поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
19 января 2005  распечатать

Александр Щипков

"Я выдираю бриллиант из короны научного атеизма"

Фрагменты неопубликованной беседы с Л.Н. Митрохиным  (13 февраля 1997 год)

Восемь лет назад, работая на Радио России, я пригласил в студию Льва Митрохина, еще полного сил маститого сотрудника Института философии РАН, и записал разговор, отрывки из которого  в записи  звучали в эфире. После похорон, вернувшись домой, обнаружил, что сохранилась полная стенограмма беседы, около сорока страниц. Перечитал. Этика требует при переводе устной речи в письменную предоставлять стенограмму автору на правку. Печатать я её не планировал и Льву Николаевичу даже не показывал. Теперь уж самому принимать решение – выбрал для печати несколько фрагментов, опустив то личное, что не пошло в эфир в 97-ом и те рассуждения, которые требуют неспешной осторожной редактуры.

А.Щ.

ФРАГМЕНТ 1


- Добрый день дорогие радиослушатели, сегодня мне хотелось бы познакомить вас с человеком, который всю свою жизнь занимался интереснейшим делом – изучал веру и  природу религиозного сознания. Добрый день, Лев Николаевич. Расскажите, пожалуйста, почему Вы стали заниматься религией, а начали Вы заниматься ею давно, расскажите о себе, кто Вы.

- Я закончил философский факультет МГУ в 1953-м году. Почему пошёл на философский факультет? Вероятно потому, что мне пришлось увидеть достаточно сложное время, время войны, пережить репрессии и всевозможные невзгоды. Мне казалось, что  удовлетворить желание разобраться в себе, определить себя в этой жизни,  можно было именно философией.

В то время факультет давал широкие знания, и я помню преподавателей, выдающихся специалистов: и историков, и логиков… Эта  школа мне очень пригодилась впоследствии. Что касается религии, то видимо я заинтересовался ею в силу какой-то своей гуманитарной природы, своих гуманитарных интересов. Я увлекался театром, увлекался историей живописи, музыки, и видимо это был какой-то неосознанный протест против тех сухих и очень догматических построений, которыми отличалась тогда официальная философия. Во всяком случае, я начал заниматься религией. Я занимался ею не в рамках научного атеизма. Я всегда себя рассматривал, как философ религии. И поэтому, скажем, моя кандидатская диссертация была посвящена логике, прагматизму Шиллера, такой был английский, впоследствии американский философ. Докторская диссертация, которую я защитил уже больше 30-ти лет тому назад, была посвящена философии религии. Речь шла о том, чтобы рассматривать, как ты выразился, природу религиозного сознания. Не историю церквей, не взаимоотношения церковной и светской власти, а именно специфику и природу религиозного сознания.

- Лев Николаевич, Вы написали большое количество книг. Ну, скажем, Ваша книга о новых религиозных движения, стала учебником. Все кто сегодня пишут о новых религиозных движениях, начинают с того, что прочитывают Вашу книгу. Вы всегда работали в жанре, если так можно сказать, научного атеизма. Однако в конце 80-х заговорили об  "атеистическом мракобесии". Как Вы себя чувствовали в это время?

- У меня была немножко особая судьба. Я говорил, что я чувствовал себя не столько научным атеистом, сколько философом религии. Особая судьба была в том, что я с одной стороны довольно рано стал популярным автором. Меня охотно приглашали, охотно печатали. А с другой стороны всегда это сопровождалось напряжёнными отношениями с редакторами книг. Ну, вот скажем, моя книга "Баптизм", вышедшая в 1964-м году. Её три месяца держали в металле, потому что я отказывался внести правку в уже и так искалеченный цензором текст. Скажем, вот книга, о которой Вы упомянули – "Религии нового века", это уже 1985 год. Из неё при подписи в печать изъяли первую главу, где я рассказывал об истории т.н. "Народного храма" в Гаяне, с которого, собственно говоря, и начался во всём мире интерес к такого типа религиозным образованиям. Я помню, когда я публиковал "Беседы о религиозном наследии Маркса", тоже возник один очень забавный момент. Я сказал, что выражение Маркса "религия – опиум народа", это достаточно тривиальная метафора, которая встречалась задолго до Маркса,  у Канта, скажем, у Вольтера, и у многих других. Маркс использовал это выражение тогда, когда ещё находился под влиянием младогегелианцев. Позже он никогда этот термин не использовал. Я сейчас прекрасно помню, какой переполох поднялся в инстанциях, которые почувствовали, что я выдираю бриллиант из короны научного атеизма. Так что я могу сказать, что когда  вся система официального, принудительного, государственного атеизма стала впадать в паралич, я чувствовал себя очень хорошо. Тогда я очень активно писал, очень активно выступал в защиту серьезных  научных исследований религии. Но впоследствии  настроение изменилось…

Дело в том, что в то время религиозная эйфория приняла какой-то уж совсем несерьёзный характер. В печати стали проявляться  совершенно дилетантские рассуждения. Дамы стали носить нательные крестики поверх платьев, правители стали публично брататься с церковными деятелями, появились всякого рода самозваные пророки, спасители и т.д. У меня возник некий консерватизм, некое настроение человека, которого вся эта кутерьма раздражает. И когда я пытаюсь объяснить, что тогда произошло, я всегда вспоминаю слова Бердяева, который говорил о том, что порой бывает не религиозное возрождение, а религиозное мление, когда символические формы почитания Бога подменяют истинное искание Царства Божия.

- Лев Николаевич, простите, так на ваш взгляд, существует сегодня реальное религиозное возрождение или нет?

- Я думаю, произошло вот что: возник протест, возникло желание порвать с деспотическим прошлым, связанным  с репрессиями духовенства и не только его.  Возник протест против советского режима. Против идеологии, которая этот режим оправдывала, и в частности против государственного атеизма, который вольно или невольно такие акции одобрял или оправдывал. Во всяком случае, против них не выступал. И тогда казалось, что нужна какая-то альтернативная идеология, нужно какое-то новое мышление. И в тех условиях, в силу причин, о которых я говорил, единственным цельным мировоззрением была религия. И поэтому это был не религиозный ренессанс в смысле выбора религиозного мировоззрения, а отталкивание от прежней деспотической системы в сторону какого-то свободного мышления. И поэтому люди  спешили подменить, или заменить прежнее авторитарное мышление новым. Поэтому возникло громадное число христиан вообще, верующих вообще, которое не сопровождалось каким-то истинным выбором в пользу религии. В каком-то смысле совершенно уникальное явление. Явление, которое сильно отличалось от того, которое мы обозначаем, как религиозное возрождение. Скажем, т.н. великие возрождения в Америке в 19 веке. Так мне кажется можно это объяснить. Я это обозначаю строками из одного стихотворения Вознесенского, где он пишет:

"Встал весь народ,

Как Христос коллективный.

Мы некрещёные дети империи

Веру нащупываем от противного."


 ФРАГМЕНТ 2


- Я не могу удержаться от того, чтобы не заузить тему нашего разговора. Сейчас на прилавках магазинов появилась Ваша последняя книга, посвященная русскому баптизму.  Во-первых, почему Вы стали заниматься именно баптизмом. А во-вторых, какое место занимает баптизм и вообще русский традиционный протестантизм в России сегодня.

- Ну, видите ли, собственно баптизм был одной из первых религий, вернее первой религией, которой я стал серьёзно заниматься. И именно на его примере я вдруг увидел, что тот баптизм, который описывается в литературе, и тот баптизм, как он существует в жизни – это вещи разные. Мне приходилось знакомиться с верующими, с молодыми верующими, с пожилыми верующими, читать их рукописи, рукописные сочинения. Зная всё это нельзя было ограничиваться теми, чисто обличительными оценками, которые обычно фигурировали в то время в печати. Поэтому я о баптизме очень много писал и поэтому он остался главной для меня темой.

Кроме того, здесь возникает очень много интересных вещей. Я думаю, что сейчас все серьёзные историки, философы понимают какую роль сыграло христианство в истории культуры. Нет времени останавливаться на всех деталях. Но главным было то, что христианство впервые поставило вопрос о нравственном сознании, о внутреннем человеке. Оно поставило вопрос о вере, которую человек принимает добровольно. Оно впервые выявило то, что мы теперь называем антропологическим измерение человеческого общества. В последний век эта проблема стала основной в философских произведениях, в произведениях искусства, вызвало такие течения как экзистенциализм, персонализм и т.д.

И именно в протестантизме эта идея, это личное измерение было поставлено наиболее ясно и наиболее резко. Собственно в этом повороте к личной вере был исторический смысл того, что сделала т.н. Реформация, представленная Лютером, Кальвином, Цвингли и другими.

Баптизм – это второе издание Реформации. В российской истории с 17 века также возникают различные религиозные, как мы говорим, секты: хлысты, молокане, духоборы. Если разобраться, в них тоже акцент сделан на человеке. Скажем, известный тезис – Бог не в брёвнах, Бог в рёбрах.  Поэтому очень интересно было посмотреть, как баптизм проникал в Россию и как он сочетался с традиционной русской культурой.

- В массовом сознании баптисты – это простые малообразованные люди, они примитивны, скучноваты, с песенками под гитару.

- Дело в том, что в Америке баптизм, начиная с Х1Х века, это респектабельная религия. Это религия, к которой принадлежат выдающиеся политические деятели, элита. Американские баптисты выдвинули целый ряд очень совершенных, очень разработанных учений, доктрин очень высокой теологии.

В то же время в условиях Советской России баптисты представляли собой по социальному, демографическому составу – пенсионеров, одиночек, людей социально пассивных, их проповеди были очень примитивными. И за исключением Ивана Вениаминовича Каргеля я не могу назвать каких-то интересных теологов. Здесь и возникает главная проблема – понять, как они себя чувствовали на российской почве, и с чем было связанно превращение респектабельной религии, религии-символа американизма в примитивную, периферийную религиозную группу. Вот я пытался собственно в этом и разобраться.

- К каким выводам Вы пришли?

-  Вывод такой, что трагедия, если можно так сказать религии и различных религиозных групп у нас была не только в том, что они подвергались преследованиям, что многие проповедники пострадали, но и в том, что сама эта религия, будучи загнанной в некие зоны, выброшенные на периферию, постепенно вырождалась, постепенно теряла те качества, о которых я говорил.  Порой казенные атеисты, говорили, что баптизм это умирающая религия, потому что в её составе нет служащих, нет работников культуры, что баптисты по своему уровню люди малограмотные, малообразованные и т.д. И казалось, что это свидетельствует о том, что баптизм постепенно становится каким-то реликтовым образованием. 

Поэтому для меня вопрос стоял так: а может ли баптизм реанимироваться?  И может ли он стать интересной, содержательной, по своему уникальной частью, компонентом российской культуры?

Из самой догматики, из самого баптистского вероучения такого отрицательного отношения к светской культуре не вытекает. Дело в том, что в протестантизме есть одно очень важное положение. Протестанты в отличие скажем от православных, не признают отшельников, людей бегущих от мира. Они говорят – нужно жить в мире, но быть не от мира сего. Так вот, если на западе это касается каких-то моральных качеств, каких-то установок, каких-то мотивов поведения, то  у нас получалось, что это уже распространилось на всю светскую культуру. То есть "быть не от мира сего" в советских условиях, это значит отвергать всю официальную культуру. Вы спросите почему? Да потому, что у нас вся официальная культура была атеистической. Ведь дело в том, что у нас атеизм существовал не как одно из идейных течений, одно их мировоззрений. Атеизм существовал как оглавление всей нашей культуры. Подобно тому, как в средние века теология оглавляла всю культуру. И поэтому человек истинно верующий отвергал всю светскую культуру, как культуру дьявольскую. И, кстати сказать, в рукописных документах баптистов, там, где они выражали свои взгляды, не оглядываясь на цензоров, мотив вражды к миру, ненависти к миру, мотив проклятья остального мира, как мира греховного звучит очень чётко.

ФРАГМЕНТ 3

  - Когда-то Лютер сказал: думая о Боге человек должен  испытывать чувство радости и страха. В разных религиозных течениях пропорции радости и страха – разные. Скажем у евангельских христиан, и это характерно для проповеди  в салонах  Редстока и Пашкова, княгинь сиятельных его окружавших – там была радость.  То же самое было и у Проханова. 

Наоборот кальвинистская традиция (на нашей почве – Каргель)  развивала  идею преждевременности ощущения себя спасённым. Т.е. только с момента обращения начинается процесс освящения. Дело в том . что есть три этапа: 1. Человек осознал себя погибшим грешником.  2. Он обратился к Богу, обращение. Это сделал человек, он может это делать. А вот примет ли его Бог или нет – это уже зависит от Бога, а не от человека. И человек ничего не может сделать, чтобы этот процесс двинулся, пошёл. 3. Это исполнение Святым Духом. 

И вот Каргель особенно настаивает на различении этих этапов и развивает идею святости, т.е. человека живущего, когда в нём всё: и чувства и воля – это не его, это чувства Божественные. Эта идея развита очень чётко у Лютера, и на эту тему у нас сейчас есть переводы. Эта идея развивалась и Августином. Это естественно-логическая и очень важная идея христианства. Так вот, эта идея не связана с радостью, не связана с восхищением. Это наоборот чувство, ну если не тревоги, то ответственности за свои дела. Дело в том, что в православии человек как бы ведёт благие дела, и за дела свои, сакраменты ему даётся спасение. А в протестантизме в силу предопределения, если брать жёсткий кальвинистский вариант, человек спасён и это проявляется в его добрых делах. Здесь так сказать обратная схема. И в зависимости от того, как оценивается момент избрания как уже окончательного спасения или спасения как начала поведения человека как истинного сына света, протестантизм отличается и от католицизма и от православия. Если говорить о догматической стороне дела, то инициативники были жёсткими баптистами, а евангельские христиане были "мягкими", как прохановцы или пашковцы.

В 1964 году у баптистов проходила широкая компания освящения, которая была чем-то вроде партийной чистки. Людей вызывали, их оценивали, некоторых исключали. Испытуемые должны были демонстрировать свою готовность идти на всё ради веры и т.д. Это очень мало связано с идеей радости, но это конечно было связано с той обстановкой в которой они находились. И только такое воинство Христово способно было противостоять режиму. Я вспоминаю другой баптистский документ 20-х годов. В нем баптистский автор ставит вопрос так: Вы все должны быть готовы встать под молчаливый осмотр Христа. Так вот во время этих освящений проверялась готовность каждого встать под этот молчаливый осмотр Христа.

- Жёстко.

- Да жёстко. Потому,  что это есть последовательное, логичное развитие основоположений протестантизма. И действительно у Лютера у Кальвина вы найдёте эти идеи, но тот факт, что эти идеи выносятся на первый план, что они становятся отличительным знаком  течения, исключительно важно и интересно. Это  становится отличительным знаком данного течения. 

Больше того, ведь если взять историю, то мы ведь никогда не поймём почему одни течения возникали и пожаром охватывали целые страны, а другие распадались. Если мы не будем видеть корреляции религиозного умонастроения, темперамента, какой-то температуры ренлигиозного чувства и соотношения этой температуры с окружающей общественной обстановкой, то ничего не поймем. В определённые моменты российской истории выдвигались именно протестантские настроения. Ну скажем, в одно время были очень модными утопии. Возьмем американский протестантизм начала 20 века, идею Social Gospel – Социального евангелизма. Здесь  мы видим оптимистическую идею возможности построения царства Божьего на земле, попытку превратить идею Царства Божьего в некую технологию, совпадающую с проблемой улучшения капитализма – капитализма с человеческим лицом. С этойи деей спорит  один из величайших теологов – Нибур, который говорит – это невозможно,  это есть профанация Христа. Царство Божие, как пишет Нибур, – это невозможная возможность, оно всегда стоит, как конечная точка. И дальше у него блестящая идея. Вы, говорит он, – поймите, что в истории борются не праведники и грешники, а  только грешники, только они грешны в разной мере.

Нибур вообще писал блестяще. Я долго бился над переводом одной его фразы – "Господи, ниспошли мне благодать смиренно принять вещи, которые я могу принять, мужество изменить вещи, которые я могу изменить и мудрость, чтобы одно отличить от другого".

Нибур говорит: Царство Божие стоит в конце истории, где вас встретит Христос и сатана. То есть вы не приблизитесь к нему уже настолько, что там не будет сатаны.  Нибур, кстати, и величайший политический мыслитель, он выдвинул т.н. школу реалистической политики. Политики сейчас с ума сходят около него. Именно он выдвинул   теорию, которая понимает грех, как разрушения всего в человеке. Откуда возникает идея предопределения? Католики говорят, что образ Божий повреждён в человеке, но осталось что-то доброе. Отсюда  дискуссии вокруг свободы воли и предопределения. А протестанты говорят – нет, образ Божий разрушен, ничего не осталось, человек  - пыль, человек – песок, человек – это зола. Только Бог может спасти человека, только Бог может вернуть ему человеческие утраченные чувства. 

Смысл христианства не в том, что оно выдвинуло те идеи, которыми мы сегодня восторгаемся,  а в том, что оно служит реальным каналом внедрения этих идей. Ты спрашиваешь, есть ли сегодня в России реальное  религиозное возрождение. Да если человек хоть на 20% стал верующим, то откуда всё то, что творится вокруг нас? Какое же это  к чёртовой матери, извини меня, возрождение?..  Христианство – вещь серьёзная, это вещь благородная, это вещь глубокая. А человек  в меру своей пакостности пытается использовать эти идеи, и применять религиозные механизмы. И здесь возникает страшная вещь – религия схлестывается с политикой.  Не из религии возникает религиозный конфликт, это чушь собачья. Но если религия вмешивается в политику и оформляет конфликт, то она становится страшной силой…

13 февраля 1997 год

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Лев Митрохин

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты