Борис Туманов Полеты над гнездом двуглавого орла Источник:
Диалектика. А шашкой не пробовали? Молитвенные крылышки РПЦ. Хорошего человека должно быть много. Трудный выбор президента
[...]
* * *
На прошлой неделе открылись Рождественские чтения – ежегодная богословская
конференция РПЦ, которая на этот раз посвящена обсуждению методики преподавания основ
православия в светских школах, а также православному осмыслению важнейших проблем,
стоящих перед Церковью и обществом. Со стороны государства в Рождественских чтениях
принимают участие такие некогда закоренелые безбожники, как полпред президента в ЦФО
Георгий Полтавченко, министр юстиции Юрий Чайка, министр образования Владимир
Филиппов и даже главком ВДВ Георгий Шпак, не говоря уже о депутате-коммунисте Викторе
Зоркальцеве.
Выступавшие на чтениях, включая Патриарха Алексия II, много и проникновенно говорили о
разрушительных последствиях, которые держава российская испытала в результате отделения
в ХХ веке государственной системы образования от Церкви. При этом заведующий отделом
катехизации Московской патриархии архимандрит Иоанн обидчиво подчеркнул: "У Церкви
нет соблазна вернуться под крыло государства, в чем нас упрекают господа либеральные
демократы, ибо Церковь сама простирает над государством свои молитвенные крыла".
Между тем рассуждения сторонников воцерковления россиян через учреждения общего и
среднего образования явно страдают логическими несоответствиями. Известно, что в ХХ веке
российское государство было разрушено дважды, причем в ситуациях диаметрально
противоположных. В первый раз это произошло в условиях многовекового и поголовного
охвата россиян преподаванием Закона Божьего, а во второй – после семидесятипятилетнего
торжества безбожной идеологии. И это, заметим, несмотря на то, что Церковь, выражаясь
словами архимандрита Иоанна, постоянно простирала над государством российским свои
молитвенные крыла.
Эти неопровержимые исторические факты приводят нас к выбору между двумя печальными
заключениями. Либо государству российскому фатально не везло как в православной, так и в
атеистической ипостасях, либо сама православная религия неэффективна в качестве
покровительницы государства.
[...]
"Новое время", 4 февраля 2003 г. /оригинал/
|