поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
29 ноября 2002  распечатать

Андрей Ваганов

Культ от культуры будет отделен

Министр образования РФ Владимир Филиппов уверен, что необходимо восполнять пробелы в православном образовании российских школьников

Источник: Независимая Газета

Две недели назад Министерство образования РФ разослало в регионы примерную программу содержания учебного предмета под названием "Православная культура". Основные пункты программы, по мнению ряда экспертов, по своему содержанию фактически совпадают с курсами, преподаваемыми в православных духовных семинариях. С резкой критикой этого документа уже выступили некоторые политические деятели и лидеры неправославных конфессий России. Прокомментировать ситуацию мы попросили министра образования РФ, доктора физико-математических наук Владимира Филиппова.


– Владимир Михайлович, в связи с разосланным письмом некоторые общественные и религиозные деятели уже заявили, что таким образом под видом светской религиоведческой дисциплины дети будут получать чисто конфессиональное богословское образование. Контраргументы этих экспертов вам известны, конечно: почему православие, а не ислам или буддизм? Не разрушит ли это существующий сейчас в России конфессиональный баланс? Все-таки школа останется у нас отделенной от церкви или нет?

– Вы правильно сказали, что Минобразования направило примерную программу содержания предмета "Основы православной культуры. И письмо недаром называется – "информационное" (бывают еще: "инструктивное" – надо ввести тот или иной предмет; "методическое" – как надо что-то реализовывать). И в этом письме нигде не было того, что стали все додумывать: что это станет обязательным для всех.

Напомню, что у нас сейчас часы школьной программы делятся на три части: 75% часов – федеральный компонент, 15% – региональный компонент и 10% – школьный компонент. Так вот, утверждается, что якобы программа "Основы православной культуры" станет обязательной для всех даже в школьном компоненте... Этого абсолютно не было в письме Минобразования. Просто дело в том, что многие регионы – Кемеровская область, Калининградская область, целый ряд других областей – обращались к нам с просьбой: поскольку у них эта работа ведется, чтобы не было перекоса в какую-то сторону, они хотели бы иметь примерную программу, с запасом. Мы и дали эту программу с запасом – в ней 364 часа. Ее никогда никто не будет реализовывать в таком объеме, но выберет из нее десять часов, сто часов... И нигде в этом письме ни слова не говорилось, как и где преподавать. Это уже за нас стали домысливать, что этот предмет будет обязательным для всех.

Я заявляю. Первое. Предмет "Основы православной культуры" не будет в федеральном базисном учебном плане обязательным для всех школ страны. Второе. Вопрос о его преподавании может решаться в рамках только либо школьного, либо регионального компонентов. Но даже в этих рамках этот предмет не будет, не должен и не может быть обязательным для всех учеников данного класса и данной школы. "Основы православной культуры" – предмет или факультативный, или по выбору. Ведь практически каждый школьный класс у нас в стране – многонациональный.

– Другими словами, если, допустим, мой ребенок не захочет ходить на этот факультатив – его не отчислят из школы?

– Ни в коем случае. Факультатив – это предмет по выбору. Мы обязаны предложить ребенку несколько предметов по выбору. Ну, например, "Основы греческой культуры" или "Основы православной культуры". Кстати, если бы я сейчас послал точно такое же письмо, в котором написал не "Основы православной культуры", а "Основы греческой культуры", кто-нибудь среагировал бы? Никто бы вообще не заметил этого письма. То есть греческая культура – это нормально; а православная культура, которая касается нашей страны и нашей двухтысячелетней истории, это ненормально. Так ведь получается!

– Но подчеркивается, что программа "Основы православной культуры" фактически совпадает с курсами, преподаваемыми в православных духовных семинариях. Вот о чем речь.

– Это неправда. Абсолютно. Возникает действительно вопрос: какое содержание по этому предмету мы должны давать? Мы знаем с вами, когда какой съезд или пленум ЦК КПСС был. Но вы мне сейчас не назовете – и никто не назовет! – деятелей православия, хотя бы в первые 500 лет его существования. Или во вторые пятьсот лет. Поэтому вопрос о необходимости дать знания хотя бы о некоторых элементах православной культуры, ее основных этапах, ее деятелях весьма актуален. Мы должны были дать учащимся эти знания. Обделенность наша с вами, получивших образование в СССР, в этом плане очевидна. Все наши призывы – давайте отведем детей в Эрмитаж или в Третьяковку – они бессмысленны: большую часть картин классиков мы с вами там не поймем, так как они написаны на библейские сюжеты.

– Вся загвоздка как раз в том, чтобы правильно уловить эту грань – между преподаванием православной культуры и насаждением православного культа...

– Вы правильно ставите вопрос. Школа должна относиться к преподаванию этого предмета с точки зрения знаниевого подхода, но не культа. Этим и отличается данный предмет от преподаваемого, возможно, этого же предмета в православных учебных заведениях. Там – это приобщение к культу: входит учитель – встали, помолились, начался урок... Вот этого не должно быть. Остается знаниевый подход к предмету.

Есть хороший зарубежный пример – французский. Французы провели опросы среди детей: что такое Троица? Большинство из школьников ответили, что "Троица" – это станция метро. И только 10% ответили, что это понятие связано с религией. Вот этого не должно быть.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Известные люди – об идее введения ОПК в школах

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты