Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_202.html


09 октября 2002

Кирилл Михайлов

Северокорейский железный занавес приоткроется для православия

Одна из самых закрытых стран в мире в скором времени допустит на свою территорию православие – Пхеньян готов открыть свои границы для религии, не являющейся традиционной для корейцев. Как сообщил 8 октября корреспонденту ИТАР-ТАСС священник Русской Православной Церкви Дионисий Поздняев, находящийся в китайской столице проездом из КНДР, руководство Северной Кореи на самом высоком уровне рассматривает возможность строительства в этой стране первого православного храма.


Отец Дионисий, сотрудник Отдела внешних церковных связей РПЦ, встречался с президентом союза верующих КНДР Чан Че Оном и посещал в Пхеньяне буддийский, католический и протестантский храмы.

По словам о. Дионисия, решение о строительстве православной церкви появилось после последней поездки Ким Чен Ира в Россию. Посещая Дальний Восток и Хабаровск, северокорейский лидер побывал в православных храмах и интересовался вопросами религиозной жизни в России. По всей видимости, Северная Корея, переживающая сейчас сильнейший экономический кризис, стоит на пороге неизбежных реформ, которым с необходимостью будет сопутствовать хотя бы незначительная либерализация режима. Поэтому и интерес Ким Чен Ира к православию вряд ли можно назвать случайным.

Спустя полвека после установления в Северной Корее тоталитарной власти менее четверти населения КНДР заявляют о своей религиозности. Если предположить хотя бы незначительное ослабление тотального контроля за гражданами, стране предстоит пережить религиозный бум, неконтролируемые последствия которого могут оказаться очень неприятными для коммунистической власти.

Традиционными религиями для Корейского полуострова являются буддизм, позже потесненный конфуцианством, и христианство, появившееся здесь в XVIII веке. Пальма первенства в распространении христианства среди корейцев принадлежит католикам, однако, после открытия в 1876 году границ для иностранцев, в Корее начали свою активную проповедь протестанты. В результате в XX веке Корея оказалась преимущественно христианской страной. Несмотря на жестокие преследования верующих, незначительное количество христианских общин сохранились в КНДР и до нашего времени.

По итогам поездки священника Дионисия достигнута договоренность о том, что в российские православные учебные заведения будут направлены пять студентов из КНДР. Пока в России будут готовить корейских пастырей, российские священники смогут служить в будущем пхеньянском православном храме. Северокорейская сторона готова принять у себя двух православных священников для обучения их корейскому языку. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что принятое решение сопровождается не многообещающими декларациями, а вполне конкретной программой сотрудничества.

По мнению о. Дионисия, "власти КНДР четко осознают, что православие не представляет угрозы их стране". Можно даже предположить, что по сравнению с другими христианскими конфессиями православие выглядит наиболее привлекательно для северокорейских властей, которым скоро предстоит столкнуться с проблемой стихийного заполнения религиозного вакуума. Азиатским политикам хорошо известна независимость и несговорчивость Ватикана в том, что касается католического присутствия в третьих странах. За протестантами стоит мощная политическая и финансовая поддержка их многочисленных общин в соседней Южной Корее и США. Как известно, отношения КНДР с этими странами вряд ли можно назвать простыми. А с Россией у КНДР в последнее время налаживается взаимовыгодный политический диалог, поэтому гипотетическая пока что возможность "импорта" русской религии является для северокорейских властей меньшим из возможных с точки зрения атеиста зол.

В сложившихся исторических условиях РПЦ получает возможность возобновления активной миссионерской деятельности на Дальнем Востоке. Еще до революции русские миссионеры основали многочисленные православные приходы в Китае и Японии, даже в Южной Корее до сих пор есть православные общины, хотя православных христиан в этой стране меньше, чем, например, мусульман, которые появились здесь всего несколько десятилетий назад. В отличие от Японии, где успешно и нестесненно существует Японская Автономная Православная Церковь, православие на континенте оказалось задавлено коммунистическими режимами, и только в последнее время верующие, в первую очередь в Китае, получают возможность выйти из своего полулегального состояния. В этих условиях именно Русская Церковь, пришедшая в этот регион вместе с государственным освоением Сибири и Дальнего Востока, может возродить религиозную жизнь православных общин и содействовать созданию новых.

РЕКЛАМА