поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
29 ноября 2002  распечатать

Семен Чарный

Воспоминания о чуде

Вечером 29 ноября религиозные евреи во всем мире начинают праздновать праздник Ханука. Ханука, называемая также праздником Освящения или праздником Огней, является самым поздним по времени появления еврейским праздником. Он был учрежден в 165 г. до н. э. в память о чуде, свершившемся после победы восставших евреев под руководством Иуды Маккавея над сирийскими войсками и освобождения Иерусалима.

Когда евреи стали очищать оскверненный завоевателями-эллинизаторами Храм от грязи и мусора, то обнаружилось, что в наличии имеется лишь один сосуд с неоскверненным оливковым маслом для светильника. Этого запаса должно было хватить всего на один день, однако светильник чудесным образом горел восемь дней, пока в соответствии с ритуалом не было приготовлено новое масло. В память об этом чуде было постановлено праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни, по одному каждый из восьми обязательных дней. Синагогальная служба дополняется особыми песнопениями, царит атмосфера общего веселья.

В дни праздника принято готовить ханукальные кушанья, жаренные в масле разнообразные оладьи, пончики и любую пищу, в состав которой входит растительное масло, желательно оливковое. Из ханукальных обычаев наиболее популярны одаривание детей деньгами и обильные праздничные столы.

Интересно, что именно Ханука, самый, пожалуй, открытый для "посторонних" еврейский праздник, обычно становится тем еврейским праздником, в праздновании которого охотно участвуют лидеры разных стран. В России в этой связи можно вспомнить президента В. Путина и мэра Москвы Ю. Лужкова, несколько раз зажигавших ханукальные свечи.

Мы попросили представителей разных направлений иудаизма поделиться своими мыслями о том, что же такое Ханука как праздник вообще и Ханука в России, в частности. Вот что они ответили:

Адольф Шаевич, главный раввин России (КЕРООР):

Для меня Ханукка – это веселый и одновременно очень открытый праздник. Он также заставляет нас вспомнить о силе духа наших предков, которые смогли в одиночку справиться с одной из самых могущественных империй мира. Что же касаемо Хануки в России, то для меня это в первую очередь показатель изменения отношения властей к верующим евреям. Ведь относительно недавно невозможно было бы себе представить восьмисвечник, который могли бы зажечь не где-то на квартире или в глубинах синагоги, а на московских улице.

Зиновий Коган, председатель исполкома Конгресса Еврейских Религиозных Общин и Объединений России (КЕРООР):

Для меня Ханука – это возвращение в детство: станция Пятихатки, первый снег, сапожник Янкель сыпет горсть пятаков в ладони Вити Слинько, Толика Кутузова и мои – "ханукакопейки". Мы сворачиваем за угол, и уже старуха Фекла Ивановна дарит конфеты и пряники – предрождественские колядки.

За двести лет до рождения христианства восстали малочисленные маккавеи против многочисленных атеистов. И случилось чудо – богобоязные победили. И хотя в каждом поколении вновь рождаются многочисленные атеисты, Ханука – это праздник богобоязных. В этот вечер рассказывают о чуде в освобожденном Храме с елеем Семисвечника. Вместо одного дня елей горел восемь дней. Израиль не мог бы устоять во всех несчастьях без чудесной поддержке Всевышнего. Богобоязные сделали, что смогли, зажгли в Храме свет меноры – и тогда Господь продлил огонь. Человек наделен способностью улучшать мир, но творческий дар может стать разрушительной, развращающей силой, если он бездушен.

Ханука – это освещение времени, ибо будущее зависит от святости, которую придают времени те, кто служит Богу. Особенность Хануки: книги маккавеев в иудаизме считаются "внешними", они вошли не в еврейскую, а в христианскую Библию. Это еще одно ханукальное чудо, по сей день не разгаданное. Для России Ханука – праздник евреев, которые пришли с семисвечником в руках более тысячи лет тому назад, чтобы вместе со всеми народами рассеять тьму. Одиннадцать лет назад Господь благословил Россию возрождением многовековых традиций ее народов.

Борух Горин, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России (ФЕОР):

Ханука, как, впрочем, и другие праздники, показывает, что в конфликте между народами или между людьми не всегда оказывается важно, кто сильнее, у кого больше возможностей, денег, оружия. Религиозный человек, уверенный в своей правоте, имеет куда больше шансов на победу, чем не уверенный в победе оккупант. Ханука – праздник военной победы евреев над сирийцами – это доказательство того, что победить в борьбе может только народ, сплоченный национальной идеей, народ, представители которого знают, за какие цели они умирают (если это, конечно, не доллары, как у наемников). Они знают, что победа будет на их стороне, даже если сначала им не удастся добиться ее в открытом бою (надо помнить, что путь евреев к победе был весьма долог, и первоначально их сопротивление выглядело весьма смешно по сравнению с мощью сирийской армии, но они все-таки победили).

Если же говорить о моих личных впечатлениях о Хануке в России, то, по-моему, это, с одной стороны – домашний, а с другой – открытый для остальных праздник: мы зажигаем огни в менорах, не стесняясь своей радости. Каждый раз, когда зажигается восьмисвечник, мы понимаем, что времена идут, лучшие или худшие, а огоньки все же горят. Сейчас для нас очень важно то, что с лиц людей, приходящих на этот праздник, исчезла отрешенность 90-х, когда многим казалось, что наши праздники – пир во время чумы или чума во время пира. У евреев это было видно лучше, чем у других, поскольку они в подавляющем большинстве своем принадлежали к советской научно-технической интеллигенции, чьи взгляды, жизненные ценности, да и накопленный опыт не подходили к ситуации прошедшего десятилетия.

Я сам буду зажигать свечи на ханукальном светильнике, который мой прадед привез из Польши свыше 100 лет назад. Этот восьмисвечник видел очень многое – погромы, страшный голод 1932-33 годов, эвакуацию, когда он был единственным предметом, взятым в казахскую глубинку моим дедом. И, несмотря на все это, и мой прадед и мои дед и отец, а теперь и я сам регулярно день в день зажигаем свечи на светильнике. И каждая зажженная свеча порождает у нас уверенность не только в завтрашнем, но и во вчерашнем дне.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Семен Чарный

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

03.07.2020

РПЦ: голосование показало, что большая часть общества нравственно здорова

Александр Щипков: три года назад турецкие власти не рискнули бы выставить Святую Софию на политические торги

Церковный суд лишил сана схиигумена Сергия

02.07.2020

Муфтий Таджуддин предлагает сделать Святую Софию единым домом молитвы для мусульман и христиан

Издательство Московской Патриархии реализует проект "Лето – время читать"

В ФЕОР считают, что мир еще оценит важность поправки о браке как союзе мужчины и женщины

01.07.2020

Щипков: депутат предложил прямое вмешательство государства в жизнь Церкви

Всеукраинский крестный ход ко Дню Крещения Руси в этом году не состоится из-за карантина

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты