поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 марта 2003  распечатать

"Роль СМИ в диалоге общества и конфессий": круглый стол на конференции в РАГСе

1 марта в рамках конференции "Религия и национальные отношения в России: история, современность, перспективы развития" прошёл круглый стол "Роль СМИ в диалоге общества и конфессий", организованный совместно с Гильдией религиозной журналистики МедиаСоюза.

В круглом столе приняли участие российские и зарубежные журналисты, учёные и исследователи, в частности: Джозеф Грибовский, профессор, президент Института религии и общественной политики (США); Элизабет Сьюэл, доктор права, профессор Университета Бригима Янга (США); раввин Зиновий Коган; Лев Симкин, доктор юридических наук, профессор Академии адвокатуры; Игорь Кантеров, доктор философских наук, профессор МГУ им.Ломоносова; Марк Смирнов, ответственный редактор газеты "НГ-Религии"; Сергей Чапнин, ответственный редактор "Церковного вестника" (РПЦ); Александр Огородников, главный редактор газеты "Община XXI век". Вели круглый стол Александр Щипков, директор региональных проектов МедиаСоюза, председатель Гильдии религиозной журналистики, и Александр Кырлежев, главный редактор портала "Религия и СМИ".

Дискуссию открыл Джозеф Грибовский, который отметил, что в США свобода вероисповедания неотделима от свободы печати. Каждый верующий может свободно исповедовать свои убеждения и распространять их. В США нет пула репортёров, специализирующихся на религиозной теме. На основных теле- и радиоканалах освещение религиозной жизни находится в ведении политических обозревателей. Религия не привлекательна для масс-медиа, эта тема не способствует увеличению рейтинга издания. Религиозные репортеры, конечно, существуют, но их мало.

С другой стороны, как отметил выстапающий, религии в США не доверяют СМИ. Страх того, что средства массовой информации могут исказить информацию, не позволяет конфессиям свободно сотрудничать с ними. С обеих сторон идёт своего рода скрытая война.

Для поддержания аудитории СМИ требуют скандальности, которую чаще всего порождают сами журналисты. Со своей стороны, представители конфессий не довольны неадекватным отражением религиозной жизни. Американские СМИ, считает профессор Грибовский, ещё не нашли правильной формы взаимодействия с религиями. Сегодня присутствие религиозной тематики в СМИ сводится к сочинению привлекательных историй, направленных на привлечение читательского внимания. СМИ необходимо начать серьёзнее относиться к религии, прежде всего сообщая факты, а не выражая свое мнение. Вместе с тем СМИ призваны давать и экспертную оценку происходящим событиям. Однако личная религиозность или безрелигиозность журналиста, пишущего на религиозную тему, не должна оказывать решающего влияния на содержание его материала.

Эту мысль поддержал шеф-редактор газеты "НГ-Религии" Марк Смирнов. По его мнению, журналистика сама по себе не может быть конфессиональной. Журналистика, как и наука, должна быть нейтральной. Она должна быть предельно корректна терминологически. Когда журналист использует определённые понятия касающиеся религии, он должен отдавать себе отчёт в том, что они означают. Религия является одним из общественных явлений. Пишущий о религии журналист должен погружаться в неё не как верующий, а как исследователь. Желательно, чтобы у него было профильное образование.

В последнее время в обществе распространилось такое мнение, что, когда говорят о религии, это уже хорошо. Критическое мышление в отношении религии в современном обществе не развито, считает М.Смирнов. Религия воспринимается как дело посвящённых, и большинство изданий просто боятся освещать эту тему и ограничиваются сообщениями об официальных церковных событий. Другая крайность заключается в том, что СМИ тиражируют связанные с религией скандалы. Таким образом, в СМИ религия присутствует в качестве либо официоза, либо скандала.

Раввин Зиновий Коган отметил необходимость создание специального словаря религиозных терминов, в составлении которого должны принять участие журналисты, теологи, религиоведы. С одной стороны, СМИ являются зеркалом общественного мнения, а с другой – самим обществом, и, будучи его активной частью, представители СМИ должны вырабатывать и определять правила и понятия, по которым живёт это общество. Вместе с тем СМИ должны ориентироваться на интересы российской нации в целом и освящать религиозную тему, учитывая эти интересы.

Профессор Академии адвокатуры Лев Симкин остановился на различии в освещении религиозной темы американских и российских СМИ. С его точки зрения, в американских масс-медиа присутствует больше определённости. В США есть газеты, от которых можно ожидать недобросовестных публикаций о религии, а есть издания, которые никогда не опубликуют необъективные и непрофессиональные материалы. Никакие российские СМИ, считает Симкин, не застрахованы от некачественной информации.

СМИ используют неадекватную терминологию. Например, вместо слова "верующие" часто употребляется слово "адепты", в место "духовенство" – "вербовщики". В СМИ некоторые термины приобретают эмоциональную и смысловую окраску. Например, слово "секта", совершенно нейтральное в религиоведении, в СМИ имеет негативный оттенок.

Как считает Симкин, религии становятся жертвами СМИ из-за отсутствия чётко сформулированной информационной политики. СМИ не ответственны за свои публикации, что способствует снижению уровня достоверности публикуемой ими информации. Как следствие появляются оскорбительные для тех или иных конфессий материалы. Незащищённость религий рождает ответное недоверие к СМИ.

Существует мнение, что журналисты отражают общественное мнение, поэтому все появляющиеся в печати материалы являются только отражением того восприятия религий, которое присутствует в обществе. У государства – двойные стандарты в отношении части религиозных организаций, а именно – религиозных меньшинств, считает Лев Симкин. С одной стороны, государство декларирует свободу вероисповедания и регистрирует их, а с другой стороны, негласно даёт понять, что есть титульные, традиционные религии, интересы которых приоритетны для государства, а все остальные, не имея достаточной традиции, не должны укрепляться в России.

Профессор Игорь Кантеров остановился на двух аспектах освещения религии в масс-медиа. Он считает, что в СМИ происходит, во-первых, банализация природы религии и, во-вторых, – "балаганизация" религии. СМИ воспринимают и распространяют материалы о религии как информационный товар, причем для них религиозные материалы – плохой, "непродажный" товар. При подаче материала, связанного с религией, издания стараются придать ему привлекательный вид, что умаляет и искажает содержание религии и ее значение. Нередко, журналисты пишут о религии как о форме отклоняющегося поведения, и религия предстаёт как нечто ненормальное, асоциальное и опасное для общественного здоровья.

Опытом издания православной газеты поделился Александр Огородников, главный редактор газеты "Община XXI век". Целью своего издания он видит предоставление слова мирянам, чей голос, с одной стороны, не слышен в Церкви, а с другой – игнорируется церковной иерархией. Наиболее острой проблемой современной Русской Православной Церкви, по его мнению, является забвение принципа соборности. Газета пытается восстановить эти принципы, вести внутрицерковный диалог. Несмотря на то, что газета имеет благословение патриарха, во многих храмах её отказываются распространять.

В нашем современном духовенстве сохранился менталитет советского человека, считает Огородников. Сегодня этот менталитет нашёл своё воплощение в неверно понимаемом принципе послушания. За последние 10 лет духовенство стало воспринимать и преподносить себя в качестве безоговорочного духовного авторитета. В Церкви нет духа соборности и диалога. Главным же принципом функционирования СМИ является разнообразие позиций и диалог между ними. СМИ и Церковь сложно выработать принципы взаимодействия, потому что в этой плоскости они не совпадают.

Сергей Чапнин, ответственный редактор "Церковного вестника", считает, что две основные функции современных СМИ – развлекательная и информационно-аналитическая. Банализация и "балаганизация" являются основными чертами развлекательной журналистики. Однако и в ней могут реализовываться формы проповеди. Информационно-аналитическая журналистика по своиму характеру гораздо менее массовая. Профессионально пишущие журналисты редко затрагивают религиозную тему, но если затрагивает, то пишут качественно. Такое серьёзное отношение к религиозной теме связанно с тем, что за последние годы многие профессиональные журналисты воцерковились. Серьёзное отношение к собственной вере рождает и ответственное отношение к освещению религиозной темы в СМИ.

Участники круглого стола поддержали мнение о том, что необходимо составить словарь терминов в помощь журналистам, пишущим на религиозную тему.

Со своей стороны Гильдия религиозной журналистики МедиаСоюза заявила о намерении подготовить и издать Хрестоматию по конфессиональной журналистике.

© Фото http://www.rags.ru/

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Круглые столы портала "Религия и СМИ"

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты