренков (Кур) и Юрий Миролюбов, опубликовавшие в 1953-1957 гг. в Сан-Франциско т.н. "Велесову книгу" (изначально – "Дощ'ки Изенбека"), а также еще один ее издатель – энтомолог Сергей Парамонов (Лесной).

По утверждению Миролюбова, текст этого литературного памятника был списан им со старинных деревянных дощечек, утерянных во время войны. "Велесова книга" – это своего рода "священное писание" древних славян, якобы содержащее предания, молитвы и рассказы об истории дохристианской Руси с IX в. до н.э. по IX в. н.э. Характерно, что подробная хронология этих без малого двух тысячелетий, насыщенных историческими событиями, не упоминает ни Вавилонское царство, ни Римскую империю, ни многих других значительных государственных образований. В книге воздается хвала целому сомну древнеславянских богов, многие из которых вообще упоминаются только на ее страницах. Здесь же выводится основополагающая для позднейшего неоязычества формула "Явь, Навь, Правь", означающая триединство мира сущего, мира мертвых и установленных богами законов.

Публикация "Велесовой книги" привлекала внимание специалистов, сразу же разоблачивших подделку, дилетантски имитирующую праславянский язык, использующую совершенно фантазийную письменность и полную анахронизмов[13].

Появившаяся как в чистом виде литературная мистификация, "Велесова книга" не сразу раскрыла свой потенциал как "библии неоязычников", первоначально заинтересовав лишь альтернативных историков. Так, на "Велесовой книге" основал свою неоязыческую концепцию ученый-арабист Валерий Емельянов, бывший референт Хрущева по ближневосточным вопросам, автор книги о мировом жидомасонском заговоре "Десионизация" (Париж, 1979; в СССР распространялась в самиздате) и один из организаторов общества "Память".

Резко антихристианская и антисемитская позиция отличала и другого популяризатора "Велесовой книги", диссидента Анатолия Иванова. В своей книге "Христианская чума" (1978), также ставшей культовой для неоязычников, он пишет: "Из всех духовных эпидемий, когда-либо поражавших человечество, самой страшной было – и, к сожалению, остается – христианство. Оно унесло и в прямом, и в переносном смысле столько жизней, что по сравнению с ним даже "черная смерть", опустошившая Европу в XIV веке, может показаться малозначительным событием. Откуда взялась на наши головы эта напасть? Главным бациллоносителем явилось еврейство, с которым христиане, как бы не дрыгались, навсегда связаны неразрывной цепью"[14].

В начале 1980-х в СССР начали формироваться первые диссидентские кружки неоязыческой направленности. И все же неоязычество вряд ли могло стать массовым явлением, если бы не планомерная бомбардировка общественного сознания через массовую культуру, ведшаяся на протяжении 1970-1980-х годов.

На тему древнеславянского язычества работала советская киноиндустрия (сумасшедший успех имел, например, фильм "Русь изначальная" (1985) о русичах... VI века, снятый по одноименному роману Валентина Иванова), пресса (в особенности журналы "Техника – молодежи" и "Наука и религия"), многочисленные фольклорные кружки.

Тиражами, невероятными для научной литературы, печатаются две главных книги академика Бориса Рыбакова – "Язычество древних славян" (1981) и "Язычество древней Руси" (1987). Звание академика и толщина его книг вызывали к теориям Рыбакова безусловное доверие, хотя при ближайшем рассмотрении оказывались очевидными и теоретические натяжки, и манипулирование фактами, и дилетантские эксперименты в области лингвистики, и обращение к фольклору как надежному историческому источнику.

Тем не менее, труды Рыбакова стали настоящей библией для неоязычников. Большинство сведений и логику аргументации они берут именно здесь. Например, положение о том, что все христианские святые – не кто иные, как бывшие славянские боги. Или о боге Роде как главном и едва ли не единственном боге восточных славян, ипостасями которого являются Стрибог, Перун, Велес, Макошь.

Существует мнение, что столь мощный напор неоязыческой пропаганды может говорить о намеренном введении в повестку темы неоязычества.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в СССР резко обострился интерес к русскому христианству, что подогревалось из-за рубежа антисоветскими радиостанциями. Среди интеллигенции вошли в моду походы в церковь, нательные крестики, коллекционирование икон или книг с их изображением и т.д. Религиозный ренессанс справедливо рассматривался как действенный фактор подрыва коммунистической идеологии – это наглядно продемонстрировала, например, деятельность в Польше профсоюза "Солидарность". Власти с опасением ожидали тысячелетия крещения Руси, в преддверии которого на Западе готовился массовый выпуск Библий, духовной литературы и икон для раздачи советским гражданам. Официальный бюллетень для политинформаторов и агитаторов "Аргументы и факты" публиковал методические советы, как противодействовать ажиотажу по поводу этой большой даты. Рассматривалась возможность установления жесткого кордона перед потоком "подрывной литературы", однако внешнеполитическая ситуация на фоне Афганской войны к столь резким мерам не располагала.

"Гениальное решение проблемы нашлось легко. Оказалось, что большинство тех интеллигентов, которые украшали свои жилища старинными иконами, не являлись глубоко религиозными людьми, а свою "православность" воспринимали, в основном, как часть своей "русскости". На этом-то и был сделан главный упор: достаточно было подменить "православность" "родноверием". Благо, с 1950-х годов советские пропагандисты сознательно вырабатывали в советском обществе отношение к языческим верованиям и обрядам не как к религии, а как к "русскости" – бесценному культурному наследию, имевшему прямое отношение к этнической идентичности"[15].

В середине 1980-х гг. славянское неоязычество начало стремительно институализироваться. Как грибы после дождя стали появляться просветительские и оздоровительные кружки, на фундаменте которых позднее будут построены секты и политические объединения ультраправой ориентации.

В 1986 г. в Ленинграде преподавателем марксистской философии Виктором Безверхим (Дед Остромысл) было основано т.н. "Общество волхвов", включившее в себя на первых порах курсантов военных училищ (Безверхий грезил о создании военизированных отрядов, подобных "чернорубашечникам"). В 1990 г. оно было преобразовано в "Союз венедов", позиционируемый как "историко-культурологическое общество хлеборобов", чтящих "Велесову книгу" (именно Безверхий первый издал ее в СССР) и поклоняющихся единому богу Сварогу, многочисленными ипостасями которого являются все прочие языческие боги. Помимо "Велесовой книги" Остромысл также выпустил в своем издательском кооперативе "Майн Кампф" Гитлера, предварительно изъяв из него призывы автора к покорению славянских земель и снабдив книгу шовинистическим предисловием.

В том же 1986 г. под руководством Александра Белова ("волхв" Селидор) создается Клуб славяно-горицкой борьбы – боевого искусства славянских язычников, реконструированного, по утверждению ее создателя, по результатам этнографических экспедиций и общения с его тайными носителями, веками сберегавшими его от репрессивного государства. Эффективность этого вида борьбы со странной методикой подвергается сомнению со стороны специалистов, да и сам Селигор отмечает превосходство над ней русского самбо, однако "славянка" до сих пор имеет множество поклонников.

В 1989 г. Александр Белов и упомянутый выше Валерий Емельянов создают на основе Клуба славяно-горицкой борьбы "Московскую славянскую языческую общину" (МСЯО) и вскоре проводят первое в СССР открытое языческое "богослужение", включавшее церемонию "раскрещивания" (публичного отказа от христианской веры). На основе МСЯО через несколько лет будут созданы наиболее известные на сегодняшний день неоязыческие организации – "Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры" (ССО СРВ), община "Триглав" и др.

Автором обряда "раскрещивания" был Алексей Добровольский (Доброслав) – бывший член группировки НТС, участник "процесса четырех", на котором он дал показания на своих товарищей и за это был проклят советским диссидентством. В 1989 г. он принял участие в создании МСЯО Александра Белова, однако вскоре удалился в глухую кировскую деревню Весенёво, где организовал неоязыческую секту под названием Общество охраны природы "Стрелы Ярилы".

Учение Доброслава строит на поклонению огню и Солнцу, плодоносящим силам природы и фаллическом культе. Свои ритуалы члены секты проводят вокруг деревянного столба в форме мужского члена – "Ярой силы", или "Хера". Как утверждается, именно Доброславу принадлежит авторство термина "родноверие", широко используемого в качестве "исторически корректного" синонима язычества.

Современное неоязычество обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. Десятки, если не сотни, различных сект и общественных объединений не обладают единой идеологией и имеют массу расхождений в вопросах "исконной веры". И это немудрено, ведь, как уже было сказано, достоверная реконструкция древнего язычества сегодня невозможна в силу скудости источников. Поэтому неоязычникам приходится создавать свою идеологию практически с нуля, включая фантазию и руководствуясь личными вкусами.

Так, между неоязычниками нет согласия даже относительно того, была ли религия предков политеистической, либо же исповедовался монотеизм. Концепции единобожия придерживаются, например, адепты РУН-веры, поклоняющиеся Дажьбогу, "Союз венедов", почитающий Сварога, ССО СРВ, считающий единым богом Рода, почерпнутого из трудов Рыбакова.

Содружество славянских родноверческих общин "Велесов круг" также поклоняются Роду, но у них он – высший бог из целого круга богов; своим же прямым покровителем они считают Велеса. Списки почитаемых богов в пантеистических сектах весьма разнородны. Большинство из них взяты из "Велесовой книги" и работ Афанасьева и Рыбакова, однако многие "волхвы" стремятся дополнить их богами собственного сочинения. Таков, в частности, пантеон т.н. "Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов", в которых входят такие персонажи, как Вышень, Крышень, Числобог, Удрзец, Баба Йога и т.п. Источником их являются "Славяно-Арийские веды", составленные главой инглингов Александром Хиневичем (Патер Дий) на основе якобы хранящихся у него золотых рунических табличек возрастом... сорок тысяч лет, содержащих тайные ведические знания.

В эклектичной системе Доброслава славянские боги, за исключением Ярилы, вообще не фигурируют, однако присутствуют мотивы из теософии Блаватской и даже практики фэн-шуй. А доктрине, исповедуемой членами секты "Схорон еж Словен" Владимира Голякова все боги (Перун, Род, Семаргл, Сварог, Световид) понимаются как аспекты пантеистического Всебога.

Представители различных неоязыческих общин, как правило, жестко критикуют друг друга, высмеивают "конкурирующие" учения и их создателей, (широкое хождение получила кличка, данная Доброславом "инглингу" Александру Хиневичу: Ахиневич), наводят на них порчу (чем особенно отличался Безверхий), подвергают их анафеме. Так, в мае 2012 г. три крупнейших родноверческих объединения России – "Круг языческой традиции", ССО СРВ и "Велесов круг" – "официально" объявили "псевдонаучными" и "наносящими вред славянской вере" теории таких неоязычников и близких им по духу авторов, как Александр Асов (Бус Кресень), Николай Левашов, Владимир Голяков, Алексей Трехлебов, Александр Хиневич, Валерий Чудинов, Михаил Задорнов, Анатолий Фоменко и др.[16]

Постоянная междоусобная борьба идет и внутри самих сект, в результате чего происходит постоянная ротация кадров; "непонятые гении" отпочковываются и создают собственные движения. Положение дел в русском неоязычестве характеризует популярный образ: "пауки в банке".

Есть, однако, то, что объединяет столь разношерстных представителей русского неоязычества – это лютая ненависть к христианству и обвинение его во всех грехах. На резко антихристианской позиции они строят свою аргументацию, создавая многочисленные мифы, в т.ч. о насильственном крещении Руси, об уничтожении христианами священных книг, где якобы содержалась мудрость древних славян, "исконной" рунической письменности и самого их вольного и воинственного духа, на замену которому пришло безволие и рабская психология[17].

Неоязыческие идеологи не ограничивают себя реконструкцией "родной веры", инкорпорируя в свои учения теософии, ариософии и других мистических доктрин. Широко распространены лингвофрические изыскания, "вскрывающие" деструктивную роль христианства по отношению к древним верованиям. Так, слово "поп" является якобы аббревиатурой фразы "прах отцов предавший", в которой христианские священнослужители зашифровали свою истинную сущность. По мнению неоязычников, христиане узурпировали само слово "православие", на самом деле происходящее от "Правь славить". А доказать, что русская история сфальсифицирована евреями и вовсе просто – в этом, по мнению родноверов, можно убедиться, вслушавшись в само это слово: "история" – "из Торы я".

Практически для всех движение характерно патологическое влечение к нацистской символике – рунам, свастике в ее различных начертаниях, гитлеровскому приветствию. Одинарная свастика, конечно, встречается в славянских узорах и орнаментах, но лишь в качестве декоративного элемента – наряду с кругом, треугольником, звездой и т.п. Нет ни единого доказательства педалируемого неоязычниками тезиса, что свастика для древних славян служила священным символом – как, например, для индусов.

Знаменитый же "коловрат" – восьмилучевая свастика, призванная символизировать восходящее солнце, – вообще не встречается в славянской орнаменталистике и имеет искусственное происхождение; в 1923 г. его впервые нарисовал львовский художник Станислав Якубовский, фантазируя по поводу узоров, которыми могли бы оснащаться древнеславянские надгробья[18]. Этот знак Якубовский назвал "слонечко" (солнышко). Позднее этот символ был опубликован в трудах идеолога нацизма Германа Вирта, откуда и был позднее заимствован для нужд русского неоязычества Доброславом.

То же касается и "римского приветствия", которого сами римляне не знали – его придумал итальянский писатель Габриэле д’Аннунцио вместе с другими элементами государственной символики т.н. "Республики Фиуме", основанной в захваченном им в сентябре 1919 г. хорватском городе Риеке. Вскоре эта символика была перенята итальянскими фашистами и немецкими нацистами.

Как бы не оправдывали неоязычники свою атрибутику ее якобы "древним происхождением", их тяготение к ультраправой идеологии скрыть чрезвычайно трудно. Большинство из них не скрывают своей враждебности к существующему строю, принимают участие в "Русских маршах" и других подобных мероприятиях – вместе с оппозиционерами из либерального лагеря (одним из активистов националистического движения являлся Алексей Навальный, за что в свое время и был исключен из партии "Яблоко").

Лидеры и идеологи "родноверия" – люди с неустойчивой психикой. Многие из них проходили лечение в психиатрических клиниках. Валерий Емельянов, например, был помещен на принудительное лечение после убийства и расчленения топором собственной жены. В разное время лечились от душевных недугов Алексей Добровольский и Владимир Голяков. Едва ли не все остальные "великие волхвы" – потенциальные пациенты соответствующих учреждений.

Нельзя не отметить и криминальные наклонности представителей неоязычества. Тот же Владимир Голяков получил 5 лет условно за ограбление в 2003 г. питерского отделения "Мемориал". Широкий резонанс имело трагические события февраля 2014 г., когда в кафедральном соборе Южно-­Сахалинска поклонником Левашова Степаном Комаровым были расстреляны монахиня Людмила (Пряш­никова) и прихожанин Владимир Запорожец и ранены еще шесть человек[19].

22 августа 2017 г. в центре Ростова-на-Дону произошел большой пожар, в результате которого пострадали около 100 зданий. Практически сразу же ответственность за поджог взяло на себя некое "Русское освободительное движение" (РОД), участники которого воевали на Донбассе на стороне киевских властей и теперь, по их словам, вернулись в Россию для проведения терактов на своей родине. Заявление это было сделано на фоне флагов с коловратом и другой неоязыческой символики[20].

Опасность неоязычества очевидна именно в силу его агрессивности. Как всякая другая тотальная идеология, "родноверие" претендует на монопольное обладание истиной. Причем, эту истину они собираются насаждать, не считаясь со средствами.

Настораживает увеличение количества адептов неоязычества в силовых структурах, среди спортсменов, занимающихся боевыми искусствами, и т.п. Уже давно утверждать, что идет сознательное формирование пассионарного праворадикального движения на основе неоязыческой идеологии, преподносящейся как аутентичная вера предков, и игры на патриотических чувствах людей, не имеющих противоядия против метафизической интоксикации лжеучениями и мракобесием.

Это закладывает мину под саму российскую государственность, христианскую плоть от плоти. Принятие Русью христианской веры послужило мощным консолидирующим фактором, важнейшим событием в истории страны, с которого началось собирание земель, приведшее в конце концов к созданию мощной и славной Российской империи. Что есть в таком случае отрицание христианской истории страны, как не предательство сорока поколений предков-христиан, при которых Россия обрела великую культуру, науку, само свое уникальное место в истории человеческой цивилизации и стала сверхдержавой?

Требование вернуться обратно, к исходной точке, к временам племенной общности грозит самоидентификации русского народа. Неоязычники ощущают себя уже не русскими, но полянами, древлянами, кривичами, вятичами или абстрактными росичами. Это первый шаг к этноциду, когда может исчезнуть целый народ. Племенной сепаратизм антигосударственен по своей сути. Характерно, что английское слово tribe – племя, происходит от лат. tribuo – разделять.

Впрочем, многие теоретики неоязычества и не скрывают своего антиэтатизма. "Волхв" Доброслав формулировал свою позицию предельно лаконично: "государство – враг народа".

История не раз демонстрировала, как религиозный, мировоззренческий фактор становился решающим в уничтожении государств и целых цивилизаций. Не впервые полем для политических экспериментов становится Россия. Несмотря на внешнюю безобидность и нередко даже комичность, деятельность неоязыческих сект очень опасна, будучи подобной работе жука-древоточца. Незаметная поначалу, она может привести к самым разрушительным последствиям.

[1] Топоров В. Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. М.: Индрик, 1996. С. 160-174.

[2] О том, как "кабинетная мифология" XIX-XX вв. "поднимала статус" Рода см. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 182-196.

[3] Зубов Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина. 1995. № 3. С.46.

[4] См. об этом Пучков А. В. Неоязычество в современной европейской культуре (на примере расовых теорий). Автореф. дис. ... к. филос. н. Ростов н/Д., 2005.

[5] О "природном язычестве" русского народа как одном из важнейших факторов коренной трансформации российского общества в ходе революционных событий см. Матвейчев О. А. Великая антиправославная революция // Тетради по консерватизму. 2017. № 2. С. 35-43.

[6] Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. С. 15.

[7] Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 8.

[8] Минаков С. Сталин и заговор генералов. М.: Яуза; Эксмо, 2005. С. 128.

[9] Минаков С. Сталин и заговор генералов. С. 128-129.

[10] Лозко Г. Володимир Шаян – основоположник відродження рідної віри (Доповідь на урочистому вечорі з нагоди 104 річниці від дня народження) // Об`єднання рідновірів України / URL: http://oru.org.ua/index.php/bogoznavstvo/statti/283-2012-08-02-10-00-12.html

[11] О теме "голодомора" как инструменте нацистской пропаганды см. Соуса М. Гулаг: Архивы против лжи. М.: Вечерний Ленинград, 2002.

[12] Плачинда С. Словник давньоукраїнської міфології. Киев: Українский письменник, 1993. С. 34.

[13] См. напр.: Что думают ученые о "Велесовой книге". СПб.: Наука, 2004; Козлов В. П. Обманутая, но торжествующая Клио (Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке). М: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001; Творогов О. В. Влесова книга_ Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 43. 1990. С. 170-254.

[14] Иванов А. М. Христианская чума // Журнал "Самиздат". 2005. 10 июля / URL: http://samlib.ru/t/tkachew_a_a/chuma.shtml

[15] Лец Я. Советский проект "славянское родноверие" // Православный миссионерский апологетический центр "Ставрос". 2015. 17 авг. / URL: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/sovetskiy_proekt_slavyanskoe_rodnoverie.pdf

[16] Соглашение "О жрецах славянских" (23 мая 2012 г.) // Вестник традиционной культуры славян: Сборник / Сост. и общ. ред. Д. А. Гаврилов, Г. Э. Адамович. Минск, 2013. С. 114-116.

[17] Об антихристианских мифах неоязычников и их разоблачении см. напр.: Диакон Г. Максимов. Православие и неоязычество: где правда? Специальный выпуск альманаха "Правосла­вие". М., 2014.

[18] Jakubowski S. Prasłowiańskie motywy architektoniczne. Kraków – Dębniki: Wydawnictwo Orbis, 1923.

[19] О С. Комарове и его духовном учителе Н. Левашове см. напр.: Духанин В. Во что верил убийца христиан последователь Левашова // Православие.Ру. 2014. 18 февр. / URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/68528.htm

[20] Проукраинское "национальное подполье" взяло ответственность за поджог в Ростове // Правда.Ру. 2017. 30 авг. / URL: https://www.pravda.ru/news/society/1347024-rostov

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Олег Матвейчев

Анатолий Беляков

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты