|
15 декабря 2020 Международная конференция "Личность в пострелигиозном обществе" состоялась в ББИМеждународную конференцию "Личность в пострелигиозном обществе" организовал Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ) в сотрудничестве с Конференцией европейских церквей (СЕС) и факультетом религии и теологии Университета Амстердама. Форум состоялся 11-12 декабря, накануне дня небесного покровителя ББИ. Всесторонне рассмотреть изменения в понятии личности в постмодерный и пострелигиозный век – такую задачу поставили перед собой докладчики и участники дискуссии. Собравшихся очно в Культурном центре "Покровские ворота" и онлайн у своих мониторов приветствовали ректор ББИ Алексей Бодров и Кристиан Криген (Брюссель), президент СЕС, который представил доклад "Религиозность в секулярном обществе". Давор Джалто, профессор Университета Стокгольма, специалист в области исследований восточного христианства, в начале доклада "Апофатический подход к человеку во время дикого капитализма" усомнился в том, насколько термин "постсекулярный" адекватен для описания нынешнего "затруднительного идеологического положения". Далее он анализирует те требования, которые предъявляет человеку глобализация, тот навязываемый "идеальный" тип сознания и поведения, который в конечном счете ориентирован на извлечение прибыли и глобальный контроль. Этому видению христиане могут противопоставить "апофатический" подход к человеку, который "ищет в человеке тайну, потенциал для свободы, творчества и любви", отмечает ученый. "Язык и личность: значение святоотеческой антропологии для современных дискуссий о человеческой идентичности" – так назвал свой доклад Паулиан Петрик, исследователь из Великобритании. В современном "все более развоплощающемся" обществе, благодаря изменениям, вызванным современными технологиями, роль языка становится все более прагматической, основная его задача сводится к облегчению процесса производства или приобретения товаров. Однако со временем становится все более очевидно, что нужен иной подход к языку, а новая ситуация пандемии COVID-19 обостряет понимание того, что язык приобретает особую ценность как средство живого общения, как "единственная существующая открытая дверь для другого". Размышляя о восстановлении ценности языка, автор доклада проводит параллели с дискуссиями отцов-каппадокийцев в первые века, когда формировалась христианская антропология с ее центральным пониманием человека как образа и подобия Божьего. Их подход к проблемам личности и общения может и сегодня направлять и воодушевлять тех, кто не хотел бы тотальной победы индивидуализма, не оставляющего места для другого. "По образу и подобию": поиск идентичности в постнормальное время" – в своем докладе Елена Музыкина, исследователь из Казахстана, познакомила с PNT – концепцией "постнормального времени" британского ученого З.Сардара. Человек PNT погружен в хаос и противоречия, в сомнения, неуверенность и страх. Альтернативу такому доминирующему духовному состоянию современного человека автор доклада видит в религиозной идентичности, которая позволяет человеку получить "осмысленное, структурированное и вселяющее уверенность представление о том, "кто я", поскольку оно построено на трансцендентальной основе, выдержавшей не одно испытание эпохальных изменений". Исследовательница показала, как библейские источники иудео-христианско-мусульманской традиции могут стать основой для поиска новой идентичности. Павел Смыцнюк, директор Института экуменических исследований Католического университета Львова, в докладе "Человек толерантный: создает ли постсекулярное время более терпимых людей?" поставил крайне актуальные вопросы о характере постсекулярной религиозности, ее антропологических и социальных параметрах. Автор считает, что "с теологической точки зрения терпимость – как к другим верованиям, так и к выбору, который делают в своей жизни и сексуальности другие люди, – может быть основана на апофатическом и эсхатологическом этосе иудео-христианской традиции. В то же время теологически обоснованная толерантность может отличаться от концепции толерантности, которая часто продвигается через секуляристские рамки". "Религия должна вернуть идею терпимости и сформулировать ее по-своему", – утверждает профессор. Якоб Ом (богословский факультет Университета г. Падерборн, Германия) в докладе "Относительная личность в экуменической перспективе: человек как нравственное существо в контексте нечеловеческой среды" говорит о принципиальных изъянах "технико-экономической парадигмы" понимания личности, о "ложном антропоцентризме". Автор предлагает искать новые пути к человеческой цельности в диалоге католического учения с центральными социально-этическими документами Православия, "чтобы пролить свет на их богословские основы и их рассуждения о человеке", но не только в аспекте межличностных отношений, но и в том, что касается отношений между людьми и неличностными живыми существами (животные, растения, природа). Такой подход может быть "пастырской задачей в расширении прав и возможностей верующих в поисках христианского "образа жизни", отвечающего современным потребностям", отмечает докладчик. Юлия Мелих, профессор Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, предложила новый взгляд на давнюю тему – "антропология и персонализм", рассмотрев в своем докладе концепции личности, которые разрабатывали наши современники – известные постсоветские классики русской философии С.С. Хоружий, С.М. Половинкин и А.В. Соболев. Ю. Мелих в своем анализе использует принцип демаркации между антропологией и персонализмом, что позволяет ей говорить о размежевании "антропологического поворота" Хоружего и "персоналистического поворота" Половинкина. При этом противопоставление не означает отрицание, подчеркивает автор доклада: так, Хоружий говорит "об использовании персонализма, а Половинкин уточняет констатацию антропологического поворота и употребляет "вместо него персоналистический поворот". Соболев же эстетически расширяет определение человека аристоса ("аристократический персонализм"). Так выглядят, по мнению философа, три концепции личности пострелигиозной эпохи. Название доклада философа и богослова Олега Давыдова "Тринитарный путь – по ту сторону индивидуализма и коллективизма" дает представление о направлении его мысли. В "тринитарной онтологии" он видит богословскую альтернативу "специфической имманентной метафизике" постмодерного бытия. Артем Гравин, доцент Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, представил доклад "Онтология сакрального и секулярного в перспективе теории мифа А.Ф. Лосева". По его мнению, использование философской методологии теории мифа А. Ф. Лосева позволяет рассматривать пару категорий "сакральное"/"секулярное" не оппозиционно, но диалектически, то есть во взаимодействии, выявить их логическую взаимосвязь и взаимо-необходимость и наметить особенности и принципы их исторического воплощения в различных культурах. При таком подходе потенциальная связка "секулярного" с "личностным" приобретает онтологическое измерение, утверждает автор. Григорий Миненков, профессор Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва), в докладе "Личность в ситуации повседневного космополитизма: к новым социальным и культурным практикам" утверждает, что в последние десятилетия, когда "традиционные институты либо отмирают, либо вынуждены искать себе новые роли и функции", можно говорить о формировании особого типа личности – "личности космополитической, причем не как об утопическом идеале (характерном для классического космополитизма), но как об уже становящейся реальности, личности, принимающей статус гражданина мира и одновременно гармонично вписывающейся в локальные (не обязательно географически) контексты". Ключевую роль в становлении такой личности играют разнообразные образовательные и культурные практики, разрушающие всякого рода групповые (включая национальные) границы. В этом контексте автор выдвигает гипотезу о становлении нового типа религиозности, отвечающей запросам пострелигиозного и постсекулярного общества, которая может стать "ответом на изначальный запрос большинства религий на космополитическую личность". "Право на имя и право на именование: современные юридические практики и их культурное значение" – в этом докладе юрист Олег Бреский (Институт Й. Альтусия (Вильнюс, Литва)) говорит о праве на имя как о неотъемлемом праве человека, укорененном в представлениях об уникальности личности, ее достоинстве и свободе. Однако сегодня на уровне государства используются такие практики, которые могут вполне обходиться без личного имени: для целей государственного управления гораздо более удобными и функциональными оказываются номера, отмечает докладчик. "Между номером и личным именем разворачивается спектр современных проблем построения политических и социальных институтов и развитие современной либеральной демократии". В этом ключе юрист ставит ряд актуальных вопросов, которые нуждаются в осмыслении, имея в виду "переопределение функций государства и пределов его интервенции в область утверждения уникальности и достоинства человеческой личности". "Сogito, ergo zoom" – остроумный перифраз известного изречения Декарта использовала в названии своего доклада Эльвира Жейдс, пастор Евангелическо-лютеранской общины св. Екатерины (Санкт-Петербург). Она обобщила опыт лютеранской общины, которая за последние девять месяцев вынужденно переместила свою деятельность в виртуальное пространство. Оказалось, что общение в zoom открыло новые возможности и перспективы. Вместе с тем, возникли вопросы с проведением церковных таинств и обрядов дистанционно. Опыт адаптации общины в непредсказуемых границах церкви, решение старых и новых проблем, "точка невозврата" и открывшиеся перспективы – вот вопросы, которые раскрыла докладчица. Сергей Мельник, научный сотрудник ИНИОН РАН, преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры св. Кирилла и Мефодия, в докладе "Пострелигия" и тенденции в развитии межрелигиозного диалога" рассмотрел три тенденции в межрелигиозном диалоге на современном этапе: так называемый "духовный диалог", развитие "теологии межрелигиозного диалога" и межрелигиозный диалог на международном уровне. По мнению ученого, анализ этих тенденций позволяет говорить "о процессе формирования "религии мира", которая характеризуется специфическим набором идеологических представлений и ценностей". В рамках конференции традиционно состоялась научная дискуссия и презентация новых книг издательства ББИ. По материалам: Благовест Инфо |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||