Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22769.html


07 ноября 2005

День милосердной владычицы

Источник: Ежедневные новости-Подмосковье (Москва)

Многие наши читатели просят подробнее рассказать о тех исторических событиях, которые явились основанием для праздника 4 ноября в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, ставшей Покровительницей всей Русской державы в страшный период смуты.

Начался период смуты убийством наследника престола -царевича Дмитрия. Патриархальная и глубоко религиозная Русь начала семнадцатого века вопрос о том, кто на законных основаниях будет управлять страной, считала одним из наиважнейших. Прекращение династии Рюриковичей, семь столетий правивших государством, внесло в жизнь России смуту и разделение. Тяжелой политической ситуацией, по сути, кризисом государственности, – не замедлили воспользоваться недруги Руси.

Тяжелые годы переживала в то время Россия: народ не мог представить, что Господь попустил убийство наследника престола, враги Руси распространяли слухи, что царевич Дмитрий чудом спасся, и вскоре, в 1603 г., в Польше объявился первый самозванец, именовавший себя "Царевичем Димитрием". В 1604 году самозванец во главе небольшой армии, состоявшей из польской шляхты и казаков, вторгся в пределы Русского Царства. Многие тогда в России поверили в то, что царевич Димитрий действительно жив и идет занять по праву принадлежащий ему трон. На сторону самозванца стали переходить казаки, поддержку ему оказало население южнорусских городов. В 1605 году умер царь Борис Годунов, принявший бразды правления страной в результате выборов – дела, ранее на Руси небывалого. После его довольно странной и внезапной смерти (отравили?) на сторону самозванца перешло войско, и он занял Москву. Вместе с Лжедимитрием вошли в Первопрестольную и польские отряды. При этом был убит объявленный Царем шестнадцатилетний Феодор – сын Бориса Годунова.

Но самозванцу смело противостал первый русский Патриарх Иов. Он отказался признать в нем законного Царя и предал самозванца анафеме. Приспешники самозванца, прямо во время Литургии в Успенском соборе Московского Кремля при большом стечении народа, сорвали с Патриарха Иова святительские облачения и надели на него черные одежды простого монаха. Печальника Российской земли, непоколебимого старца Иова заточили в Успенском монастыре в Старице, в котором он когда-то был игуменом.

Патриархом стал рязанский архиепископ Игнатий, родом грек. Польша требовала от Лжедимитрия введения унии, т.е. фактического подчинения Православной Церкви римскому папе. Женившись на католичке Марине Мнишек и заручившись согласием незаконного патриарха Игнатия, Лжедимитрий принялся было проводить в жизнь пагубный для России замысел – насильственно окатоличивать страну.

Тогда прозвучал голос митрополита Казанского Ермогена. Он первым резко выступил против женитьбы "царя Димитрия" на католичке и вызвал ответный гнев самозванца. Митрополит Ермоген был удален из Москвы, исключен из членов Освященного собора и заточен в одном из казанских монастырей.

Лжедимитрий продержался на царском престоле менее года: самозванец был убит в мае 1606 года. По воле московских бояр и Освященного собора царский престол занял князь Василий Иванович Шуйский. Новый царь вызвал из Казани мужественного митрополита Ермогена. 16 июня 1606 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избирал митрополита Ермогена Патриархом Московским и всея Руси, вместо святителя Иова, который смиренно отказался от Патриаршего престола по немощи и старости.

Однако смута на Руси продолжала расти; в Стародубе явился новый самозванец, именовавший себя "царевичем Димитрием"; на его сторону перешли казаки и немало темного доверчивого народа. Против России выступила Швеция, войска которой захватили Великий Новгород – до этого нога вражеского солдата ни разу не ступала на землю этого славного города; шведы разрушили и осквернили храмы, а после их ухода в городе осталось в живых только 700 жителей. Русь покрылась дымом пожарищ. Казалось, спасения ждать неоткуда, к тому же смута началась и среди бояр.

Войска Лжедимитрия II подошли к Москве и расположились в Тушино. Патриарх Ермоген твердо противостал новому врагу Церкви и Отечества: он разослал по российским городам грамоты, в которых писал, что

Царевич Димитрий действительно был убит в Угличе, что Лжедимитрий – не царевич, а "враг Божий и наш губитель и веры христианской разоритель", что "скаредное его тело предано огню, так что праха от скверного его тела на земле не осталось", а "тушинский царик" – вор и злодей.

...Из Священной Истории известно, что Господь может помиловать людей, если среди них найдется несколько праведников. Нашлись в смутное время молитвенники и печальники за Русскую землю. В разных концах ее звучали слова о необходимости всенародного покаяния. Патриарх Ермоген, архиепископ Арсений, монахи Троице-Сергиевой обители и много безвестных молитвенников по всей земле Русской...

Усугубило ситуацию восстание Болотникова и измена части царского войска; бунтовщики захватили Ростов, устроили там резню, а митрополита Филарета, раздев, в одной рубашке, босого, увели в Тушино, где он находился в плену, терпя издевательства. Интервенты занимали города и обители России. Шестнадцать месяцев защитники Троице-Сергиевой Лавры отбивались от многократно превосходящего по численности вражеского войска. К началу последнего штурма в стенах монастыря осталось менее 200 защитников, но и этот штурм был отбит. И сегодня можно видеть в Троицком соборе в Южных вратах, в двух метрах от раки, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, след пробоины от польского ядра.

Молитвами преподобного Сергия обитель – духовное сердце Святой Руси – была спасена. Мужественно боролся за целостность и независимость страны и Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Войска Лжедимитрия II стояли недалеко от Москвы, в селе Коломенском; самозванец подбивал московский люд бунтовать против бояр и переходить на его сторону. Бояре, опасаясь, что самозванец займет Москву, хотели видеть на царском троне польского королевича Владислава (при условии, что он примет Православие), однако польский король Сигизмунд не пожелал видеть своего сына русским царем. Более того, он, ревностный католик, решил сам овладеть Москвой. Изменники-бояре стали уговаривать святителя Ермогена подписать грамоту на избрание Сигизмунда русским царем, но Патриарх рассылал по Руси грамоты, в которых призывал людей к защите православной веры и спасению Отечества. Воззвания святителя всколыхнули весь православный народ. Патриарх отсылал свои грамоты в обитель преподобного Сергия к архимандриту Дионисию, а там иноки переписывали их и рассылали дальше.

В полной мере ощутил народ русский свое унижение и несчастье; в разных местах России стали создаваться ополчения для защиты веры и Отечества. Выступила в поход на защиту Отечества и казанская дружина. Воины взяли с собой чудотворный Казанский образ. С верой и упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли ратники святую икону, и наутро после ее торжественной встречи под стенами Москвы, ополченцы сокрушили поляков, отбили у них хорошо укрепленный Новодевичий монастырь.

Но время окончательного спасения Руси от господства в ней разбойников и интервентов еще не пришло: в русских войсках начались раздоры между начальниками отдельных отрядов; злодейски был убит воевода, первым поднявшийся на борьбу по призыву Патриарха – храбрый Прокопий Ляпунов.

11 декабря 1611 года бесславно погиб второй самозванец. Воевода Гонсевский, стоявший во главе польских оккупационных войск в Москве, а также предатели-бояре вновь прочили в русские цари королевича Владислава. Патриарх Ермоген, когда изменники предложили подписать грамоты ему о избрании Владислава, с негодованием отверг предложение; предатель Салтыков в злобе замахнулся на святителя ножом, но Патриарх спокойно перекрестился и ответил: "Это крестное знамение – против твоего окаянного ножа. Да будешь ты проклят в сем веке и в будущем".

Святитель продолжал рассылать свои воззвания к тем, кто оставался верным Отечеству; в них он рисовал картины польского разгула в столице и призывал русских людей встать на защиту Родины. Одна из таких патриарших грамот попала в Нижний Новгород и оказала сильное воздействие на его граждан. Козьма Минин, "от христианского народа муж, рода не славного, но человек мудрый", решил собрать народное ополчение. На этот раз центром сбора сил Русской земли стал Нижний Новгород. Три раза в видении являлся преподобный Сергий Радонежский Минину и звал к спасению Родины. Как истинный сын России, вышел Минин на городскую площадь Нижнего и прочел грамоту, зовущую к спасению Отечества. Минин пожертвовал на общее дело все свое имущество и сам вступил в ряды земского ополчения. Его пример воодушевил многих. Собранное Мининым ополчение принял под свое начало князь Димитрий Пожарский. Ополчение двинулось к Москве; по дороге к нему присоединились казанцы, которые несли с собой список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. К полкам присоединились ополченцы из Ярославля, Владимира, Костромы. К Москве подошла рать, численностью более ста тысяч ополченцев.

Оккупанты требовали от Патриарха Ермогена, чтобы он отговорил нижегородцев штурмовать Москву, но святитель проклял злодеев; поляки уморили его голодом в его темнице. 2 марта 1612 года он скончался. Подземелье в Чудовом монастыре, где томился святитель, стало местом всенародного поклонения. Мученическая смерть Патриарха Ермогена от рук изменников-бояр и польских захватчиков подняла дух всех русских людей. Шло освобождение России и восстановление русской государственности. Патриарх Ермоген был причислен к лику святых в 1913 году, когда праздновалось трехсотлетие Дома Романовых. Память о подвиге святителя-патриарха всегда живет в сердцах русских людей.

Патриарх Ермоген видел спасение России в избрании царя непременно русской боярской крови; он прозорливо предложил в качестве кандидата на престол четырнадцатилетнего Михаила Романова. Спустя год после смерти Патриарха Земским собором юный боярин Михаил Романов и был избран на царский престол. А спустя восемь лет вернулся из польского плена его отец, митрополит Филарет. При избрании первого Романова, явившегося родоначальником династии благочестивых царей России, пережившей смуту, русский народ поклялся в верности этому Государю и всем последующим законным правителям, принимающим скипетр и державу великой страны. Эта клятва являлась основой стабильности государственной власти в России.

Митрополит Ростовский Филарет – отец новоизбранного Государя – был избран на патриарший престол. Вся жизнь Патриарха Ермогена, прославленного Господом и Его Церковью, промыслом Божиим была связана с образом Казанской иконы Божией Матери. Он принял явленную в 1579 году святыню на свои руки, он же написал известный тропарь Казанской иконе, который начинается так: "Заступница Усердная, Мати Господа Вышняго..."

В тяжкое смутное время горячо молил Богородицу о спасении Руси тогда уже Патриарх Московский Ермоген. Это по его указанию чудотворная икона Казанской Божией Матери была привезена в Москву с первым ополчением. И по Промыслу Божию не вернулась святая икона в Казань после того, как ополчение, возглавляемое храбрым воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело неудачу, но сделалась Путеводительницей и победным стягом нового ополчения Минина и Пожарского.

Как благословение на ратный подвиг принял князь Димитрий Пожарский от покойного Патриарха Ермогена, память которого он глубоко чтил, Казанскую святыню.

Пресвятая Богородица явила милость – взяла под Свой Покров верных сынов православной России, и с Ее помощью наша страна была спасена от врагов.

Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение состояло из храбрых и опытных воинов. Тех, кто не умел держать в руках оружие, князь в поход не брал. Из кого состояло войско Пожарского? Основой, костяком Второго ополчения были смоленские дворяне, имевшие хороший боевой опыт. Кроме того, в войске Пожарского было много воинов из ярославской, вологодской, рязанской земель. Из северных вятских и двинских городов на помощь ополчению выступило посошное войско, также имевшее боевой опыт. В ополчении находились отряды служилых татар. Наконец, на сторону Пожарского перешла значительная часть казаков.

Прежде чем идти освобождать Москву, русское войско долго стояло в Ярославле, где благословилось у мощей святых ярославских чудотворцев. В Ярославле же Пожарский взял у возвращавшихся из-под Москвы "низовых" ратников чудотворную Казанскую икону Божией Матери, отправив в Казань сделанный по его повелению список с нее. После этого народная армия направилась в Троице-Сергиеву обитель, где воины испросили благословение у мощей преподобного Сергия.

Архимандрит Дионисий (также прославленный нашей Церковью в лике святых), настоятель Троице-Сергиева монастыря благословил двинувшееся к Москве русское войско. Князь Пожарский дал обет построить на Красной площади храм в честь Казанской иконы. Молитвы русских православных людей не остались тщетными.

В это время был у поляков в плену ослепший в заточении архиепископ Фессалоникийский Арсений. И вот, в глухую полночь, когда больной Арсений молился, лежа на одре, келья его осветилась, и он увидел пред собой преподобного Сергия Радонежского. "Арсений, – сказал преподобный, -наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери и святителей московских суд Божий об Отечестве нашем преложен на милость, и завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия – спасена". При этом к болящему старцу вернулись зрение и силы. Радостную весть удалось передать русскому войску. Услышав о видении святителю Арсению, воины приняли Казанскую икону на свои руки как знамя победы. Призвав на помощь Царицу Небесную, ополченцы мужественно приступили к Москве, взяли Новодевичий монастырь, отогнали шедшего на помощь полякам гетмана Ходкевича, а 4 ноября (22 октября по ст. ст.) освободили Китай-город, и спустя четыре дня засевшие в Кремле поляки капитулировали. При этом Казанская икона находилась в первых рядах войска. И верится, что в это время сам святой Патриарх Ермоген, уже предстоявший Престолу Божию, молился о русских ратниках.

В воскресный день, в сопровождении христолюбивого воинства был совершен крестный ход с Казанской иконою Богородицы на Красную площадь для принесения Господу и Пречистой Его Матери молитвенного благодарения за избавление от врагов. Когда торжественное шествие вступило на Красную площадь, навстречу ему из Кремлевских ворот вышел архиепископ Арсений, сопровождаемый духовенством с чудотворной иконой Божией Матери Владимирской и другими святынями Кремля, находившимися до тех пор в плену у интервентов. Потрясенный этой встречей двух чудотворных икон Богоматери, народ со слезами молился Небесной Заступнице. Тысячи верующих стремились приложиться к стоявшим на Красной площади образам.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению Царя Михаила Феодоровича Романова и благословению его отца Патриарха Филарета, и было установлено Церковью ежегодно 4 ноября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Чудотворный образ был перенесен в Казанский собор на Красной площади, сооруженный князем в благодарность Господу и Пречистой Его Матери за спасение Москвы и России.

Чудотворные иконы являются там, где необходима помощь Божия, где человек осознает свою немощь: сила Божия в немощи человеческой совершается.

Итак, 4 ноября 1612 года была взята первая башня Китай-города, а вслед за ней и вся Москва очищена от интервентов. Наши благочестивые предки столь ясно видели помощь Пресвятой Богородицы, что так и написали в летописях: "иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября (4 ноября) была первовозята круглая башня Китай-города".

С тех пор каждый год 4 ноября на благодарственный крестный ход собиралось духовенство из всех храмов Москвы. В атеистическое лихолетье Казанский собор на Красной площади был стерт с лица земли, но в наше время духовная и историческая справедливость восстановлены: церковь возрождена в ее былом величии...

История праздника в третьем тысячелетии христианской эры продолжается.

03.11.2005

РЕКЛАМА