поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

12 июня 2020 :: Юрий Поляков

Силён ли русский Бог?

В свет выходит исправленное и расширенное переиздание книги Юрия Полякова "Желание быть русским". Предлагаем вниманию читателей новую главу из этой работы знаменитого прозаика и публициста.

... В июне 2017 года мои заметки "Желание быть русским" я закончил фразой "Имеющий разум – поймет". Сознаюсь, я сначала хотел завершить текст эффектно-оптимистичной цитатой из стихотворения Николая Языкова "К ненашим":

Умолкнет ваша злость пустая,

Замрет неверный ваш язык:

Крепка, надежна Русь Святая,

И русский Бог еще велик!

Но как-то застеснялся... Терпеть не могу, когда в голливудских фильмах влюбленный клерк зовет уклончивую деву замуж прилюдно, запрыгнув на сцену и схватив микрофон, а она, рдея, говорит ему "да" под аплодисменты умиленных свидетелей. Пафос часто убивает смысл. Увы, простодушная риторика наших патриотов иной раз приводит в отчаянье. Как тут не вспомнить мой, извините, собственный афоризм: "В России две напасти: либерализм, доходящий до подлости, и патриотизм, доходящий до глупости".

Однако прошедшие два года не прошли даром для "русского вопроса", да и у меня накопились кое-какие соображения. Если помните, в недавних дебатах, развернувшихся вокруг поправок в Конституцию РФ, основные баталии разгорелись вокруг двух предложений, касающихся имени Божьего и самого многочисленного народа страны. И это не случайно, ведь речь шла о фиксации, пусть даже косвенной, того факта, что Церковь и русский этнос сыграли: исключительную роль в создании, становлении и защите нашего государства. Кстати, идею помянуть в Конституции добрым словом Бога подал сам Патриарх Кирилл, за что ему земной поклон. Казалось, обе поправки лежат, как говорится, на поверхности, и будут приняты "на ура". Если бы... Дискуссия приняла такой ожесточенный оборот, что невольно вспомнился накал первых съездов народных депутатов тридцатилетней давности, когда доходило до драк у микрофона. "Какой Бог? У нас светское государство! Иудеи, мусульмане, буддисты и атеисты обидятся!" "Погодите, в нашем гимне поется: "Хранимая Богом родная земля!" Заметьте, ни иудеи, ни огнепоклонники, ни атеисты на это не обижаются!" "Гимн это не Основной закон! Зачем вы нас тащите в средневековье?!" "Куда? Сами вы либеральные схоласты, время высчитываете, сколько патриотов умещается на боеголовке ракеты "Сатана"!" В результате многодневных бурных споров сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о поправках в Конституцию Павел Крашенинниковым высказал аккуратное мнение, что без Бога в Конституции можно и обойтись, а в жизни – это как кому нравится. Атеисты с агностиками воспрянули.

Но еще яростнее схватились стороны из-за предложения помянуть в Конституции государствообразующий русский народ. В обществе поддержка была почти единодушной: не стоит забывать, что "титульных" в РФ более 80 процентов. Но вот допущенные к микрофону "лидеры общественного мнения" за редким исключением заняли другую позицию, тут объединились все: от "имперских интернационалистов" – до "гормональных" либералов. Аргументы "против" звучали примерно так: "Стыдитесь! Мало вам того, что ваш этноним и так присутствует в названии страны – Рос-сия! Вы еще хотите получить особый статус "старшего брата"! Хватит – проходили!" Им резонно возражали: "Но если страна называется "Рос-сия", то отсутствие упоминания о русском народе в Конституции тем более абсурдно! А наш "особый статус" всегда заключался в самых больших жертвах на алтарь Отечества!" Оппоненты не унимались: "Вы хотите смертельно обидеть и унизить национальные меньшинства? Что скажут наши автономии? Вы покушаетесь на федеральные скрепы? К тому же, среди наших граждан немало армян, грузин, азербайджанцев, таджиков казахов, украинцев, узбеков... Вы хотите всех нас перессорить?" "Почему – перессорить? Все автономии также должны быть перечислены в Конституции. А что касается обид, то в Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане и Казахстане живет немало русских, и вряд ли они обижаются, читая в тамошних конституциях об особой роли тех же армян или грузин в создании своих государств?". "Ах, бросьте эту вашу охотнорядскую демагогию!"

Впрочем, такие страсти вокруг русского имени не новы. В замечательном труде крупнейшего нашего исторического мыслителя С. Г. Кара-Мурзы "Советская цивилизация" мне попался любопытный и очень актуальный в нынешней ситуации эпизод. Оказывается, когда в 1910 году в нашем Отечестве создавалась ассоциация масонских лож, чтобы ловчее бороться с царизмом, – то по аналогии с курирующей организацией – Великим Востоком Франции – эту новую "сплотку", как сказал бы дедушка Солженицын, хотели назвать Великим Востоком России. Однако с резким протестом выступил лидер украинских национал-масонов (и такие тоже попадаются), будущий советский академик М. С. Грушевский, который вообще "не признавал за Россией право на существование в виде целостного государства". Спорили два дня и порешили, как на базаре: "ни нам, ни вам": ассоциацию масонских лож, сыгравшую ключевую роль в февральской революции, назвали "Великий Восток народов России". Разница, думаю, понятна? Не случайно после Февраля империя начала рассыпаться, как карточный домик, именно по этническим границам.

Но вернемся в наше время, к спорам вокруг поправок к Конституции. Накал страстей нарастал. Ораторы, прежде вполне разумные, – теперь, багровея, настаивали на том, что упоминание русских в Основном законе вызовет взрыв "великодержавного шовинизма" и запустит механизм развала страны, резню и даже погромы. "Идиоты, мы же заботимся как раз о вашей "единой и неделимой"! Как только вы объявите русских главным народом, все пойдет прахом. Даже цыгане восстанут!" "А ассирийцы?" "Какие еще ассирийцы?" "Которые ботинки чистят..." Если я и утрирую "хлестнувшие за предел" споры, то совсем чуть-чуть. По-моему, "доброхотам" России так никто и не напомнил, что в нашей истории механизм развала чаще запускало как раз разочаровавшееся в государстве русское большинство, стихийно выпрягаясь из имперского воза. Хочу отметить, что за внесение "русской поправки" до последнего бились в эфире Сергей Михеев и Константин Затулин, оставаясь, по сути, в подавленном меньшинстве. Их потенциальные сторонники или тактически отмалчивались, или явно кривили душой, или загорались внезапным имперским интернационализмом. Даже политрук Прилепин, коему начальством поручено вести на ТВ "уроки русского", и тот ушел от прямого разговора.

Между тем, глубокий православный публицист Александр Щипков, рассуждая о "русской поправке" в своей авторской программе на канале "Спас", подробно проанализировал историю вопроса, и суть его соображений такова. Во всех конституциях СССР, а именно: в "Ленинской" (1924), в "Сталинской" (1936) и в "Брежневской" (1977), – слово "русский" встречается лишь однажды. В "ленинском" Основном законе читаем: "...декреты и постановления... печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюрко-татарский)..." И это всё.

Но, возможно, иначе обстоит дело с более "локальными" конституциями РСФСР? Что ж, посмотрим! В Конституции РСФСР (1918) есть только "эксплуатируемый народ". В Конституции РСФСР (1925) (её принятие связано с вхождением РСФСР в состав новообразованного СССР) та же петрушка: слово "русский" не употреблено ни разу. Ограничились всё тем же "эксплуатируемым народом". В Конституции РСФСР (1937) мы, наконец, находим заветное слово, но в суровом контексте эпохи: "Судопроизводство в РСФСР ведется на русском языке или на языке автономной республики, или автономной области, или национального округа..."

А вот Конституция РСФСР (1978) радует нас дважды, там повторяется, что русский – один из языков судопроизводства, зато впервые появляется крамольное словосочетание "русский народ". Вот оно, это долгожданное место в преамбуле: "Образование РСФСР обеспечило русскому народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального и культурного развития, с учетом их национальных особенностей в братской семье советских народов". И хотя речь идет не о том, чем наше государство обязано русскому народу, а, наоборот, о том, чем русский народ обязан государству, все равно: спасибо! Но, как говорится, недолго музыка играла. В "ельцинской" Конституции (1993), принятой под гром пушек, неблагодарный "русский народ" снова исчез из Основного закона, осталась лишь констатация: "Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык". Кстати, это и есть давняя мечта наших космополитов: язык без народа. Для сравнения в Конституции Башкортостана слова, производные от титульного этнонима, употреблены целых 5 раз.

При такой "истории болезни" вставить в Основной закон нечто про "государствообразующий русский народ" оказалось гораздо трудней, нежели записать, что брак – это союз мужчины и женщины. В итоге, рабочая группа решила сохранить давнюю традицию и поберечь русских от приступа "великодержавного шовинизма". Но тем временем, поразмыслив, президент Владимир Путин внес свое мудрое предложение, касающееся бытия Божьего в Конституции РФ, и это, восьмое, доказательство оказалось решающим. Рабочая группа и обе палаты парламента внезапно прозрели, как Будда под дубом, и горячо одобрили поправку к 67-й статье в таком виде: "Российская федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство..."

Честно говоря, мне не очень понятно, как РФ, прямая преемница СССР и Российской империи, может не признавать "сложившееся государственное единство", но я думаю, Бог, получив конституционный статус, простит нам эту стилистическую невнятицу. Прогрессивная общественность, тяжело вздохнув, согласилась, что Господь в Основном законе – это меньшее зло, нежели присутствие там "государствообразующего народа". Я как раз в те дни переживал приступ сатирического зуда в духе лучшего русского поэта-ирониста 19 века Дмитрия Минаева и разразился стихами:

БОГ ЗА НАС...

Путин и такое смог:

Будто на иконе,

Засияет скоро Бог

В Основном законе!

С атеизмом навсегда

Кончено советским,

Ведь без веры никуда

В государстве светском.

Ну а мы, друзья, опять

На правах рептилий:

В Конституцию вставлять

Русских запретили,

Чтобы тем не досадить.

Тату иль вайнаху,

Нас решили осадить

И послали на фиг:

"Русский – это кто такой?

Деревенский житель?"

Вместо нас литой строкой

Будет Вседержитель!

Утершись не в первый раз,

Хныкать мы не вправе:

В Конституции за нас

Бог!

А Он не фраер...

И тут мы снова возвращаемся к вопросу: "Силен ли русский Бог?" Ах, как силен! Едва оказавшись в Конституции еще на правах вставки, не утвержденной всенародным референдумом, Он, не мешкая, порадел своим "верным россам", – и президент наш Путин предложил на рассмотрение общественности еще одно дополнение, на сей раз к 68-й статье, а именно: "Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации". Вот оно – чудо! Мне вдруг вспомнилось одно познавательное четверостишье, за которое при Советской власти сняли с работы редактора детского журнала:

Сам не очень он велик,

Но велик его язык.

Языком себе обед

Добывает муравьед.

Но шутки в сторону! Надо ли говорить, что сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников из-за такой судьбоносной поправки просто изменился в лице от счастья, а обе палаты парламента от праздничных манифестаций в Охотном ряду удержала только опасность коронавируса. Сразу видно, наш гарант пристально изучил все предыдущие конституции на предмет "русского вопроса" и сделал решительный шаг навстречу самому многочисленному народу Державы.

Надеюсь, название ленинской статьи "Шаг вперед, два назад" через некоторое время нам с вами, компатриоты, вспоминать не придется...

Источник: Аргументы неделi

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

03.07.2020

РПЦ: голосование показало, что большая часть общества нравственно здорова

Александр Щипков: три года назад турецкие власти не рискнули бы выставить Святую Софию на политические торги

Церковный суд лишил сана схиигумена Сергия

02.07.2020

Муфтий Таджуддин предлагает сделать Святую Софию единым домом молитвы для мусульман и христиан

Издательство Московской Патриархии реализует проект "Лето – время читать"

В ФЕОР считают, что мир еще оценит важность поправки о браке как союзе мужчины и женщины

01.07.2020

Щипков: депутат предложил прямое вмешательство государства в жизнь Церкви

Всеукраинский крестный ход ко Дню Крещения Руси в этом году не состоится из-за карантина

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты