Иудеи всего мира в воскресенье вечером начинают отмечать Симхат Тора ("радость Торы") один из самых радостных праздников своего календаря.
В диаспоре праздник разделяется на два дня: в первый читают специальную молитву с просьбой о дожде, знаменуя тем самым начало нового зимнего сезона, а во второй читают заключительную часть Торы и опять начинают первую ее главу. В этот день достают все имеющиеся в синагоге свитки Торы и устраивают танцы и песни с ними. Танцами и всеобщим ликованием евреи выражают веру и любовь к Творцу.
"От всей души поздравляю вас с самым веселым праздником в году, с Симхат Тора, праздником "радости Торы". (...) Именно в Симхат Тора эта радость, что была с нами всю прошедшую неделю, обретает свою кульминацию да так, что мы просто пускаемся в пляс с книгами святой Торы в руках!" сказал главный раввин России Берл Лазар, обращаясь к единоверцам в канун праздника.
По его словам, "сам факт, что мы год прожили с Торой, это безусловный источник радости, и даже если человек еще мало знает ему есть прямой смысл радоваться и танцевать с Торой, потому что мы начинаем новый цикл, и он получает новую возможность узнать больше, стать ближе к Богу!"
"По сей день изучение Торы сохраняет и оберегает нашу самобытность и культуру, не важно, где мы живем, в Израиле или в других странах. В Симхат Тора мы показываем свою искреннюю любовь и преданность ей", написал в своем обращении президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, пожелав евреям провести эти дни "в настоящей радости и безграничном веселье".
Симхат Тора (на иврите "радость Торы") день завершения годичного цикла чтения иудейской священной книги (по традиции, каждую субботу евреи читают по одной главе), а также цикла осенних праздников. Отмечается на восьмой день (в диаспоре восьмой и девятый) праздника Суккот. Как учат еврейские мудрецы, Всевышний подобен царю, пригласившему своих детей на пир. Когда приходит время расставаться, царь говорит: "Дети мои, задержитесь еще на один день, мне так жаль расставаться с вами".
Это самый веселый праздник в году. Вечером и утром молящиеся семь раз обходят биму (возвышение, на котором стоит стол или пюпитр для чтения свитка) со всеми свитками Торы в руках, извлеченными из Ковчега Завета. Возвращение свитков Торы в Ковчег сопровождается песнопениями. Верующие веселятся, танцуют. В синагоге в этот день принято вызывать к Торе всех присутствующих, даже маленьких детей.
Радость в этот праздник проистекает от осознания того, что Бог создал евреев особым народом, призванным служить Ему, напоминает о "кровной" связи еврейского народа со Всевышним.
В современном виде Симхат Тора празднуется с раннего Средневековья, когда был установлен годичный цикл чтения священной для иудеев книги вместо трехгодичного. Традиция начинать новый цикл в тот же день появилась позже, чтобы, как сказано в еврейских священных книгах, "не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова".