поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
02 ноября 2005  распечатать

Марк Смирнов

"Я лютеран люблю богослуженье..."

Можно ли перенести опыт церковной жизни Германии на русскую почву

Источник: НГ-религии

Немецкая слобода появилась в Москве в XVI веке, при Иване Грозном. Многие из московских немцев были лютеранами, и уже к концу столетия у них появились первая деревянная церковь и свой пастор. С тех пор прошло четыре столетия, и в российской столице по-прежнему немало немцев-лютеран, граждан Германии. Кто руководит их духовной жизнью? С этим вопросом "НГР" обратились в посольство ФРГ, где и произошла встреча ответственного редактора газеты с пастором Фридтьофом Амлингом.

– Господин пастор, вы являетесь сотрудником посольства ФРГ в России. Кто ваши прихожане здесь, в Москве?

– Я работаю не только для работников посольства и членов их семей, но и для московских немцев вообще. Мои прихожане – не только лютеране, но и представители так называемых Свободных Церквей, у которых в Москве нет своих пасторов.

Помимо пасторского служения я занимаюсь преподаванием в немецкой школе, а также выступаю в качестве представителя Евангелической Церкви Германии в области контактов с Московским Патриархатом. Я участвую в подготовке официальных визитов и конференций между православными и лютеранами.

– Диалог Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви длится уже полвека. Однако среди значительной части православных верующих и духовенства и сегодня распространено мнение, что экуменический диалог невозможен, так как вторая сторона в этом диалоге – еретики и схизматики...

– В советские времена участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении было обусловлено государственным "заказом". Сейчас внутри Православной Церкви происходит переосмысление экуменизма. Безусловно, в православии, как, впрочем, и в лютеранстве, существуют тенденции к ретроградности, однако я смотрю в будущее с оптимизмом.

Конечно, между православием и протестантизмом существуют значительные догматические расхождения, но в то же время в вопросах церковно-политических отношений Церкви демонстрируют единство. Интересно, что в отношениях православия с католицизмом имеет место обратная картина: при несущественных догматических расхождениях большинство споров вызывают именно вопросы религиозной политики.

– Как известно, новым канцлером ФРГ стала Ангела Меркель, протестантка и глава Христианского демократического союза (ХДС). Будет ли она использовать христианские принципы и идеи в своей внутренней политике? Возможна ли вообще христианская политика?

– Не думаю, ведь христианские демократы и социал-демократы в Германии сегодня почти ничем не различаются. Это во многом касается и отношения к Церкви, положение которой с приходом христианских демократов может улучшиться лишь незначительно.

По своим взглядам политик может быть христианином, он может обсуждать те или иные вопросы с пасторами и епископами, может соизмерять принимаемые решения с голосом совести. Наверное, это и есть "христианская политика". Важно другое: в современной Германии не существует антихристианской политики. "Культуркампф" канцлера Бисмарка сегодня невозможен. – В России действуют представительства Фонда имени Конрада Аденауэра, созданного ХДС. Могут ли немецкие христианские демократы через этот фонд передать российским политикам, выступающим с православных позиций, не только свой опыт, но и некий политический импульс?

– Для того чтобы Россия переняла немецкий опыт, нужно, чтобы государство и Церковь пересмотрели свои отношения. Например, можно ввести преподавание религии в школе. Также можно допустить священников в армию, ведь у нас в Германии есть пасторы, которые работают в воинских частях и фактически независимы от командования. В Европе существует две системы отношения государства и Церкви – немецкая и французская, предполагающая полное отделение Церкви от государства. Мне кажется, что для Русской Православной Церкви немецкая система предпочтительнее. – Вы затронули тему Евангелической Церкви и армии...

– Что может делать пастор в воинском коллективе?

– В воинских частях пасторы проповедуют и совершают богослужения, но кроме этого проводят с солдатами занятия по религии и этике. Более того, иногда пастор выступает в роли советчика для тех военнослужащих, которые хотят уволиться со службы в армии.

Очень сложным является вопрос о том, какой может быть роль пастора в армии, участвующей в военном конфликте. В этом случае пастор благословляет человека, но не благословляет оружие. Благословление в этом случае – это пожелание, чтобы Бог не позволил военнослужащему совершить тот или иной грех. Пастор не занимается военно-патриотической и воспитательной работой, это исключено, это ведет к "смычке" Церкви и национальной идеи! Для православия в России это нормальная ситуация, для лютеранства в Германии – нет.

Мне кажется, что для Русской Православной Церкви неприемлема сама идея альтернативной службы, которую поддерживает Евангелическая Церковь. Разница – в отношении к личному выбору человека: в России важнее коллектив, в Германии – личность. Правда, я не считаю немецкую систему идеальной, ведь иногда случается так, что тот или иной индивидуум буквально блокирует государственные решения.

– Какая ситуация складывается с религиозным образованием в Германии? В чем ее отличие от российской ситуации?

– В Германии религию преподают в школе, существует специальный общеобразовательный курс. Пастор, преподающий религию в школе, получает жалованье от государства. При этом преподавать религию в школе можно только при наличии педагогического образования и только с разрешения Церкви – Католической или Евангелической. В некоторых школах Германии религию могут преподавать мусульманские педагоги, если среди школьников по меньшей мере 12 человек исповедуют ислам и если в данной местности есть преподаватель. То же самое касается иудеев и православных.

Уроки религии небезальтернативны – ученик может посещать уроки этики, на которых он узнает о различных, в том числе и религиозных, точках зрения на различные проблемы, начиная от абортов и заканчивая смыслом жизни. Однако невозможно преподавать этику совершенно отдельно от религии, это была бы секулярная идеология!

Я знаю о дискуссии, которая ведется в российском обществе относительно преподавания в школе "Основ православной культуры". Хочу заметить, что в стране, где проживает такое количество мусульман, как в России, введение подобного предмета в школьную программу проблематично. Думаю, предоставление мусульманам возможности преподавать в школе ничем не угрожает Русской Православной Церкви, которая, кстати, испытывает серьезные проблемы с преподавательскими кадрами.

02.11.2005

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Марк Смирнов

сюжеты:

Лютеране в России

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

03.03.2021

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с профессором Финансового университета Олегом Матвейчевым
Zoom, 3 марта 2021 года, 18:00-19:00

26.02.2021

В Москве состоится презентация перевода энциклики Fratelli tutti

В патриархии Грузии напомнили и.о. главы Абхазской епархии, что он является членом Грузинской Церкви

25.02.2021

Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по приснопамятному Патриарху Алексию II

Армянская Церковь призвала политиков к переговорам

На портале "Активный гражданин" стартовало голосование по выбору памятника на Лубянке

24.02.2021

Александр Щипков: Фанар – это не Вселенская Церковь, а "смотрящий" за православными в интересах иноверцев

В Кузбассе началось строительство храма в память о жертвах пожара в "Зимней вишне"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

18.01.2021

Олег Матвейчев
Убить дракона! Трехглавая мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание

11.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Калужский и Боровский Климент. "Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует". (Новые исследования эпистолярного творчества святителя Феофана Затворника)

04.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Андрей Новиков
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты