поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

20 июня 2020

Издано первое в России исследование "Радикальной ортодоксии"

В издательстве Русской экспертной школы вышло первое в России исследование философско-теологического движения "Радикальная ортодоксия", предпринятое Д. А. Щипковым в 1999-2004 годах.

Впервые русскоязычное научное сообщество узнало о движении "Радикальная ортодоксия" в 2004 г., когда в Санкт-Петербургском государственном университете состоялась защита диссертации Д. А. Щипкова ""Радикальная ортодоксия": критический анализ". В последующие годы на русском языке появилось множество статей о "Радикальной ортодоксии", но полноценных обзорных или критических монографий на эту тему не было. Кроме того, на русский язык переведены лишь несколько глав из более десятка книг основателей и продолжателей движения. В результате даже по прошествии 16 лет ссылки на диссертационное исследование Д. А. Щипкова используются в большинстве русскоязычных исследований "Радикальной ортодоксии".

"Радикальная ортодоксия" – это движение богословов и философов, выступающих против секулярной "современности" ("модернити") с её монопольными правилами на общезначимое высказывание и научное познание – метадискурсом. Это движение возникло в британских англикано-католических кругах. Его основатель Джон Милбанк с группой единомышленников провозгласил своей целью последовательную и всеобъемлющую деконструкцию секуляризма и возвращение в современный мир христианского образа мыслей в форме, характерной для Высокого Средневековья и раннего католичества (XI-XIII вв.).

"Радикальная ортодоксия", появившаяся в Великобритании, тем не менее выступает против аналитической философии, распространённой в англо-американском мире, считая, что с середины XX века эта философия уводит британскую теологию от решения собственно теологических задач и воспроизводит секулярную картину миру.

Основатели движения понимают под "ортодоксией" одновременно приверженность святоотеческой "матрице", возвращение к более "богатому" христианству, утраченному при наступлении эпохи позднего Средневековья, выход за границы конфессиональных различий современного христианства, стремление восстановить традиционную христианскую онтологию (вместо секулярного метадискурса) и создать практическую философию, основанную на неискажённом, "аутентичном" христианстве.

Если ещё 20 лет назад "Радикальная ортодоксия" рассматривалась как самобытное и маргинальное движение, то в последние годы она часто упоминается как важная часть нового и набирающего значимость философского направления, которое называют постсекулярным.

Проблема выработки и использования постсекулярного подхода становится одной из центральных в современных философских исследованиях. Постсекулярный взгляд подразумевает, что исследователь рассматривает религию не как отдельную область, изучаемую социологией и философией религии, но как составляющую часть и даже основание происходящих политических, социальных, культурных и экономических процессов. Такой подход ориентирован не столько на дискурс о религиозном, сколько на религиозный дискурс и теологию. Это ставит перед исследователями новые проблемы, открывает пространство для новых тем, а также задним числом объясняет повторяющиеся попытки науки и философии Нового времени преодолеть границы собственных познавательных способностей, выйти за границы узкой "научности" ради укрепления и развития науки. Какой бы фундаментальной ни выглядела стена, которую научное сообщество возводило под брендами рационализма, позитивизма и аналитики и которая отделяла науку от ненауки, философию от теологии, эта стена никогда не могла привести к полному монополизму и торжеству того иллюзорного секулярного мира, который она имитировала в своих границах. Это вынуждены были констатировать секулярные исследователи в XX веке – мир всегда был религиозным и остался таковым даже в эпоху поздней современности.

Все указанные причины: развитие постсекулярной проблематики, сохранение высокого интереса к "Радикальной ортодоксии" у русскоязычных исследователей, отсутствие достаточного количества переводов оригинальных текстов представителей этого движения на русский язык – привели нас к решению издать исследование Д. А. Щипкова в виде отдельной монографии.

Источник: Русская экспертная школа

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Даниил Щипков

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

27.11.2020

Нижегородский митрополит посетил "красную" зону Борской ЦРБ

Завершена большая часть работ на строительстве крупнейшего собора Арктики

Папа Франциск обратился к участникам X Фестиваля социальной доктрины

Мусульманские страны создали организацию по цифровому сотрудничеству

В Таллине открылась международная конференция "Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии"

26.11.2020

А.В. Щипков: Разделение на красных и белых искусственно и опасно

Папа Франциск вновь выступил против легализации абортов

Поправки в Семейный кодекс о верховенстве Конституции и основ нравственности прошли первое чтение

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

12.11.2020

Радонеж:
Андрей Рогозянский
Почему лекции Чапнина в МДА – это нонсенс

05.11.2020

ТАСС:
Эксперты: Парижская архиепископия сохранила самостоятельность в единстве с РПЦ

31.10.2020

Инфореактор:
Дмитрий Бабич
Франция против исламского мира: несусветная глупость Запада

Октябрь Таруса:
Тарусский благочинный поддержал переименование улиц

26.10.2020

Канал Елены Чудиновой:
Елена Чудинова
Господи, храни Тарусу! (Возвращению топонимов – да!)

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты