поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

08 июня 2021 :: Михаил Тюренков

Ватикан на грани "радужного" раскола. Православие на очереди?

Римско-католическая церковь находится на грани раскола: многолетний конфликт между либералами и консерваторами способен похоронить формальное единство Ватикана из-за вопроса отношения к LGBTQ+-извращенцам. Но нет ли такой опасности и для Православных Поместных Церквей?

На одном из самых популярных христианских сайтов, портале украинского "Союза православных журналистов" (СПЖ) на днях вышла поистине сенсационная статья "Раскол католичества произойдет уже в 2023 году?", дискуссионность которой заключается исключительно в озвученной в заголовке дате. Речь об октябре 2023-го, когда в Риме пройдёт заседание Синода католических епископов. И это не рядовое рабочее синодальное заседание, которые в Русской Церкви проходят по несколько раз в году, но фактически католический Архиерейский собор, способный принимать доктринальные решения. По утверждению автора статьи Кирилла Александрова, с которым сложно не согласиться:

Разные части католического мира (назовем это так) подходят к предстоящему Синоду епископов с диаметрально противоположными позициями по вопросу, который не допускает компромиссов или каких-либо полутонов. Это вопрос о признании ЛГБТ. Существуют, конечно, разногласия и по другим вопросам: женского священства, отмены целибата и так далее. Но всё-таки признание ЛГБТ и "благословение" гей-браков – это тот вопрос, который уже сейчас раскалывает католическую церковь на два враждующих лагеря.

Скорый поезд "Ватикан – Содом"

Казалось бы, несмотря на множество сексуальных скандалов, потрясших в последние годы Римско-католическую церковь (и вынудивших Ватикан ужесточить чрезвычайно либеральные канонические наказания для клириков), в вероучительном плане эта христианская твердыня западного мира пока ещё держит оборону против ЛГБТ-лобби. Однако нынешний понтифик и здесь в прошлом году пробил серьёзную брешь, по сравнению с которой любые "окна Овертона" кажутся тюремными форточками.

Вообще Хорхе Марио Бергольо, именуемый "папой римским Франциском", уже давно ничем не удивляет. Ради пиара и красивой картинки он уже мыл и лобызал ноги нелегальным мигрантам и малолетним преступникам, извинялся перед румынскими цыганами, иудеями, протестантами и гомосексуалистами. Вносил коррективы в Молитву Господню "Отче наш" и реформировал в либеральном духе католический Катехизис, изымая из него положения о допустимости смертной казни. Католические умеренные консерваторы лишь тяжко вздыхали, скрипя зубами: "Ну, он же всё-таки папа".

Но совсем недавно, в октябре 2020-го, даже недавние апологеты папы Франциска были шокированы его заявлением (нет, пока не вероучительным "ex cathedra", а "всего лишь" в одном из интервью) относительно рекомых "однополых союзов". Речь шла о поддержке "гражданских прав" извращенцев:

Гомосексуалисты имеют право быть в семье. Они дети Божьи и имеют право на семью. Никто не должен быть исключен. Что мы должны сделать, это принять закон о гражданских союзах. Таким образом, гомосексуалисты будут пользоваться правовой защитой.

Едва ли стоит напоминать, что в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета сексуальные извращения обличались неоднократно. При этом в ветхозаветной традиции даже говорилось, что этот грех заслуживает смерти: "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них". Христиане не призывают к смертной казни грешников, но во все времена поддерживали государственные меры по ограничению распространения подобных извращений. Причём, как говорил величайший учитель и отец Христианской Церкви Святитель Иоанн Златоуст: "Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию".

И неслучайно в октябре 2020-го, католик-традиционалист священник Вернер Бёзигер, представитель "Священнического братства святого папы Пия Х" в странах СНГ, духовник общины римско-католического вероисповедания традиционного латинского обряда города Минска, в беседе с автором этих слов (эксклюзивном комментарии "Первому русскому") прямо обличил "ватиканскую гомосексуальную мафию" и лично папу Франциска:

Ему стоило бы взять Катехизис Римско-католической церкви, в котором перечислен список грехов, "вопиющих к Небу". К ним относятся убийство, удержание заработной платы, обида нищих, вдов и сирот и гомосексуализм. Этот грех разрушает семейную жизнь, а соответственно, всю христианскую цивилизацию. И испокон веков позиция Римско-католической церкви была такой, что это не просто грех, но грех, который должно запретить и за который должно наказывать государство.

Увы, "ватиканская гомосексуальная мафия" – не фигура речи и не оговорка. Причём многие католики-традиционалисты абсолютно убеждены: папу Бенедикта XVI свергло именно ЛГБТ-лобби. Сможет ли это лобби уже в 2023 году провести на Синоде католических епископов либерализацию канонического права относительно тех же "гей-браков"? Едва ли. Но то, что этот вопрос будет поднят, пусть в качестве дискуссионного, уже нет никаких сомнений. Тем более что уже во многих западных странах ширится либерально-католическое движение в поддержку ЛГБТ-сообщества.

Так, только в Германии, по данным автора СПЖ Кирилл Александрова, уже более 2600 клириков и прихожан поставили свои подписи под требованием разрешить благословение гей-браков. А глава Конференции немецких епископов Георг Бетцинг заявил, что Ватикан "закрывается от прогресса", и что "пастырская практика" будет игнорировать имеющийся запрет благословлять ЛГБТ-союзы.

Приведёт ли это в том же 2023 году к серьёзному расколу Римско-католической церкви? Сомневаюсь. Но стоит вспомнить, что либеральный Второй Ватиканский собор 1962-1965 годов, покусившийся на многие основы жизни Римско-католической церкви (в частности, реформировавший богослужение) привёл к исходу из неё множества верующих. Есть данные, что около 100 тысяч католических монахинь тогда покинули монастыри, а сколько людей просто тихо перестали посещать воскресные мессы, страшно даже представить.

Псевдоправославная ЛГБТ-апология

Скажете: но что нам до "латинян"? У нас-то, православных, всё не совсем иначе. Несмотря на проблемы с теми же украинскими ряжеными самозванцами из ПЦУ и разрыва Русской Церкви с их покровителями из Константинопольского патриархата (и примкнувших к ним Патриархата Александрийского и предстоятелей и значительной части архиереев Элладской и Кипрской Церквей). Однако и в Православии (точнее, конечно же, около него) появились тенденции к оправданию "однополых союзов". И впереди всего Православного мира здесь, разумеется, Фанар и его "богословы".

Для начала приведём одну цитату митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра), который в начале 2018 года выступил со статьей, вышедшей в LGBTQ+-журнале "Колёса". В этом материале митрополит Каллист, в частности, выразил недоумение якобы "слишком тяжелым" бременем, которое Православная Церковь водружает на людей с гомосексуальной наклонностью (необходимости полного воздержания и борьбы со своими страстями):

Лица гетеросексуальной ориентации имеют возможность выйти замуж, и поэтому в позитивном ключе они могут исполнить свое эротическое желание с благословения Церкви посредством Богом данного таинства святого брака. Но у гомосексуалистов такого выбора нет. Правильно ли мы налагаем это тяжелое бремя на гомосексуалиста?

Увы, в этой своей позиции представитель Константинопольского патриархата не одинок. В последнее время стало складываться целое околоправославное (а если точнее, "либерал-православное" или "ортолиберальное") "богословское" учение, обесценивающее традиционный брак. В мягкой форме продвигается тезис, что "чадородие – далеко не главное", а в радикальной же брак и вовсе именуется "таинством греха". И в то же время – оправдываются... однополые союзы. К этой "школе" относятся греческие теологи: один из ключевых архиереев Фанара митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) и афинский профессор Христос Яннарас, а также ряд их учеников, в частности архимандрит Иоанн Пантелеимон (Мануссакис).

Так, в одном из своих интервью, фрагмент которого приведён в книге французского консервативного православного патролога Жана-Клода Ларше "Лицо и природа", митрополит Иоанн (Зизиулас) утверждал (восклицательные знаки наши):

Если (!) гомосексуальность есть грех, то Церковь должна (!) принимать такого грешника целиком (!), так же как она принимает грешника гетеросексуального (!). Ибо нет никакой разницы между ними (!): как в первом случае есть грех, так и во втором случае. Это было бы разновидностью расизма (!), если рассматривать один грех как приемлемый, а другой как неприемлемый. Посему ответ ясен: Церковь должна (!) принимать гомосексуалистов.

Основной тезис справедлив: любой искренне кающийся грешник – радость для Церкви, каким бы тяжким не был его грех. Но здесь очевидна подмена понятий: попытка уравнять естественные грехи с противоестественными. А ведь так можно договориться и до того, что пьянство и чревоугодие грехи примерно одного порядка с педофилией и, уж простите, некрофилией.

И было бы слишком просто сказать: да, в Константинопольском патриархате это есть, а мы, Русская Церковь, застрахованы от подобного ортолиберализма. И вот здесь вынужден огорчить: к сожалению, и у нас, в том числе – в наших ведущих духовных школах, православных семинариях и академиях, можно встретить немало последователей и греческой ортолиберальной школы, и ещё более радикальных в своём увлечении неопротестантской теологией персонажей.

В качестве примера можно привести совсем недавнюю защиту в Московской духовной академии диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия на тему "Православная мысль в условиях постмодерна и богословско-философский контекст ее формирования". В этой работе, мягко говоря, очень высоко ставится, если не превозносится, теология упомянутых выше околоправославных апологетов гомосексуализма Зизиуласа и Мануссакиса. И есть мнение, что подобная диссертация – лишь макушка "айсберга" ортолиберализации (от которой до "ЛГБТ-изации" лишь шаг-другой) наших православных духовных школ.

Кроме того, существует тенденция, которая медленно, но верно продвигается в нашей Церкви ортолибералами, в радикальной форме – в "кочетковских" т. н. "Свято-Филаретовском институте" и "малых братствах", а в умеренной, и в некоторых традиционных духовных школах. Эта тенденция преследует целью "демифологизацию" Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви. То есть примерно то, что столь любимые нашими ортолибералами лютеранские теологи осуществляют примерно со второй половины XIX века (первым был Адольф фон Гарнак): начиная с "критики чудес" (включая евангельские) и заканчивая полным отвержением мистической стороны жизни Церкви Христовой, её "очищения" от "наслоений" мифологической "структуры" (терминология Рудольфа Бультмана).

Понятно, что ортолибералы на нынешнем этапе не отрицают ни церковные Таинства, ни православную литургику, ни православную догматику (разве только каноны стоит, как писал скандальный "пока ещё протодиакон" Андрей Кураев, "поцеловать и убрать подальше на полку"). Ну и, конечно же, пока не отрицают церковную иерархию. Однако сама "протестантизация" Православия, как уже отмечал 1-й заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, замглавы Всемирного Русского Народного Собора, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Щипков, по сути, уже "предлагает упразднить тысячелетний опыт русской церковной жизни и начать жизнь Церкви с нуля".

Ну а закончиться всё это может не глубокой экзистенциальной рефлексией, а банальной легализацией "второбрачного священства" (что уже в Константинопольском патриархате и входящей в него Финляндской православной церкви уже случилось), затем "женского", ну а потом и однополых "браков". В течение какого-то одного столетия протестантская Европа это уже прошла. Римско-католическая церковь на очереди.

Подтянутся ли православные? Уверен, Господь убережёт Своим Промыслом Свою Церковь. Но это не значит, что от неё, по собственной злой воле, не отпадут те, кто, продолжая именовать себя "православными", будет продвигать в собственном "богословии" леволиберальную идеологию "ЛГБТ-изации христианства".

Источник: Царьград.ТВ

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты