поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
16 мая 2005  распечатать

Александр Трифонов

О феномене марийского язычества

О феномене марийского "язычества", природной вере народа мари, марийской народной религии и еще добрый десяток названий для одного и того же явления, заговорили с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия. Тогда вдруг оказалось, что в самом центре России сохранился целый народ, который фактически не только не принял ни одну из мировых религий, а сохранил что-то своё, аутентичное. Я специально акцентирую внимание на формальных и неформальных названиях корпуса религиозных представлений марийцев, потому что основным вопросом и сейчас остается, что же такое МТР?

За гуманизм и дело мира!

Сам факт того, что ничего на поверхности как бы и не видно, весьма показателен. Вы можете много раз приезжать в Марий Эл или в иные места компактного проживания марийцев, но вряд ли увидите хоть одну религиозную практику или обряд. Многое в марийской культуре, как и у других восточных финно-угорских народов, обращено вовнутрь человека. На религиозной жизни марийца словно висит табличка “private”. Исключение в этом смысле составляют лишь очень немногие.

Часть народов России во второй половине 20 века начали "возрождать" национальные религии. Марийцы одни из немногих оказались в несколько ином положении. В марийской деревне, где тогда жило большинство марийцев в значительном объеме сохранилось всё то, что сегодня стало называться МТР. А главное, на уровне отдельных последователей народной религии она не только сохранялась, консервировалась, но продолжала развиваться.

МТР сегодня – это с одной стороны масса живых локальных общинных традиций – продолжающиеся моления в весенне-летний период, где каждое моление уникально. Обычно моления производятся в священных рощах (кусото). С другой стороны в последние годы появились люди, ратующие за унификацию обрядов в рамках МТР и подчинению общей доктрине. Но, как сказала мне специалист по МТР Галина Шкалина из Марийского Государственного Университета – "Старшее поколение пока одерживает верх", то есть локальное разнообразие берет верх над унификацией.

Впрочем, и здесь не всё так однозначно, как может показаться. Дело в том, что до 1830 года существовали некая общая система молений, включавшая в себя общенациональные моления марийцев на священной горе героя Чумбылата (сейчас территория Кировской области). В 1830 году гора была взорвана местными властями и с тех пор общенациональные моления прекратились. Система стала распадаться, а советское время до 1943 года марийцам и вовсе было запрещено ходить в кусото. Также, по сведениям ученых, до революции существовала и иерархия картов.

Говоря о проблеме многобожия нельзя не остановиться на свидетельствах еще 19 века, в которых сторонние наблюдатели указывают, что марийцы молятся верховному богу Поро Ош Кугу Юмо (Великий Белый Бог). Уже в то время наблюдается отход классического многобожия, пантеон богов имел вид пирамиды.

Шкалина выделяет несколько характерных черт МТР. Гуманитарная практика – в молениях желают добра не только себе, но и соседям, другим народам. Экологическое сознание – мир гармоничен, человек должен соответствовать ему через обряды и молитвы. Плюс, сосредоточенность на этических проблемах.

Тоже является частью Вселенной.

Мне удалось побывать на частной встрече верховного карта (служителя) МТР в Марий Эл Александра Таныгина с молодыми людьми. Во время встречи карт рассказывал, как он понимает содержательное наполнение МТР, а также отвечал на вопросы молодежи. По мысли Таныгина Бог – это Вселенная. Всё есть Бог, а человек – часть Бога. Похоже, перед нами некая теистическая концепция. Встречал я и пантеистические объяснения доктрины МТР.

Марийский парень, переводивший мне выступление карта даже привел строчку из популярной песни как иллюстрацию: "Всё, что сейчас происходит во мне, тоже является частью Вселенной". Бог проявляется через святых, героев. Процесс формирования пантеона святых и героев продолжается и сейчас. Так, многие религиозные деятели МТР сегодня согласны между собой, что со временем статус героев, а по прошествии определенного времени, и статуса святых могут достичь отцы-основатели марийской автономии после 1917 года, а также марийцы-герои Второй Мировой войны.

Одним из святых МТР является … Иисус Христос. В отношении православия МТР применило излюбленную финно-уграми технологию адаптации новаций в духовной сфере. Чужие святые и боги постепенно впитывались марийской религией, переваривались и приближались к местным реалиям. Приверженцы МТР, не признающие Христа, христианских святых и обряда крещения обычно называют себя чимари ("чистые, светлые марийцы"), а те, кто признают – "двоеверами".

В классификации Таныгина МТР складывается из приверженцов: чимари, марла вера (крещеные, двоеверы – таких сегодня среди марийцев большинство), рушла вера ("русская вера", то есть православные марийцы), кугу сорта ("великая свеча" – последователи гуманистического течения МТР, всего несколько общин). Надо отметить, что последователи кугу сорта плохо контактируют с остальными, не интегрируются в марийское общество конфессионально.

Таким образом, ведущие служители МТР провозглашают ее всемирной универсальной религией, где христианство является только ее частью. Интересно, что ислам не трактуется частью МТР, но никаких негативных высказываний в адрес ислама со стороны марийцев я никогда не слышал. Правда, пока карты трактуют свою веру как веру исключительно национальную, только для марийцев.

Среди вопросов, заданных молодыми людьми на встрече, я хотел бы выделить одну ситуацию. Студент – мариец, учащийся в столице республике Йошкар-Оле рассказал, что в его отсутствие "поп для чего-то крестил его родителей в деревне". Он не хотел креститься и спрашивал у карта, что ему теперь делать. Ответ карта был крайне интересен. Он сказал, что оснований для беспокойства нет. Если его родители хотят верить еще и в Христа, пускай верят, он же святой. А парень может оставаться чимари, ведь, вся его семья всё равно остались приверженцами МТР. Единственное, что по мнению карта, все же не стоило делать его родителям, так это участвовать в православных обрядах.

Сейчас невозможно понять, способствовало ли соседство с православным населением эволюции МТР от многобожия к теизму. К тому же в советское время на марийской земле православная традиция, исключая немногочисленное старообрядчество (в основном, федосеевского беспоповского согласия), не оказалась жизнеспособной в условиях гонений властей. Соответственно, эволюция МТР уже много лет проходит без участия православия. И лишь последние десять лет православная вера стало активно присутствовать на марийской земле.

Правда, нынешний епископ Йошкаролинский и Марийский Иоанн считается весьма умеренным, хорошим политиком, не позволяющим себе в открытую выступать против традиционной религии марийцев. К тому же Патриарх Алексий II в 1993 году заявил по поводу Марий Эл, что "мы должны уважать традиции марийцев".

В личных беседах со мной многие приверженцы МТР высказывали ряд претензий в адрес РПЦ. Специально заострять на этом внимание я не хочу, но могу сказать, что последователи МТР весьма критически настроены по отношению к деятельности РПЦ на территориях проживания марийцев.

Мы – религия будущего!

Говоря о перспективах МТР следует отметить слабые внешние адаптационные механизмы этой религии к городским условиям. МТР до сих пор остается религией деревни, родового поселения. "Чувствовать силу природы, которую получаешь через общение с ней", как сказала мне одна из активисток МТР, легче в деревне. Однако, во всякой слабости есть своя сила. Наиболее продвинутые последователи МТР заявляют, что их религия – религия будущего. Люди в развитых странах осознают важность жизни в гармонии с природой. Марийцы же знают, как это делается на практике.

С начала 90-ых годов в республике и других местах компактного расселения марийцев стали возникать различные организационные структуры МТР. Некоторое время наблюдалось острое соперничество различных картов, предлагавшими разные трактовки для ряда положений МТР. И сегодня не имеется некоей общей структуры для МТР. Создание такой структуры только декларируется марийским национальным движением "Марий Ушем".

МТР долго шла к официальному признанию. Уже несколько лет медленно идет процесс легитимизации общин МТР. В настоящее время уже две общины МТР прошли регистрацию как юридические лица. Так Сернурская община (Сернурский район Марий Эл) была зарегистрирована еще 26 июля 2004 года. В 2005 году ожидается регистрация третьей общины, после чего согласно законодательству будет подана заявка на общереспубликанскую регистрацию. В то же время в Башкортостане несколько общин религиозных общин чимари тоже имеют регистрацию.

Конечно, в одной статье нельзя объять необъятного и все же, подводя итог, я думаю, что МТР имеет шансы состоятся как национальная религия марийцев.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты