поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
07 ноября 2005  распечатать

Сергей Мазур, Рига

Латвийская "партия священников"
и "Новый мировой порядок"

Харизматы хотят власти. И не только в России

Трудно подыскать более противоречивое соединение смыслов, чем в словосочетании "партия священников" и "Новый мировой порядок". Первое название (партия священников) непривычно в силу противоположности целей и средств политической борьбы от целей и средств церковного устроения мира. Второе – неприемлемо, так как Новый порядок уже пытались навести в Европе 60 лет назад. Новый порядок или Новый мировой порядок меньше всего связывается в сознании с высказываниями церковных деятелей, тем более с программой одной из церквей Латвии по освоению политического пространства Латвии.

Парадоксы политической системы Латвии, наверное, заключаются в том, что к самым необычным сочетаниям в Латвии уже привыкли, и эти сочетания некоторые политические и церковные силы используют для достижения не вполне ясных (для общественности) целей.

Итак, в Латвии есть такая партия – партия священников, точнее была...

Латвийская партия священников или "Первая латвийская партия" (официальное название), просуществовала не более трех лет (с 2002 г. по 2005 год). К партии было разное отношение в обществе (как положительное, так и отрицательное), однако более всего она запомнилась участием в ней харизматической церкви Алексея Ледяева "Новое поколение". Алексей Ледяев – пастор церкви, объявивший эру "Нового мирового порядка".

Вот выдержка из брошюры Алексея Ледяева "Новый мировой порядок":

"А по какому праву Церковь ограничена в правах? С какой стати она вдруг стала сектой? Почему в СМИ регулярно льется грязная клевета, искажая и уродуя в сознании людей подлинное представление о Церкви? Почему антирелигиозная травля превращается в систему, отгораживая и без того отгороженных христиан в обществе, обрекая их на полнейшую социальную изоляцию?

Почему это происходит? Да потому, что Церковь добровольно сдает позиции, создавая великолепную возможность Антихристу контролировать законодательную власть.

Задача Церкви – отделять свет от тьмы, зерно от плевел, овец от козлищ. Задача Церкви – освобождать не только простых людей от власти алкоголя или героина, но и государственных чиновников от оккультной зависимости. Диалог Церкви с государством подчас будет приобретать далеко не дипломатический характер. Вот она – типичная комбинация в высших эшелонах власти. Государственный чиновник, а рядом, как зловещая тень, – волхв, проще – колдун, лжепророк, который составляет проконсулу гороскопы, строит прогнозы на будущее, снимает сглаз и порчу, видит ауру различных оттенков, определяет проконсулу, кто ему друг, а кто – враг. Проблемы с Церковью создают не столько политики, сколько те, кто стоят за ними. Гонения, репрессии, террор, аресты, ссылки, опустошение и закрытие церквей. На сегодняшний день существует множество стран самых пестрых религиозных оттенков. Традиционно и естественно в нашем сознании укладывается понятия: "исламское государство", "исламское правительство"; Буддистская страна – буддистское правительство; коммунистическая страна – коммунистическое правительство. Все объяснимо, исторически оправдано, логически обоснованно – вопросов нет. Но, как только речь заходит о "христианском государстве" и "христианском правительстве", в движение приходит все на свете. Будучи не популярными и не традиционными, эти категории с трудом укладываются в нашем сознании.

Я искренне не понимаю, почему идея создания христианского политического пространства вызывает мгновенный протест и раздражение?"

Новый мировой порядок – это идея создания христианского политического пространства.

Партия священников – это средство создания христианского политического пространства. Так хотелось бы думать...

Однако одно дело – слова. Они могут быть красивыми, приглаженными. Кто будет против картинок мира, процветания, дружбы волков с зайцами, котов с мышами?

Другое дело практика, которая стоит за словами о "Новом или старом мировом порядке".

Как-то даже в речи не укладывается политическая риторика с церковной. Все же попробуем их сложить.

Тезис I

Традиционные церкви Латвии: лютеране, католики, православные, старообрядцы, баптисты как в довоенное время, так и в эпоху Второй Республики играют производную роль в обществе.

В истории новой Латвии, начиная с момента Третьего народного пробуждения (Атмоды), христианские идеи носили прикладной характер. Традиционные конфессии – лютеранская и католическая церковь в Латвии периодически пытались оказывать влияние на государство, но... все-таки, такого рода давление не складывалось, в так называемый, религиозный (церковный) фактор в политической жизни Латвии. Резкий рост общин в харизматической церкви Латвии в последние годы, участие в последних муниципальных выборах, вхождение представителей харизматической церкви в правительство, Сейм, бизнес, заявления Алексея Ледяева о грядущем "Новом мировом христианском порядке", в котором Латвия станет и уже стала подходящей экспериментальной площадкой, вообще-то позволяет сформулировать вопрос о возникновении религиозного (церковного) фактора в политической жизни Латвии.


Таблица 1. Рост пятидесятнических общин в Латвии с 1999 года по 2004 год, сравнение роста общин пятидесятников с ростом общин других конфессий Латвии

год Количество общин
пятидесятники католики православные лютеране баптисты
1990 0 1878925261
1995 9 19810829779
2000 16 24711430287
2001 16 25011430889
2002 43 25211730790
2003 53 25011930589
2004 51 25111830493

Тезис II

Партия священников – это новый бизнес-проект. Никакого отношения партия священников не имеет ни к европейскому по своей сущности политическому направлению христианских демократов, ни к осуществлению "Божьего царства" (Нового мирового порядка) на латвийской земле.

Немного истории...

Наберитесь терпения.

История Первой латвийской партии началась в начале 2002 года. Как записано в партийных анналах, с возвращения из Америки пастора Эрика Екабсона произошло объединение двух христианских партий: "Новой христианской партии" (председатель Гунтис Дишлерс) и "Христианского демократического союза" (председатель Юрий Кокин). Также в новое объединение вошли представители организации, которую возглавлял Эрик Екабсонс "За духовное возрождение Латвии" (Айнар Баштикс, тележурналист, работающий в Брюсселе Оскар Кастенс, музыковед Александр Брандавс, Айнарс Шлесерс и др.). 25 мая родилась новая политическая сила. Во главе партии были пасторы, "штаб" партии составили бывший работник "Крайбанка" Арнольдс Лакса, директор лимбажского молочного комбината Дзинтарс Яунджейкарс, известный латышский поэт Янис Петерс. Особенностью руководителя партии священников стало, по словам латвийского политика Айнара Шлесерса, несвязанность Эрика Екабсона с той предшествующей историей, которая сформировала современную Латвию. Большая же часть партийных деятелей работала до этого в "Новой партии". Еще одна партия...

История "Новой партии" была столь же кратковременной, как и история партии священников. Началась она перед выборами в латвийский парламент в 1997 году благодаря поддержке и активному участию генерального директора предприятия "Varner Baltija" Айнарса Шлесерса. В этой партии работал известный композитор Раймонд Паулс, баллотировавшийся в президенты Латвии.


Таблица 2. Правление Первой латвийской партии

Юрис Луянс

Председатель партии.

Родился в 1971 году, 24 сентября. Женат, имеет 2 детей.

C 1996 года занимал разные посты в VA/S "Латвийском банке" ("Latvijas Hipoteku un zemes banka"). C 1997 по 2002 занимал должность заместителя председателя правления банка.

Министр экономики Латвии (ноябрь 2002 – январь 2004 и март 2004 – декабрь 2004).

Многократно выступал в церковных мероприятиях харизматической церкви Ледяева.

Айнарс Баштикс

Родился в 1958 году, 26 октября в Лиепае. Заместитель председателя партии. Женат, имеет пять детей.

Министр по делам семьи и детей. Депутат.

Помощник епископа. Входит в библейское общество.

С 1998 года Айнарс Баштикс возглавляет рижскую баптистскую общину св. Матфея.

Айнарс Шлесерс

Заместитель председателя партии.

Родился в 1970 г. 22 января в Риге. Женат, имеет 2 детей.

Совместное предприятие с Franku Varneru, "Dressmann-Baltija", "Varner Baltija", "Rimi Baltija", "Varner-Hakon Invest". Был генеральным директором универмага "Centrs". C 1992 года основал Латвийско-норвежское совместное предприятие "Латвийский информационный и торговый центр" и до 1996 года был ее президентом.

Министр путей сообщения.

Участвовал в организации "Духовное возрождение Латвии".

Эрикс Екабсонс

Родился 3 апреля 1959 года в Риге. Имеет 3 детей.

Министр внутренних дел. Депутат 8-го сейма.

В Чикагском университете получил степень магистра теологии. 13 лет работал лютеранским пастором.

Основатель организации "Духовное возрождение Латвии".

Юрий Кокин

Член правления.

Родился 4 октября 1954 года, женат, имеет 4 детей.

Бывший депутат г. Огре.

Возглавлял "Христианский демократический союз".

Конечно, можно легко запутаться в хитросплетениях партийных ходов, "Новая партия", "Новая христианская партия", "Христианский демократический союз"... Но кроме кратковременности существования этих карликовых партий (в рядах партии священников в 2002 году состояло 700 человек) есть еще одна черта, которая делает похожими как две капли воды все эти партии. Это черта – отсутствие идеологии. Один из идеологов Новой партии, журналист Сандрис Точс, утверждал, что "Новая партия" не имеет своей идеологии. В общем-то, как и партия священников...

По внешним признакам вроде можно было бы отнести партию священников к христианской демократической партии... Но реальность такова, что "Первая латвийская партия" имеет лишь опосредованное отношение к традиции христианского демократического движения в Европе. Латвийские христианские демократы, например, Юрий Кокин, пытались в V, VI и VII Сеймах объединить христианских демократов и построить партию латвийских христианских демократов по немецкому образцу. Некоторой популярности христианских демократов (KDS) в начале 90-х гг. способствовало то обстоятельство, что христианские идеи, в отличие от коммунистических обладали интенцией объединения идеологическими ценностями. KDS проповедовала классические в наши дни принципы христианских партий: защита церковных интересов, выступление против абортов, а в хозяйственных вопросах придерживалась правых позиций. Однако риторика "священников" или христианских демократов вовсе не может заменить закономерностей жизни партий в Латвии.

Отсутствие сложившейся политической системы в Латвии диктует партиям основные параметры их стратегии и тактики выживания.

Один из процессов, характеризующий политическую жизнь Латвии – это постоянное появление новых политических партий и объединений. Количество партий за время независимости нарастает как ком. Если в период 5-го Сейма в 1993 году партий насчитывалось только 13, то к 2002 году их стало 48, к 2005 году количество партий и политических объединений достигло 61.

Другой процесс – это быстрая и частая смена (во власти) политических партий и движений. Если сравнить состав кандидатов  выборных списков V, VI, VII и VIII Сейма, то можно констатировать, что в каждом новом Сейме большинство составляли "новые" кандидаты. А четвертая часть от кандидатов стартовала по новым спискам.

Характерна история последних 4-х Сеймов. Каждый новый Сейм появлялась партия, успешно входившая во власть, например, "Латвияс цельш", "Саймниекс", "Народная партия", "Яунайс лайкс", собиравшая широкую народную поддержку. Партия священников в этом отношении не представляет исключения. Быстро появившись, она получила на выборах 2002 года 9,5 % от всех голосов избирателей (94 752 голосов избирателей). Рига дала в копилку – 7,74 %, Латгалия – 6,01 %, Видземе – 10,55 %, Земгале – 11,88 %, Курземе – 13,24 % голосов; в Валмиере – 12,03 %, в Лиепае – 12,07 %, Елгаве – 12,06 %, Резекне – 5 %, Даугавпилсе – 2,43 % голосов избирателей. Так же как она быстро появилась, быстро и исчезла, слившись с партией "Латвияс цельш".

Почему в Латвии перед выборами появляются как грибы после дождя новые партии, для существования которых находятся деньги?

Часть латвийских политологов считают, что конструирование новых политических партий – исключительно выгодная политика, позволяющая осуществлять некоторым экономическим группам свои амбициозные планы, беря "подарки", скажем от государственных заказов. Как известно, в Латвии достаточно высокий порог коррупции. Можно предположить: сложившаяся система выборов способствует развитию и углублению коррупции в Латвии.

Может быть, политологи ошибаются в отношении партии священников? Все или почти все партии подвержены коррозии коррупции, а вот партия священников представляла собой нечто противоположное?

Хотелось бы так думать...

Впрочем, архетип политического бытия не оставляет места "для хорошего". Всеми признаками партия священников вписывается в картину политической жизни Латвии: отсутствие идеологии, кратковременность существования, отсутствие преемственности (христианские демократы – это так, только для прикрытия...), отсутствие собственного четко выраженного электората...

Чтобы понять, что из себя представляла партия священников, необходимо осознавать, чьи интересы (экономические) выражало это кратковременное политическое объединение.

Здесь место только для догадок...

Можно, конечно, познакомиться с опубликованным списком пожертвований партии (привожу фрагмент) и сравнить пожертвования небольшой партии священников с крупнейшей партией в Латвии "Яунайс Лайкс"...

К сожалению, используя официальные данные (например, латвийского бюро по антикоррупционной политике – KNAB), трудно сделать соответствующие выводы.


Таблица 3. Доходы от пожертвователей физических и юридических лиц "Первой латвийской партии" с 2002 по 2005 гг. (фрагмент)

Партия Первая латвийская партия
Форма взноса деньги
Сумма Даритель Дата
Ls 10000.00Витолдс Суксис28.02.2005
Ls 7000.00Эдвинс Лапинскис25.02.2005
Ls 8000.00Иво Зонне18.02.2005
Ls 10000.00Андрис Америкс17.02.2005
Ls 8000.00Роман Межецкий17.02.2005
Ls 50.00A/S "Daugavpils Dzirnavnieks"20.02.2004
Ls 25.00SIA BRIGA PLUS10.12.2003
Ls 10.00SIA "Block House"22.08.2003
Ls 50.00SIA "Kapitals PCP"23.05.2003
...и так далее...

Количество пожертвований от физических лицLs 890208.78
Количество пожертвований от юридических лицLs 19210.00

Таблица 4. Сравнение пожертвований крупнейшей партии в Латвии "Яунайс Лайкс" с пожертвованиями в "Первую латвийскую партию"

Пожертвования
от физических лиц
Пожертвования
от юридических лиц
"Первая латвийская партия"Ls 890208.78Ls 19210.00
"Яунайс лайкс"Ls 858202,71Ls 342933,94

Тезис III и последний

Деятельность некоторых политических партий приводит к активному освоению Латвии иностранными группами (экономическими) и вытеснению всех самостоятельных форм жизни, духовности внутри Латвии.

"Партия священников", "Новый мировой порядок", экспансия христианской церкви, прорыв...

Есть ли место в этом перечне мирному труду, вдумчивому и тихому взращиванию душ?


СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Сергей Мазур

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

15.07.2018

Вопрос подлинности "екатеринбургских останков" будет решать Архиерейский Собор – пресс-секретарь патриарха

Учреждена Двусторонняя комиссия по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью

Епископ Уржумский и Омутнинский Леонид назначен наместником Оптиной пустыни

Назначен новый глава Тверской митрополии

Назначены новые ректоры Московских и Санкт-Петербургских духовных школ и председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви

14.07.2018

В преддверии столетия убийства царской семьи в Екатеринбурге прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл возглавит крестный ход длиной более 20 км в память о семье Николая II

В канун 100-летия гибели Николая II бульвару в Екатеринбурге присвоили имя доктора Боткина, расстрелянного вместе с царской семьей

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

13.07.2018

Приходы:
Андрей Рогозянский
Можно ли нас назвать верными Церкви?

10.07.2018

Общественная палата Российской Федерации:
"Мы и все общество только на старте обсуждений" – Валерий Фадеев по итогам нулевых чтений законопроекта о пенсиях
Предложения по совершенствованию законопроекта о будущем пенсионной системы в ОП РФ будут готовить вплоть до вторых чтений в Государственной Думе

08.07.2018

РИА Новости:
Алексей Михеев
Три века молчания: в Русской церкви хотят решить проблему старого обряда

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Владислав Цыпин
Нельзя отпугивать Церковь от государства

06.07.2018

Русская Idea:
Станислав Смагин
Разделять мудрость народа и его апатию (Ответ Рустему Вахитову)

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты