Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_20432.html


14 августа 2005

Александр Трифонов

"Завещание" митрополита Андриана

Последнее интервью митрополита Русской Православной Старообрядческой Церкви Андриана (Четвергова)

В июле 2005 года, когда автор портала "Религия и СМИ" Александр Трифонов записывал это интервью, никто не предполагал, что оно станет последним. Митрополит Андриан всего на несколько дней приезжал в Москву между поездками по России. Многое из сказанного тогда читается сегодня как завещание митрополита. Предстоятель видел старообрядчество 21 века заметным и понятным для общества.


– Ваше Высокопреосвященство, в этом году в России широко отмечается 100-летие Именного Высочайшего указа Императора Николая II "Об укреплениях начал веротерпимости". Какое участие в торжествах по этому поводу принимает РПСЦ?

– Действительно, с начала этого года ведется подготовка и празднование столетия распечатания алтарей, которое последовало после выхода Указа о веротерпимости. Прошли конференции и выставки. У нас торжественные мероприятия состоялись на праздник Жен мироносиц. В этот день была торжественная служба, с крестным ходом, а закончился день выступлениями церковных хоров. Этим наши празднования не ограничились, они будут продолжатся в течение всего года.

– Не могли бы Вы рассказать о значении Указа для русского старообрядчества?

– Это было фактически началом свободы древней православной Церкви, которая в течение почти двух с половиной веков подвергалась преследованиям. К тому же, Указ стал началом политики веротерпимости не только в отношении старообрядчества, но и по отношению к другим российским конфессиям. А у нас, поскольку Указ коснулся, прежде всего, старообрядческой Церкви, на своем трагическом опыте ощутившей те несправедливости и гонения, которые были до того, всё происходящее было воспринято с особенным воодушевлением. После обнародования Указа было построено много новых храмов, возрождалась духовная жизнь древлеправославной Церкви в целом. Стали выходить старообрядческие издания, журналы, газеты, открылся институт и множество приходских школ. А самое главное, были распечатаны алтари, которые были запечатаны почти в течение пятидесяти лет. Это событие у нас до сих пор вызывает чувство радости.

– Уважаемый владыка, долгое время старообрядческая церковь подвергалась гонениям со стороны властей. Каковы сегодня взаимоотношения с новой российской властью?

– Сейчас у нас выстраиваются конструктивные отношения. Мы, например, уже можем участвовать в Комиссии по взаимоотношениям с религиозными организациями при Президенте России. Я вхожу в состав этой Комиссии. Кроме того, мы имеем возможность встречаться с высокопоставленными лицами, которые способны решать наши проблемы. На таких встречах обычно ставятся сложные вопросы, связанные с какой-то несправедливостью. Нам нередко идут навстречу, с пониманием относятся к проблемам в жизни древней традиционной православной конфесии.

– Ваше Высокопреосвященство, какие перспективы для возрождения и дальнейшего развития Старой веры Вы видите сейчас?

– Мы живем в такое время, когда для развития Церкви появились многие благоприятные условия и грех не воспользоваться этим моментом. Мы делаем многое для того, чтобы стать доступными, и чтобы не только те, кто помнит о своем старообрядческом родстве, но и все люди, которые ищут Истину, приобщились к нашей Церкви. Сейчас открывается много старообрядческих приходов, идет регистрация новых общин, многие из которых начинают строительство храмов. Конечно, сейчас время такое, что храм на средства одних прихожан построить трудно. Это часто становится таким неисполнимым желанием. К счастью, бывает, что нам идут навстречу на местах и выделяют для молитвы какое-то здание, хотя бы на первое время. Чаще это происходит в тех местностях, где в прошлом было много старообрядцев, где сохранились корни, но где и многое отнято и разрушено. Именно с учетом исторической справедливости мы и просим о помощи.

– В последнее время многие христианские Церкви участвуют в так называемом экуменическом движении. Есть ли у РПСЦ позиция по этому вопросу?

– Экуменизм, естественно, осуждается, так как и всегда осуждался в нашей Церкви. Объединение с еретиками мы считаем в принципе невозможным, за исключением принятия раскаявшихся еретиков в лоно истинной православной Церкви. В экуменическом движении наша Церковь не участвовала никогда, из всех межконфиссиональных контактов для нас более важными являются отношения внутри самого старообрядчества. Нас не оставляет надежда, что так называемые "старообрядческие согласия", разделение внутри старой веры, образовавшиеся после раскола, как-то осознают свое недостаточное в каноническом и духовном планах положение и обратятся к нашей Церкви. Я думаю, что вот к диалогу со старообрядцами с целью какого-то объединения, мы, в принципе, готовы. Что касается остальных христианских деноминаций, то любые вопросы об объединении – это настолько неоднозначная тема, что пока даже нельзя сказать, чтобы она начала в нашей среде обсуждаться.

– Уважаемый владыка, в России огромное количество людей имеют старообрядческие корни, но по тем или иным причинам не являются старообрядцами. Ведется ли работа по возвращению этих людей в лоно РПСЦ?

– Можно сказать однозначно – раньше все были старообрядцами. Они не назывались старообрядцами, потому что Церковь была единой и термин "старообрядчество" возник только после раскола, когда древние обряды были подвержены каким-то сомнениям и даже искоренению. К сожалению, длительный период искусственного уничтожения памяти об этом принес свои плоды. Многие просто не знают истории, даже те, у кого предки были старообрядцами. Часть современных людей, помнящие свое старообрядческое происхождение, относится к этому очень легкомысленно. Даже можно сказать, они не задумываются об этом и, как следствие, идут в лоно новообрядческой церкви. Нас это беспокоит, мы не можем не тревожится за души людей, взыскующих истины. И в этом смысле, я считаю, главная цель современных старообрядцев – быть более заметными и понятными в обществе.

– В чем должна выражаться эта понятность?

– Понятность в том, чем наша Церковь отличается от иных: верностью тем древним установлениям, я бы даже подчеркнул, именно установлениям, а не только обрядам. Главное – верность тому духу православному, который существовал на Святой Руси, а обряды только способствовали передачи этого духа. Наша Церковь до сих пор старается строго исполнять все канонические правила, изложенные в правилах Святых апостолов и вселенских и поместных Соборах – в этом основное отличие нашей Церкви. Сейчас некоторые церкви нарушают эти правила, мы же считаем, это вольное отношения к установлениям святых отцов не соответствует требованиям к истинной православной Церкви. Вот это наша основная позиция, и я думаю, с этим должны согласиться многие, кто причисляет себя к православной церкви. Здесь есть над чем задуматься христианину.


РЕКЛАМА