поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

14 марта 2020 :: Андрей Самохин

Образование накрывается Грефом

Досужие взрослые дяди и тёти хотят осчастливить школьников и их родителей целым рядом новейших предметов. Не хотите "полового воспитания"? Тогда пожалуйте на "целомудрие". Не нравится "обращение с огнестрельным оружием"? Айда на "дореволюционный речевой этикет". Этот предмет кажется пустоватым? Ну тогда для вас "земледелие" с "кибербезопасностью" впридачу. А геометрия с литературой пусть потеснятся!

Минпросвещения решило создать некий " Координационный совет по развитию образования в России". Одним из "рулевых" в нем, судя по всему, станет глава Сбербанка Герман Греф, который собирается не только разрабатывать новые ФГОСы, но и запускать " новую образовательную платформу", а также менять систему управления.

О создании координационного совета по сообщению ТАСС заявил министр просвещения Сергей Кравцов на встрече с председателем правления Сбербанка Германом Грефом. Новый глава Минпросвета пояснил, что совет, в частности, займется "формированием стратегии развития образования в ближайшем будущем".

Ключевым "стратегом", очевидно будет именно Герман Оскарович, одна из многочисленных должностей которого – председатель Попечительского совета НИУ ВШЭ – давней "кузницы" либеральных реформ, разрушавших наше образование последние четверть века. Он на встрече с Кравцовым, в свою очередь, подчеркнул, что "на сегодняшний день важнейшей остается работа над новыми ФГОС". То есть, г-н Греф, не имея педагогического образования, явно собирается поучаствовать в разработке федеральных образовательных стандартов! Не боги, мол, горшки обжигают...

Герман Оскарович также анонсировал запуск "новой образовательной платформы, работа над которой велась в течение трех лет". Он любезно пояснил, что она будет запущена в 150 образовательных организациях с 1 сентября этого года и "будет встроена в процессы организации образовательного процесса и управления школой". Очевидно, речь идет о пресловутом "искусственном интеллекте", который Греф, мягко говоря, с переменным успехом, внедряет у себя в Сбербанке, и курировать который назначен в школе.

"Эффективный менеджер" пообещал: "... Очень многое в регулировании придется менять, под это нам придется менять образование, программы образовательные, систему управления вузами, мотивацию вузов, учителей переподготавливать. Греф также заявил, что высшее образование в России находится на "очень низком уровне" из-за "неэффективной системы управления". По его мнению, российские вузы "вовремя не отрефлексировали" на изменения, произошедшие в мире, и в первую очередь это проблема "управленцев в правительстве, ректоров вузов и всей вертикали".

Все бы ничего, да только, как говорится, "чья бы мычала"! Ведь это тот самый Греф из банка которого уплывают приватные данные тысяч клиентов. Тот самый, что таскает с собой на форумы неких мутных восточных гуру и заявляет, что участие народа в управлении – "страшная вещь и что "нельзя давать населению доступ к информации", поскольку "люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания". И это именно тот "эфеменеджер" который, как уже писал Царьград считает, что физматшколы в России не нужны, хочет упразднить экзамены и оценки, а также признается, что страдает "шизофренией, как любой руководитель крупной компании".

Именно этот господин и будет отныне "координировать" и "развивать" российское образование?! В общем, и смех и Греф.

Волшебной отвёрткой

Давно ни для кого не секрет, что со школьным образованием у нас беда, особенно с основным и средним общим. Многолетнее экспериментаторство "эффективных менеджеров" в правительстве, именуемое в просторечии "развал", дало уже не только цветочки, но и ягодки. Средний выпускник школы, даже сдавший ЕГЭ на высокие баллы, представляет собой печальное зрелище – и по общей эрудиции, и по кругозору, и по умению складно выражать устно и письменно свои мысли. В вузах студентов приходится пару лет доучивать за школу.

Пока есть кому доучивать. Так же как в школах пока ещё есть кому (вопреки системе) давать системные "старые" знания и вкладывать в учеников душу. Но время идёт, "старорежимных" учителей и профессоров всё меньше. А "жертвы ЕГЭ" постепенно заполняют все социальные ниши, в том числе преподавательские.

Нельзя сказать, что эту аховую ситуацию не осознают на государственном олимпе: за голову схватились уже несколько лет назад. Правда, пытаются при этом справиться с системной проблемой паллиативами. Или, как говорится в русской пословице: "Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу". А суть-то беды в том, что заигрались правители наши в либеральные игры разума, в интеграцию с "развитым Западом", забыли про отечественные ориентиры просвещения – куда и на каких парусах идём, где якоря бросаем. "Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра", – писал философ Сенека в "Нравственных письмах к Луцилию".

На этом фоне и печально, и забавно, и поучительно выглядят попытки представителей разных социально-политических и общественных организаций и групп "подправить" нынешнюю образовательную систему РФ, дополнив школьную учебную линейку теми или иными новыми-старыми предметами. Как будто ввернув "золотой шуруп" волшебной отвёрткой.

Нет, конечно, есть в дополнениях школьной программы вещи абсолютно логичные на уровне восстановления справедливости, такие как возвращение в 2018-м астрономии, пусть и в урезанном виде. Можно только приветствовать среди факультативных предметов "Кибербезопасность". Также дополнительно можно, наверное, позаниматься и архитектурой, как предложил Патриарх Кирилл, и шахматами, за что давно ратует гроссмейстер Карпов; поизучать церковнославянский язык (предложение покойной Людмилы Вербицкой), основы самбо (Рашид Нургалиев). Только всё это и сейчас есть и называется "дополнительное образование", а также "секции и кружки". При чём здесь учебная линейка предметов?

Семьеведение на пришкольном огороде с ружьём и фильмом Антониони

Реестр инициативных предложений за последние десять лет собрал портал "Педсовет", выстроив их перечнем: с датой и автором инициативы. Чего там только нет!

Скажем, депутат Госдумы Владимир Сысоев попросил вице-премьера Ольгу Голодец вернуть в школьную программу по русскому языку дореволюционный речевой этикет. Сысоев считает, что если школьники начнут обращаться друг к другу "сударь" и "сударыня", а к маме и папе на "вы", то это кардинально исправит нравы в обществе.

Сама же Голодец уверена в необходимости уроков по основам медицинских знаний, с упором на информирование о диабете. А Минздрав России, в свою очередь, предпочёл бы, чтобы школьники в рамках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) проходили курс психологии. Более того, под эту инициативу три года назад оперативно набрали команду авторов учебников для 3-11-х классов. Некоторые из них даже выпустили.

Дальше – больше: эксперты РАНХиГС предложили ввести в школах предмет "этнология", на котором изучались бы этносы, живущие в России. Похожую дисциплину о культуре и традициях народов России хотел видеть в школе глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Бывший министр культуры Владимир Мединский ратовал за школьный курс по истории кино, разработав заранее методическое пособие и даже спланировав целый курс видеоуроков. А вот глава партии "Коммунисты России" Максим Сурайкин счёл, что лучше всего уже с 5 класса начать учить российских школьников "Земледелию". Пусть, мол, хоть репку от редьки научатся различать.

Слов нет, это очень даже нужно любому гражданину РФ, даже не из числа "государствообразующей нации". Полезно знать и "Основы информационной безопасности" (как научиться различать фейки, пропаганду, внушение, не стать жертвой сетевых мошенников) – предмет, предложенный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК).

А разве не полезно молодым людям узнать об основах семейной жизни в курсе "Семьеведение" (детский омбудсмен Анна Кузнецова), если их этому в родной семье не научили? Так же как и "Нравственным основам семейной жизни" – курсу, разработанному священником из Екатеринбурга Дмитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского монастыря Ниной (Крыгиной). Кстати, первый соавтор курса – кандидат биологических наук, а вторая – психологических. Курс успешно преподаётся как элективный (дополнительные обучающие часы по выбору) уже в более чем 60 регионах.

Слава Богу, этого ни в каком виде не случилось с предметом "Половое воспитание", которое навязывали нашим деткам такие "продвинутые патриоты", как заслуженный учитель России, действительный член РАО Евгений Ямбург, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и до кучи – Мособлдума.

Есть большие сомнения в том, что подросткам пошли бы на пользу "Обращение с огнестрельным оружием" от Ростеха, "Основы антикоррупционной политики" от председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, "Демократия" от Молодёжного парламента Саратовской области или "Политическая социология" от ВШЭ.

Кстати, ректор "Вышки" Ярослав Кузьминов десять лет назад сетовал, что, дескать, стандарт по литературе и русскому языку в школе сильно завышен – "почти как в университете", а "школа должна готовить ребят к жизни в современном обществе". Вот литературу с историей по совету этого деятеля за прошедшее десятилетие и урезали. По самое некуда.

Исправить ли антисистему уроками целомудрия?

А и вправду, нужна ли "Война и мир" входящим в нынешнюю "современную жизнь"? Может нужнее "Домоведение", по чаянию бывшего губернатора Красноярского края Льва Кузнецова? "Нотная грамота", как считает прославленный дирижёр Владимир Спиваков, или практичные "Основы финансовой грамотности" от Минфина, причём интегрированные... с уроками истории и литературы? Не лучше ли сразу уж обучиться, по рецепту Минтруда, "Пенсионной грамотности"? Ну а вдруг всё это – "шняга", и молодёжи всего нужнее курсы "Безопасное селфи", разработанные для школ общественной организацией "За безопасность"?

И ведь большинство этих предметов, курсов, уроков предлагаются их разработчиками или государственно-общественными радетелями, что называется, из лучших побуждений! При всём уважении предметы "Целомудрие", "Гостеприимство" или "Уроки трезвости" вряд ли сами по себе обратят сознание молодого поколения в желаемую сторону. При нынешней безыдейной, обладающей явными чертами профанации антисистеме образования в РФ школьники просто в лучшем случае безобидно поржут над этими новыми уроками. А в худшем – воспримут как антимотивацию.

Ну так же примерно, как в позднесоветское время ржали над обязательной "политинформацией", превращали в комедию или скучную проформу комсомольские собрания на "моральные" темы.

С той разницей, что тогда в уже сильно разложившемся социуме и в подгнившей "советской школе" оставалось не так уж мало настоящих педагогов с горячим сердцем и большим опытом. Сегодня есть успешная практика некоторых государственных школ в регионах, которые даже в рамках нынешних норм и правил умудряются не предоставлять услуги, а именно образовывать, выпуская всесторонне развитых юношей и девушек. Но таких – днём с огнём поискать.

Больше же всего тревожит следующее: признавая на словах, что реформы образования в РФ зашли не туда, власти, похоже, не стремятся кардинально пересмотреть взятый в середине 1990-х либеральный курс с его "компетенциями" вместо твёрдых знаний, "вариативностью" вместо единых стандартов и учебников для всей страны.

Что мы получили в школе за последние три десятилетия? Фактический отказ от воспитательной роли школьного учителя, выпадение воспитательной компоненты из литературы, истории, "справочное" толерантное "Обществознание", полную формальность "классных руководителей", разобщённость и преподавателей, и детей.

Искусственный интеллект подкрался незаметно

А может ли, собственно, быть по-другому в государстве, лишённом идеологии и целеполагания, с обществом, до предела атомизированным, поделённым де-факто на социальные касты? Поможет ли справиться с этим любой прекрасный новый предмет, такой как церковнославянский язык или каллиграфия или даже возвращение старых системообразующих дисциплин – логики и риторики?

Ответы на эти риторические вопросы, увы, очевидны.

При этом на фоне общего образовательного разброда и шатания мы видим одну весьма жёсткую и последовательную линию, которую проводят по нарастающей абсолютно все последние профильные министерства. Имя этому направлению – "сквозная цифровизация". Ныне она материализуется в новый школьный предмет – "Искусственный интеллект" (ИИ). То есть речь даже не о модуле в составе уже имеющейся "Информатики", а именно об отдельном уроке.

В конце февраля министерство просвещения сообщило, что в 2021 году "ИИ" будет введён в тестовом режиме не менее чем в 1% школ страны, а к концу 2024 года новый предмет войдёт в программу минимум половины средних учебных заведений. Это изменение школьной программы происходит в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" и включено в "дорожную карту развития ИИ в России", составленную Сбербанком и Российским фондом прямых инвестиций

Разработчики поясняют варианты использования ИИ в школе: "Искусственный интеллект может быть репетитором, автоматизировать оценку знаний, анализировать поведение учеников". Нас откровенно предупреждают: "Ожидается, что в скором времени образование невозможно будет представить без участия ИИ, который будет контролировать образовательный процесс от начала до конца". Нехило, да?

Это, видимо, и есть тот путь в "прекрасный новый мир" будущего, который открывает перед нашими детьми г-н Греф и те международные силы, частью которых он является.

К слову, у самого Германа Оскаровича в Сбербанке с искусственным интеллектом так себе: то по вине ИИ данные клиентов массово утекут в Сеть, то многомиллионные суммы пропадут. А то пользователям в СМС в виде буквенного кода к предложению льготного кредита придёт такое буквосочетание: CRYVKILLJEWS (ПЛАЧЬУБИВАЙЕВРЕЕВ).

Сбербанк сперва отнекивался, а потом, смущаясь, объяснил, что этот скандальный набор латинских букв был случайно сгенерирован. Мол, извините, ИИ подкрался незаметно. Спрашивается, а что он случайно сгенерирует в школе?

Маршрут в будущее или школа "на передержке"?

Справедливо задаться вопросом: а есть ли "разумная, добрая, вечная" альтернатива всей этой нынешней школьной катавасии? В самом вопросе скрыта точка бифуркации. По мнению некоторых наблюдателей, основная задача большинства нынешних школ и вузов во всём мире – отнюдь не образование ответственных, творческих личностей, полезных граждан и грамотных специалистов, а "передержка" не нужных государству миллионов молодняка в школьных и институтских стенах. Чтобы они были под надзором и не баловались по наркопритонам, не занимались революциями. Заодно в этих стенах их худо-бедно научат писать-считать, жать кнопки на компьютере, без чего сегодня не обойтись и самой неквалифицированной прислуге.

Если дело и впрямь обстоит так, то сгодится и земледелие, и половое воспитание с селфи вместо Менделеева, Достоевского и Ключевского. Последние так даже, напротив, вредны – зачем думать законопослушному потребителю?

Но если мы всё же не хотим идти по этому пути, то стоит не запихивать в школьную программу отдельные предметы, не надеяться на искусственный интеллект, а возрождать свои: интеллект, систему, душу образования, которое происходит, как известно, от слова "образ".

Такая система и такой образ есть, интегрирующий лучшие отечественные принципы и достижения в этой области, не предлагающий утопических планов воскрешения советской или дореволюционной школы, а устремлённый в будущее на основе суверенной национальной стратегии. Называется он "Концепция развития образования в Российской Федерации" и был разработан группой педагогов и учёных разных профилей, сотрудничающих со Всемирным Русским Народным Собором. Документ обсуждался в прошлом году на заседании Комитета по культуре ВРНС, был одобрен и стал частью концепции стратегического развития России "Русская мечта – 2050", которая будет представлена в 2021 году на XXIV Всемирном Русском Народном Соборе.

Интеллект вырастает только на основе нравствености

Сергей Перевезенцев – доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России, член Бюро Президиума ВРНС:

– Большинство предложений новых школьных предметов говорит прежде всего о том, что эти люди не понимают, что такое школа. Многие просто таким способом пиарятся, демонстрируя свою озабоченность острой темой.

А в пиаре не требуется глубоко продумывать вопрос. Наприме, где взять целую армию учителей по предлагаемому экзотическому предмету, ведь они должны иметь обязательное педагогическое образование! В какие "окошки" учебной программы вы собираетесь впихивать свои уроки, за счёт чего? Не лучше ли было бы увеличить часы на предметы, формирующие личность ребёнка: русский язык, литература, история?

Образование – это система, и никакие отдельные предметы её не исправят. Чтобы она не превращалась в антисистему, идейное наполнение и методика подачи материала на разных уроках не должны противоречить друг другу. Система обязана быть сбалансирована и выверена: школьник должен получать единый комплекс ценностей, единый образ знаний. В некоторых же инициативах неприкрыто сквозит желание протащить контрабандой некие идеологические концепты, не связанные с пользой для ребёнка. А подчас – прямо противоположные российским традициям. То же "половое воспитание", например.

Но едва ли не опаснее предмет "Искусственный интеллект". Это попытка как бы очень оперативно, при этом с подменой понятий воплотить в практику высказывание президента. Он сказал, что мы должны активно заниматься темой ИИ, стремиться к лидерству в ней. Но кто должен – специалисты, программисты, а не поголовно все школьники! Никто ещё не знает, чем именно собираются наполнить учебные модули, а уже спланировали этапы внедрения, переподготовку педагогов.

За всем этим проглядывает отношение к учителю, как к слуге, который обязан выполнять всё, что захочет левая нога "комиссаров" от образования. Чиновники, таким образом, придумывают себе работу, а преподаватели должны заниматься бесконечными отчётами перед ними вместо предметной деятельности. При этом фонды зарплат чиновников Рособрнадзора превышают аналогичные фонды учительского жалования целых областей!

В нашей системе образования ныне огромное количество случайных людей. А вся она построена на том, что если ты не выполняешь задания вышестоящего начальства – часто совершенно бессмысленного, – то лишаешься должности.

Директора школ ориентированы не на создание образовательной среды, а на предоставление "образовательных услуг". Если "клиенты" не возмущаются громко их качеством и не голосуют ногами, идёт правильная отчётность, по свистку сверху внедряются "новации", значит, ваша школа на хорошем счету.

И ведь вот что главное – сменой министров, их замов, ещё каких-то отдельных людей ничего не исправишь! Нужно менять всю парадигму образования, ориентированную на англо-американские образцы – не лучшие и притом устаревшие. Место нынешних ложных целей и ценностей должно занять формирование всесторонне развитого человека. Что это значит? Развитого интеллектуально, эстетически и духовно-нравственно. Причём последняя категория приоритетна и напрямую связана с воспитательными задачами школы, которые нужно возродить в полной мере. Именно такая последовательная концептуальная трансформация системы образования заложена в "Концепции развития образования в РФ", в разработке которой для ВРНС я лично участвовал вместе с очень компетентными и уважаемыми людьми.

Кроме того, есть успешная практика некоторых государственных школ в регионах, которые даже в рамках нынешних норм и правил умудряются не предоставлять услуги, а именно образовывать, выпуская всесторонне развитых юношей и девушек. Такова, например, "Школа целостного развития" Владимира Мартышина в селе Ивановское на Лехте в Ярославской области и некоторые другие.

Нам нужно создавать в России непрерывную систему такого целостного образования: от детского сада до вуза и учреждений переподготовки. Уже ясно даже слепоглухим: будущее за теми странами, которые будут обладать самым высоким интеллектом. Не искусственным, а естественным! А он вырастает только на основе нравственности и закладывается в раннем детстве.

Перейти к такой системе сегодня – это, конечно, намного сложнее, чем изменить Конституцию. Но переходить жизненно необходимо!

Источник: Царьград.ТВ

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

06.02.2024

Вышел четвертый номер православного научного журнала "Ортодоксия" за 2023 год

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты