поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

03 апреля 2020 :: Дмитрий Бабич

Коронавирус как мотив для нападок на РПЦ: кто ждет от церкви ошибки?

Кто ждет от церкви ошибки? Информационная атака на РПЦ – это наступление на Россию

Ситуация с коронавирусом резко повысила ставки не только в политической борьбе, но и в борьбе добра со злом в целом. Это видно из той кампании ненависти и абсурдных обвинений, которая в дни эпидемии ведется против Русской Православной Церкви. От РПЦ, как и от руководства нашей страны, множество западных и доморощенных "доброжелателей" ждет ошибки, огреха – ведь в условиях пандемии цена ошибки становится непомерно высокой.

Продолжаются информационные "вбросы" о том, что церковь якобы способствует распространению инфекции. И это несмотря на очень публичные меры по обеззараживанию всей религиозной утвари и призыв Патриарха Кирилла к верующим воздержаться от посещения храмов даже в пасхальные дни. Не воздействует на недоброжелателей и активное материальное участие Церкви в помощи людям, пострадавшим от коронавируса: создание на деньги Церкви центра по лечению пневмоний, вызванных COVID-19, участие православных волонтеров в помощи престарелым и больным, оказавшимся фактически без самого необходимого в результате карантина.

Как ведется информационная атака? Во-первых, повторяются без конца обвинения времен первых лет советской власти о "вредных для здоровья" обрядах. Во-вторых, слова Патриарха и священников вырываются из контекста, в результате чего Святейшему приписывается некое "удовлетворение" трагедией коронавируса, хотя ни о чем подобном и речи нет. (Как священников может радовать невозможность пригласить прихожан даже на пасхальное богослужение? Тем не менее вот заголовок во множестве СМИ, цитирующий вырванные из контекста слова Патриарха: "Кирилл счел коронавирус божьей милостью".)

Либералы говорят языком Троцкого

Первая, самая примитивная форма информационной атаки (обвинения в распространении заболеваний) памятна нам с первых лет советской власти: либеральные СМИ утверждают, что обряд причастия не является гигиеническим и что почитание мощей является "наиболее реакционной формой мракобесия – культом мертвых". (Интересно, что сегодня именно "либеральные" масс-медиа России, призывающие нас к "декоммунизации", повторяют эту формулу коммуниста-богоборца Льва Давидовича Троцкого.) Атака идет и изнутри России, и из-за рубежа: так, датская газета "Экстрабладет" посвятила недавно целую статью описанию обряда причастия в самой древней его форме.

Публикация появилась в тот момент, когда во все приходы РПЦ из Патриархии уже были разосланы строжайшие указания дезинфицировать иконы и лжицы, а также применять одноразовую посуду. "Не благословлены" временно и контактные формы почитания мощей. И все эти предписания точно выполняются. Но датская журналистка из "Экстрабладет" предпочитает откровенно лгать о том, что никаких мер Патриархией будто бы и не принято: "Почему-бы церкви не поменять этот ритуал, возникший в поздней античности, задолго до открытий ученых о вирусах и бактериях? Но РПЦ отказывается это делать, ссылаясь на богословские постулаты. В отличие от протестантской церкви, где причастие является символическим напоминанием о тайной вечери Иисуса с учениками, православные полагают, что, когда прихожане участвуют в нем, время перестает играть какую-то рол: они якобы получают возможность быть рядом со Спасителем на его ужине 2000 лет назад",- пишет датская журналистка Екатерина Андерсен.

Почему тогда на Западе, где сдавшийся глобалистам Папа Римский совершает предпасхальные обряды в одиночестве на площади в Риме, коронавирус распространяется в сотни раз быстрее, чем в России? И не являются ли металлические монеты и экранные "интерфейсы" банковских терминалов, этих новых "святынь" Запада, куда более мощными и общеиспользуемыми передатчиками заразы, чем прикосновения к иконам и мощам, которые практикуют сегодня десятые доли процента граждан? Что, на эти вопросы и на поиск истины в виде простого захода на сайт Патриархии времени не хватает?

Времени-то хватает ("сидим дома" – написано над грубой статьей о РПЦ в "Новых известиях"). Но западных и доморощенных либеральных богоборцев правда и не интересует. Эти "журналисты" обращаются не к разуму, а к эмоциям читателей – паническому страху, совмещенному с нежеланием хоть в чем-то в своей жизни раскаяться. Обращаются эти авторы и к зависти, хамским инстинктам своих читателей.

Низкие видят низкое

Это видно и из следующего заголовка статьи в газете "Новые известия": "Почему РПЦ так упорно сопротивляется карантину?". Статья начинается с откровенно хамского пассажа:

"Как известно, РПЦ продолжает сопротивляться коронавирусу по-своему. Мало того, что попы гонят свою паству на разного рода "антивирусные" крестные ходы, являющие собой образчик языческого мировосприятия, никоим образом не имеющий отношения к христианству, так они еще и противятся закрытию храмов на время эпидемии",- пишет разнузданный автор "Новых известий".

А потом добавляет: "Скорее всего, дело лежит отнюдь не в религиозной, а в финансовой плоскости". Пасхальные пожертвования, наверное, церковь боится упустить, предполагает автор со ссылкой на ходячий оксюморон – антицерковного дьякона Андрея Кураева.

Тут уместна цитата из великого римского оратора Цицерона: "Низкие натуры во всех действиях других людей видят только низменные мотивы".

Конечно, автору "Новых известий" не понять трагедию святейшего Патриарха Кирилла, который после более полувека проповеднической деятельности, то есть призывов приходить в храм, был вынужден перед нынешней Пасхой выступить с таким обращением после богослужения в Храме Христа Спасителя:

"Я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов... 51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, преодолевать тяготение своей собственной злой воли и внешних обстоятельств. Я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов".

Чего же еще хотят от Патриарха Русской Православной Церкви авторы "Экстрабладет" и наших либеральных СМИ? А вот чего – запрета. Не призыва к сознательности верующих, не смиренной просьбы в духе братской любви, а холодного административного приказа. А Патриарх не может дать такого приказа верующим – это значит нарушить святейшую из их свобод, свободу исповедовать Христа. Поэтому предстоятель церкви Кирилл Первый приказывает священникам – продолжать служить в храмах с соблюдением всех мер предосторожности. Чтобы если небольшое количество верующих, вопреки просьбе Патриарха, все-таки придет в храм, они не нашли его двери закрытыми, а святое место – пустым.

Эта выверенная, не подчиняющаяся ни панике, ни фанатизму позиция бесит антицерковные круги на радио "Свобода", на сайте "Эха Москвы". На "Свободе" самозванный псевдосвященник Яков Кротов назвал призыв Патриарха Кирилла "запоздалым и лицемерным". А журналисты либеральных изданий буквально шабаш устроили вокруг слов председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимира Легойды. Слова были простые и смиренные: "Какое-то количество верующих на Пасху все же может находиться в храмах". Врагам "церковников", конечно, хотелось бы, чтобы на этот главный праздник в году свято место, вопреки пословице, осталось пусто.

Для любого непредвзятого наблюдателя очевидно происхождение этой клеветы (ее распространяют "либеральные" СМИ в России, а потом эти же мифы подхватывают западные средства массовой информации). Очевидна и цель антицерковной "коронавирусной" кампании: она является частью информационной войны с российским государством и сообществом российских патриотов, большинство в котором уже сейчас составляют верующие Русской Православной Церкви или хотя бы лояльно относящиеся к ней люди.

Вброс ложного тезиса

При этом вбрасывается ложный тезис о якобы очевидной "зависимости" этой церкви от государства. Такая зависимость была когда-то в Англии, где монарх до сих пор по должности является и главой англиканской церкви. Много лет существовала она и в католической церкви, игравшей, скажем, в Австро-Венгерской империи роль "духовной подпорки" власти императора. Предпринимались попытки сделать Церковь частью государственного аппарата и в России, при династии Романовых. Но в целом русской патриаршьей традиции зависимость от власти (не путать с зависимостью от общества!) совершенно чужда. РПЦ и юридически, и по духу не является государственной церковью, ее место в системе ценностей сегодняшней России важнее и сложнее. Вера – это та почва, тот нравственный идеал, из которого начиная с 1980-х годов постепенно прорастает настоящая русская общественная жизнь, включая и государственное строительство. (Недаром Русь крестилась в Православие до возникновения в ней централизованного государства, а потом Церковь продолжала существовать даже в моменты исчезновений русской государственной власти – при золотоордынском иге или в дни Смуты, или в годы гражданской войны 1918-1921 гг.) Регенерация русской общественной жизни после долгой эпохи казенщины – процесс небыстрый, но при Путине он значительно продвинулся. Причем президент как бы бережет Церковь, не дает вовлекать ее в текущую политику, помня о ее более высоком предназначении.

Либеральная "франшиза"

И, конечно, укрепление этой духовной почвы русской общественной жизни не может не злить врагов России. Подорвать эту почву, "вытащить из-под России" ту духовную основу, на которой она стоит,- давняя мечта и антироссийской части западных политиков, и их "либеральной" франшизы внутри России.

Как правило, эта "франшиза" оторвана от местной русской почвы, а потому неспособна придумывать тонкие антицерковные ходы с учетом местной специфики. В ход идут те же методы, которые нынешняя господствующая на Западе ультра-либеральная идеология применяет против традиционных религий во всем мире: личная дискредитация духовенства за якобы высокие личные доходы и аморальное поведение, обвинения в торможении "прогресса", призывы запретить религиозную жизнь в связи с якобы представляемой ей угрозой общественному здоровью и порядку.

Ключевое слово тут – "запретить". Недаром экономист из ВШЭ Константин Сонин, преподающий ныне в США, по радио призвал штрафовать Церковь за пасхальные богослужения, а еще лучше заставить ее запретить священникам службы на период эпидемии. Это очень характерно для нынешних критиков Церкви – призывать к запретам против Церкви, одновременно саму Церковь толкая к запретам. Не призвать верующих к соблюдению осторожности (включая гигиенические требования), не найти оригинальный, согласованный с чувствами верующих вариант решения той или иной возникшей проблемы, а именно запретить. Запретить – это значит нагнуть Церковь к земле, унизить ее, показать всем ее унижение и свою "победу" над ней. В Евросоюзе сделать это с католической церковью и с ее протестантскими братьями и сестрами нынешним "либеральным" богоборцам, увы, удалось. В России, будем надеяться, не удастся.

Источник: https://inforeactor.ru/

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

02.06.2020

РПЦ назвала анонимные каналы в Telegram "новой формой гонений на Церковь"

В Госдуме оценили решение об открытии храмов в Москве

Всемирный русский народный собор призвал лидеров ЕС отстоять право русских учиться в школах Украины на своем языке

Религиозные организации со среды смогут возобновить работу в Подмосковье

Назначен новый посол Ватикана в России

01.06.2020

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла храмы Москвы открываются для прихожан

На телеканале "СПАС" вышел новый 138 выпуск аналитической программы "Щипков" – "Люди в балаклавах"

Храмы в Подмосковье откроются для верующих

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

10.05.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Димитрий Сазонов
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией

09.05.2020

Журнал "Международная жизнь":
Протест католических епископов и ученых

05.05.2020

ПЕRЕВОДИКА:
Ален де Бенуа
Коронакризис – это не конец света, это конец целого мира

29.04.2020

Всемирный Русский Народный Собор:
Владыка Каллистрат. Антарктический опыт и жизнь в изоляции

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты