поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

20 июня 2020

Издано первое в России исследование "Радикальной ортодоксии"

В издательстве Русской экспертной школы вышло первое в России исследование философско-теологического движения "Радикальная ортодоксия", предпринятое Д. А. Щипковым в 1999-2004 годах.

Впервые русскоязычное научное сообщество узнало о движении "Радикальная ортодоксия" в 2004 г., когда в Санкт-Петербургском государственном университете состоялась защита диссертации Д. А. Щипкова ""Радикальная ортодоксия": критический анализ". В последующие годы на русском языке появилось множество статей о "Радикальной ортодоксии", но полноценных обзорных или критических монографий на эту тему не было. Кроме того, на русский язык переведены лишь несколько глав из более десятка книг основателей и продолжателей движения. В результате даже по прошествии 16 лет ссылки на диссертационное исследование Д. А. Щипкова используются в большинстве русскоязычных исследований "Радикальной ортодоксии".

"Радикальная ортодоксия" – это движение богословов и философов, выступающих против секулярной "современности" ("модернити") с её монопольными правилами на общезначимое высказывание и научное познание – метадискурсом. Это движение возникло в британских англикано-католических кругах. Его основатель Джон Милбанк с группой единомышленников провозгласил своей целью последовательную и всеобъемлющую деконструкцию секуляризма и возвращение в современный мир христианского образа мыслей в форме, характерной для Высокого Средневековья и раннего католичества (XI-XIII вв.).

"Радикальная ортодоксия", появившаяся в Великобритании, тем не менее выступает против аналитической философии, распространённой в англо-американском мире, считая, что с середины XX века эта философия уводит британскую теологию от решения собственно теологических задач и воспроизводит секулярную картину миру.

Основатели движения понимают под "ортодоксией" одновременно приверженность святоотеческой "матрице", возвращение к более "богатому" христианству, утраченному при наступлении эпохи позднего Средневековья, выход за границы конфессиональных различий современного христианства, стремление восстановить традиционную христианскую онтологию (вместо секулярного метадискурса) и создать практическую философию, основанную на неискажённом, "аутентичном" христианстве.

Если ещё 20 лет назад "Радикальная ортодоксия" рассматривалась как самобытное и маргинальное движение, то в последние годы она часто упоминается как важная часть нового и набирающего значимость философского направления, которое называют постсекулярным.

Проблема выработки и использования постсекулярного подхода становится одной из центральных в современных философских исследованиях. Постсекулярный взгляд подразумевает, что исследователь рассматривает религию не как отдельную область, изучаемую социологией и философией религии, но как составляющую часть и даже основание происходящих политических, социальных, культурных и экономических процессов. Такой подход ориентирован не столько на дискурс о религиозном, сколько на религиозный дискурс и теологию. Это ставит перед исследователями новые проблемы, открывает пространство для новых тем, а также задним числом объясняет повторяющиеся попытки науки и философии Нового времени преодолеть границы собственных познавательных способностей, выйти за границы узкой "научности" ради укрепления и развития науки. Какой бы фундаментальной ни выглядела стена, которую научное сообщество возводило под брендами рационализма, позитивизма и аналитики и которая отделяла науку от ненауки, философию от теологии, эта стена никогда не могла привести к полному монополизму и торжеству того иллюзорного секулярного мира, который она имитировала в своих границах. Это вынуждены были констатировать секулярные исследователи в XX веке – мир всегда был религиозным и остался таковым даже в эпоху поздней современности.

Все указанные причины: развитие постсекулярной проблематики, сохранение высокого интереса к "Радикальной ортодоксии" у русскоязычных исследователей, отсутствие достаточного количества переводов оригинальных текстов представителей этого движения на русский язык – привели нас к решению издать исследование Д. А. Щипкова в виде отдельной монографии.

Источник: Русская экспертная школа

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Даниил Щипков

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

03.07.2020

РПЦ: голосование показало, что большая часть общества нравственно здорова

Александр Щипков: три года назад турецкие власти не рискнули бы выставить Святую Софию на политические торги

Церковный суд лишил сана схиигумена Сергия

02.07.2020

Муфтий Таджуддин предлагает сделать Святую Софию единым домом молитвы для мусульман и христиан

Издательство Московской Патриархии реализует проект "Лето – время читать"

В ФЕОР считают, что мир еще оценит важность поправки о браке как союзе мужчины и женщины

01.07.2020

Щипков: депутат предложил прямое вмешательство государства в жизнь Церкви

Всеукраинский крестный ход ко Дню Крещения Руси в этом году не состоится из-за карантина

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты