поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

05 апреля 2020

Постсекулярный мир: выпуск "Тетрадей по консерватизму" совместно с Русской экспертной школой

Вышел в печать новый номер журнала "Тетради по консерватизму" (№ 3 за 2019), ставший результатом совместной работы Русской экспертной школы, Фонда ИСЭПИ и МГИМО МИД России.

Номер альманаха посвящён обсуждению проблематики постсекулярности, определению этого понятия, а также дискуссиям об использовании постсекулярного подхода для оценки и анализа актуальных вопросов в области истории, политики, философии и религии. Тезисы этого выпуска обсуждались в октябре 2019 года в МГИМО на XII Конвенте РАМИ. Главный вопрос номера – где пролегает граница между светским (секулярным) и теологическим знанием и можно ли говорить о существовании такой границы.

Разговор об истории и современном развитии консервативной мысли и шире – политических идеологий и культурных парадигм, – который последние годы разворачивается на страницах "Тетрадей по консерватизму", всегда затрагивает две связанные темы: с одной стороны, это ценности и цели, к которым стремится философская мысль и социальная практика, с другой – методы и текущие задачи, на которые можно опираться в этом процессе. В таком разговоре невозможно избежать обсуждения религиозных и теологических вопросов.

Постсекулярный подход претендует на то, чтобы смягчить кризис современного общественно-политического языка, объяснительные способности которого в последние годы стремительно падают. Постсекулярное направление открывает дискуссию о природе секулярного и таким образом автоматически снимает неприкосновенность с обсуждения фундаментального принципа современности – тотальной имманентности знания и ценностей. В этом смысле постсекулярное направление ставит целью не отрицание современности (неизбежно попадая в ловушку постмодернистского самоотрицания), а определение границ этого исторического проекта, рассмотрение его базовых оснований, снятие запрета на дискуссию о его альтернативах. Главное в постсекулярности – процесс освобождения теологии, констатация теологичности любого знания. Этот подход ведёт к признанию в качестве конвенции постоянной связи между всей гуманитарной мыслью и теологией. Кроме того, он позволяет более часто использовать теологические аргументы в социально-политических дискуссиях. При этом происходящий постсекулярный поворот свидетельствует не о победе неких постсекулярных ценностей, а об изменении правил дискуссии.

Свой вклад в дискуссию на тему постсекулярности внесли члены авторского коллектива "Тетрадей по консерватизму" – философы, политологи, историки и религиоведы из России, Белоруссии, США, Канады, Дании и Австралии.

Валерий Расторгуев предложил рассматривать концепцию секуляризма как иллюзорную и использовать цивилизационный подход для решения проблемы сохранения идентичности государств в условиях постсекулярного мира. Евгений Белжеларский обосновал точку зрения на постсекулярность как на вытесненную религиозность, а современную научную ситуацию вокруг проблематики религиозного и секулярного предложил интерпретировать как продолжение религиозных войн дискурсивными средствами. Пол Робинсон раскрыл сущность современного западного либерализма как формы политической религии, являющейся следствием сакрализации политики, при этом выразил сомнение по поводу перспектив постсекулярного подхода. Уэйн Хадсон раскрыл идею альтернативного постсекуляризма и предложил отделять постсекуляризм как способ подтверждения духовности от того, каким образом постсекуляризм может быть реализован в общественно-политической практике. Андрей Рогозянский показал, что в современных условиях религиозные системы претерпевают драматические трансформации и отрываются от своих исторических традиций, призвав к пересмотру подходов, используемых для описания состояния и поведения религиозных индивидов и сообществ. Г. Лебедева отметила возрастающую роль религии в жизни общества, включая европейские страны, давно пережившие процесс секуляризации, поскольку светские идеологии прошлого столетия оказались не в состоянии объяснить существующие социальные проблемы и дать им рациональную альтернативу. Марианна Абрамова рассмотрела причины возрождения религии в современном мире на примере евангелистов-неопятидесятников, которые всё шире распространяют своё влияние в странах Латинской Америки. Сергей Чугров проанализировал специфику японского религиозного синкретизма, которому удалось адаптировать нормы буддийско-конфуцианского комплекса и религии синто, и рассмотрел политику партии "Комэйто" как реализацию постсекулярной системы в политической сфере. Моника Папазу рассмотрела лежащее в основе европейской цивилизации христианское понимание человека и противостоящий ему секуляризм как антропоцентрический гуманизм, а также проанализировала последствия процесса переосмысления человека в модерне, в частности разрыв связи прав с обязанностями и нравственным законом. Аркадий Малер осветил вопрос развитие понятия личности в истории философии как ключевой ценности европейской цивилизации и предположил, что возвращение религиозной цивилизации означает возрождение не только христианства, но и активный рост неоязыческих и синкретических религиозных движений, в которых понятие личности может быть подвергнуто еще большей девальвации, чем в секулярной философии Нового времени. Мэтью Купер рассказал о жизни и творческом наследии видного деятеля русской эмиграции И. И. Фондаминского, который пытался примирить левые, христианские и монархические идеи. Сергей Перевезенцев исследовал феномен духовного фактора исторического развития, его влияние на возникновение различных исторических явлений, проанализировал понятие "гуманизм" в качестве религии человекобожия, показал противостояние учения гуманизма и традиционных религий как духовное противостояние различных религиозных учений.

Номер состоит из четырёх разделов: "Секулярность: законченный проект?", "Постсекулярность: национальные истории", "Человек постсекулярный: между миром и Богом" и ""Радикальная ортодоксия": опыт православного прочтения".

Особенность номера – последний раздел, который посвящён известному западному научному философско-теологическому движению "Радикальная ортодоксия" и творчеству его основателя Джона Милбанка. Труды Милбанка – явление яркое и необычное для современной британской философии. Он ставит перед собой непростую задачу – не только сформулировать основные положения нового направления мысли, которое широко известно под названием "Радикальная ортодоксия", но и создать инструмент, с помощью которого это можно было бы сделать – сформулировать язык. Эта задача амбициозна и сложна, поскольку радикальна: лишить секулярную картину мира (секулярный метадискурс) её монопольной власти над современной западной культурой и помочь вернуться на это место традиционному христианскому мировосприятию, "аутентичному христианству". Любой язык несёт на себе отпечаток определённой идеологии. То же можно сказать и о современном английском научном языке. Для борьбы с дискурсивной властью и диктатом подразумевающихся коннотаций Милбанк приступает к деконструкции базовых понятий этого языка: либерализм, традиция, современность, левые и правые, светскость, политическое, социальное и многие другие. Параллельно Милбанк разрабатывает собственный понятийный аппарат, вводит специфические философские термины. Милбанк смело наследует постмодернистские подходы, в частности деконструкцию, борьбу с метадискурсами. Религиозно-ценностное вдохновение Милбанк черпает в раннем средневековом католичестве, которое уже владеет схоластикой, но ещё не порабощено ею. Милбанк иногда называет собственный философский метод постмодерным критическим августинианством.

Милбанк – автор более десятка книг, но на русский язык переведены только две главы из самой ранней его монографии "Теология и социальная теория". Рост интереса к движению "Радикальная ортодоксия" в российской науке и его связь с консервативной повесткой, равно как и с проблемой постсекулярности побудила составителей настоящего номера "Тетрадей по консерватизму" перевести и опубликовать три отдельные главы из книги Милбанка "По ту сторону секулярного порядка" – "Метафизика и современная политика", "Социализм вне левого направления" и "Критика всех видов материализма". В четвёртый раздел альманаха помимо глав из книги Милбанка также включены обзорные и критические статьи директора Русской экспертной школы В. А. Щипкова, вводящие в проблематику "Радикальной ортодоксии" и полемизирующие с её отдельными положениями.

Номер доступен для скачивания.

Источник: Русская экспертная школа

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

14.08.2020

Самый большой деревянный храм европейской России построят в Москве

Во всех храмах Белорусской Православной Церкви будут молиться о мире и благополучии народа

13.08.2020

Состоялась пресс-конференция Патриаршего экзарха всея Беларуси

В 20-ю годовщину гибели АПЛ "Курск" память моряков-подводников молитвенно почтили в Мурманске

12.08.2020

В Синодальном отделе по социальному служению поддержали инициативы Правительственной комиссии по помощи бездомным

11.08.2020

Проект восстановления сгоревшей Успенской церкви в Карелии подготовят к концу года

На Валааме освящена часовня преподобного Германа Аляскинского

10.08.2020

На Троекуровском кладбище готовят к установке памятник протоиерею Всеволоду Чаплину

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты