поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

22 ноября 2022 :: Фёдор Гайда

Фёдор Гайда: Историю России нужно преподавать и изучать в контексте Всемирной истории

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор РПУ святого Иоанна Богослова, доктор исторических наук Фёдор Александрович Гайда считает целесообразным преподавание и изучение Истории России только в контексте Всемирной истории. И этот важный аспект необходимо учесть в нынешней дискуссии на тему обновления учебников, борьбы с фальсификациями, в условиях информационной войны и в связи с требованием времени. Почему именно этот принцип является основополагающим, Фёдор Александрович рассказал в интервью редакции сайта Российского православного университета.

- Фёдор Александрович, то, что российское образование находится в кризисе, уже ни для кого не секрет и признано на самом высоком уровне. А на том, как правильно преподавать историю страны, внимание сфокусировано особо. Какую задачу Вы ставите лично перед собой в этой новой реальности.

– Академические историки и историки-преподаватели – все очень разные и могут иметь различный взгляд на отечественную историю как в целом, так и на отдельные её события. И это хорошо. Но даже при полярном отношении к самым разным явлениям во времена СССР существовала единая для всех марксистско-ленинская идеология, она была нитью, на которую нанизывалась жизнь. Затем эта нить была утрачена, наступил методологический, идейный кризис, и каждый историк как-то начал эту проблему решать для себя, ведь история – это предмет, который, в сравнении с другими науками, в наибольшей степени связан с личной позицией. Что касается школы, то, независимо от политических воззрений, её задача – воспитание гражданственности, воспитание сознательного, патриотически настроенного человека. То есть урок истории России в школе – это урок гражданской мысли, а не отвлеченного рационального мышления, урок самосознания. Причем, патриотизм не обязательно должен быть прямым, он может быть и критическим.

– А в вузе уже другие задачи?

– В вузах этот урок продолжается. Но каждый преподаватель после развала СССР сам для себя решал, с каких позиций оценивать и преподносить историю. Допустим, материалист, преподает эту дисциплину с точки зрения экономики и социально-экономической теории – это для него и есть та самая нить, на которую он нанизывает бусины событий. Кто-то сделал иной выбор. И возможно, его придется теперь менять. Что же касается меня, то я христианский историк, и всё, что когда-либо происходило и происходит в стране, рассматриваю с духовной точки зрения. И предлагаю этот взгляд студентам.

– Этот подход соответствует новым тенденциям, ведь недавно подписан президентский указ об основах госполитики по укреплению традиционных ценностей, где говорится и о вере, и о приоритете духовного над материальным. Но получается, что Вы как православный христианин "обречены" разделять события на положительные и отрицательные?

– Наверно, Вы даже хотите сказать – на хорошие и плохие. Отнюдь. Рассматривать произошедшее не просто как событие, а как духовный выбор человека или группы людей, – это вопрос различения добра и зла. Не нужно осуждать кого-то – важно оценивать деяния людей и, в первую очередь, правителей с точки зрения блага, судить по плодам. Тогда начинает выстраиваться всеобщий подход к истории страны и истории мира тоже.

– Вы преподаватель исторического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. А в РПУ преподаете историю будущим юристам, психологам, журналистам, студентам философско-богословского факультета. На первом курсе – "Всемирную историю", на втором курсе – "Историю России". И именно в этом порядке. Почему?

– Убежден, что российскую историю нужно рассматривать в контексте мировой истории. Поэтому на первом курсе студенты знакомятся с контекстом, а на втором курсе, попутно вспоминая школьную программу, более осознанно изучают историю Отечества. Россия сама по себе всегда была и остается довольно герметичной страной, но мы не аул, заброшенный в горах, а крупнейшее в мире государство, у нас самые протяженные сухопутные границы, а значит соседей у нас гораздо больше, чем у других. От этого зависит ход истории. И студент, даже если он не будущий историк, и пусть ему не придется изучать эту науку на протяжении всего пребывания в вузе, – должен научиться видеть взаимосвязи между внутренними и внешними обстоятельствами, мыслить не узко и однозначно, а развёрнуто, видеть скрытые причины, которые, повторюсь, всегда имеют под собой духовную почву. Духовное всегда первично.

– Всеобщая история за один год – это реально?

– Конечно, за год не удастся погрузиться в детали, но объяснить, как развивался мир, рассказать о ключевых поворотах истории планеты, – это осуществимо. Причем, я предоставляю студентам картину всего мира, а не одной Европы. От жесткого европоцентричного восприятия всемирной истории пора отказываться, иначе возникает впечатление от Европы как от "вещи в себе", а такого не должно быть, ибо европоцентризм наращивался веками, и вот уже примерно сто лет он ослабевает, но мы по привычке упорно смотрим на запад.

– Фёдор Александрович, таким образом, Вы задаете высокую планку себе и студентам РПУ?

– Задача одновременно простая и сложная. Студент-историк в получении знаний заинтересован всегда. А вот как относятся к истории будущие обладатели других специальностей – покажет уже первый экзамен зимнего семестра. Но заинтересованность студентов РПУ мне уже заметна. Ведь преподаватель всегда знает, даже если слушатель не отрывается от тетради с ручкой, – конспектирует он лекцию или набрасывает черновик блоговой записи, например. Некоторые не записывают, но взгляд заинтересованный, звучат вопросы. Моя же задача заключается прежде всего в том, чтобы, рассказывая про Восток, объяснить студенту, почему это важно для него лично, какие-такие вещи, которые появились там, влияют на его настоящее и будущее. Например, студент-юрист, изучая право, не просто должен узнать отдельно о римском праве и его уникальности, но и понять, почему это знание до сих пор актуально, свежо. Впрочем, об аналогичных достижениях человеческой мысли и человеческого духа не просто интересно, но и важно знать не только узким специалистам, но и всем без исключения.

Беседу записала Ирина Предтеченская

Источник: Российский православный университет

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты