Виктор Тростников Есенин тщетно пытался поверить в ложь Певец революционного язычества Источник: Аргументы и факты
Редакция готовила эту статью к 80-й годовщине со дня гибели Есенина. Но сериал "Есенин" вызвал громадный интерес у зрителей, споры по поводу этой картины не утихают уже несколько недель. Поэтому мы решили опубликовать материал раньше. Нам не хотелось бы, чтобы у вас, дорогие читатели, после просмотра сериала сложилось мнение, что Есенин это человек, читающий с эстрады стихи, поглощающий алкоголь и демонстрирующий своим почитателям новые с иголочки костюмы.
Он интересенН со многих точек зрения. Тем, кто имеет вкус к словам и к их сочетаниям, он любопытен как мастер этого дела: И холодное корявое вымя сквозь тьму/Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам./ Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека.
Любители русской природы тянутся к нему, чтобы насладиться ее картинами: Выткался на озере алый свет зари. /На бору со звонами плачут глухари.
Видят в нем родную душу и те, кто склонен пофилософствовать: Не жалею, не зову, не плачу, /Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Но главное, чем интересен Сергей Есенин, это тем, что он с необыкновенной чуткостью уловил глубинную суть своей эпохи, понимая ее гораздо лучше, чем понимала себя сама эпоха. И выразил эту суть не только своими стихами, но и своей жизнью.
Певец революционного язычества
Лакмусовой бумажкой эпохи может быть поэт существо болезненно чувствительное, впечатлительное, вечно рефлексирующее и в то же время мнительное, не доверяющее собственной натуре и потому жадно впитывающее дух своего времени. Чем талантливее поэт, тем активнее он это делает. Есенин не просто талантливый, а гениальный поэт. Что же отразилось в этом зеркале в его творчестве и в его поступках?
Второе десятилетие XX века. Первый взрыв уже произошел, кончился неудачей. "Царь испугался, издал манифест". Столыпинские галстуки, Ленский расстрел. Марксисты усиливают свою пропаганду, интеллигенция на нее откликается. Все это не может не доходить до училища в Спас-Клепиках, где получает образование способнейший юноша Сережа Есенин. Но в его стихах, сочинением которых он не на шутку увлекся, нет ни малейшего отзвука сотрясающих Россию политических и философских раздоров одна лишь природа: Край любимый! Сердцу снятся/ Скирды солнца в водах лонных./ Я хотел бы затеряться/ В зеленях твоих стозвонных.
Что это уход от действительности, нежелание видеть процессы, происходящие в обществе? Совсем наоборот! Удивительное, невероятное по своей прозорливости проникновение в самую суть этих процессов. Большевики еще сами не осознавали, какую религию они избирают, порвав с христианством, а поэтический вундеркинд из Рязани просек это за них и прежде них: они возвращаются к язычеству, причем в абсолютном его варианте, ибо все предыдущие язычники поклонялись каким-то частным составляющим материальной природы солнцу, грому, ветру и т. п., а марксисты установили культ материи как таковой.
Но интуиция подсказывала Есенину, что так любезная ему страна "с названьем кратким "Русь", потеряв Христа, не удержится на одних глухарях, иволгах, опавших тополях и напоминающих чужих жен березках, что она должна стоять на чем-то более прочном. На чем? Поэтическое прозрение нашло точный ответ: на твердой государственности. Как бы ни рядились большевики в левацкие демократические одежды, все равно они кончат империей. И над гениальной "Песнью о великом походе", воспевающей революцию, витает образ не Ленина или Троцкого, а Петра Великого, первого императора, а на самом деле будущего Сталина. Напрасно сбрасывали мы царя, все равно придется его вернуть. Есенин предвидит, что большевикам не уйти от того, чтобы наводить такую железную дисциплину, какой, может быть, не было и при Петре.
Взял на себя грехи своего времени
А теперь о жизни поэта. Бессмысленно отрицать, что она была крайне безнравственной, это слишком хорошо документировано. Так что же, он был от роду порочной натурой? Нет и нет! Его пресловутая непутевость в действительности была путем, подсказанным ему философией нового мира, который пытались построить революционеры. Эта философия утверждала, что заповеди Христа устарели, что не существует ничего, кроме материи, что человек не раб Божий, а хозяин Вселенной, призванный утверждать в ней свою волю, а воля эта состоит в удовлетворении своих плотских потребностей. А если довести материализм до логического конца, он неизбежно превращается в цинизм. И гениально чуткий к идеям эпохи Есенин решил идти этим, подсказанным теорией, циничным путем до тех пор, пока хватит сил, и посмотреть, куда он приведет. Сил хватило ненадолго, и путь привел к деградации личности, к пьянству и смерти.
Есенин не был скотиной, свиньей и развратником. Его настоящее отношение к женщине раскрывается в изумительной поэме "Анна Снегина", целомудренной, как свежевыпавший снег. Просто Есенин взял на себя грехи своего времени, и они его раздавили. Это был подвиг, пусть до конца не осознанный им самим. И сегодня нам следует извлечь из него пользу. Мы должны ясно увидеть в его личных грехах грехи нашего недавнего прошлого: богохульство, цареубийство, человекобожие. Увидеть, ужаснуться им и навсегда потерять охоту к ним возвращаться.
16.11.2005
|