поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
02 декабря 2005  распечатать

Кардинал Ренато Раффаэле Мартино

Выступление Кардинала Ренато Раффаэле Мартино на презентации издания книги "Компендиум социального учения Церкви"

1. Я очень рад находиться здесь в Москве, в этом прекрасном городе, чтобы представить Компендиум Социального учения Католической Церкви, выпущенного Папским Советом "Справедливость и мир" во исполнение воли незабвенного Слуги Божьего, Иоанна Павла П. Это значимая инициатива, делающая честь руководству этого Дома, поскольку благодаря ей, становится очевидной ваша готовность идти в ногу со столь сложной и трудной эпохой, опираясь на указания христианской социальной этики.

2. Компендиум имеет простую и линейную структуру. После Введения следуют три части: первая состоит из четырех глав и говорит об основных положениях Социального Учения – замысле любви Бога к человеку и обществу, миссии Церкви и характере Социального Учения; во второй части состоящей из семи глав, говорится о содержании и классических темах Социального Учения: семье, человеческом труде, экономической жизни, политическом и международном сообществе, окружающей среде и мире; в третьей, довольно краткой, состоящей лишь из одной главы содержится серия указаний по использованию Социального Учения в пастырской практике и в жизни христианина, особенно в жизни мирян. Заключение, озаглавленное "Ради цивилизации любви", выражает глубинное намерение всего документа.

3. Компендиум помещает Социальное Учение в сердце миссии Церкви. Церковь, живя в мире и для мира – хотя и не принадлежит миру – не может оставить без внимания собственную миссию: по-христиански вдохновлять мир: "Церковь имеет право быть для человека наставницей в истинах веры: не только в истинности догмы, но и морали, исходящей из самой человеческой природы и Евангелия… Это право является одновременно и долгом, ибо Церковь не может отказаться от него опровергая саму себя и свою верность Христу: "Горе мне, если я не благовествую" (1 Кор 9,16). Когда Церковь проявляет интерес к развитию человечества, когда провозглашает правила нового сосуществования в мире и справедливости, когда она, вместе со всеми людьми доброй воли, трудится ради установления все более человечных институций и отношений, "Она наставляет на путь человека, который должен совершить его в этом мире, чтобы войти в Царство Божие. Поэтому, Социальное Учение Церкви распространяется на весь нравственный порядок и, особенным образом, на справедливость, которая должна регулировать человеческие отношения. Что составляет часть проповеди Евангелия".

4. Компендиум – это своего рода манифест, чтобы осуществлять новый гуманизм. Его представление, таким образом, не может показаться тогда неким произволом. Действительно во Введении говорится, что Компендиум был выработан с целью сеять в борозды цивилизации и поощрять целостный, солидарный и открытый Трансцендентному, гуманизм (ср. п. 7). Компендиум – это Манифест в том смысле, что в нем находятся инспирирующие и программирующие, идеальные и исторические координаты, для нового общества, с целью воплотить вечно живые требования Евангелия и христианства, чтобы сделать их живущими в сердце людей и городов. Человечество не может жить без перспективы на будущее, без направляющего принципа. Всегда существует необходимость сделать конкретизацию сущности христианства в каждом контексте и историческом периоде. Для каждой эпохи необходим Ренессанс. Необходимо, чтобы богатство Евангелия ожило и распространилось на весь общественный и культурный уклад жизни народов, ради надежды для каждого поколения и ради насыщения в нем ответственности за возрастание в цивилизованности. В сегодняшнем контексте глобализации, Компендиум дает наброски прочного и целостного гуманизма в человеческой семье и побуждает делать вложения в лучшие стороны личности и народов, в позитивную энергию истории.

5. Компендиум является сложным и сочлененным текстом, и в рамках этой короткой встречи мы не сможем постичь его во всей тематической целостности. Позвольте мне поэтому сделать несколько кратких замечаний, которые могли бы стать полезными при более углубленном прочтении.

5. а) Открыть заново общее благо. Если у кого-нибудь из вас найдется готовность и терпение перелистать страницы Аналитического указателя Компендиума, то он заметит что выражение общее благо одно из самых содержательных. Иногда, однако, создается впечатление, что это выражение исключено из рабочего календаря сегодняшней политики и экономической жизни. Социальное учение продолжает мощно и настойчиво предлагать его, описывая его профиль следующими словами: "Общее благо не просто сумма частных благ каждого субъекта общества. Будучи благом всех и каждого оно является и остается общим, поскольку оно неразделимо и потому что вместе возможно его достичь, преумножить и сохранить, в том числе и на будущее. Как результатом нравственных действий каждого есть совершение добра, так и социальное действие достигает полноты в осуществлении общего блага. Ведь общее благо можно понимать как социальное и общинное измерение нравственного блага". (164).

Общее благо компендиум рассматривает в динамической,

плюралистической и субсидиарной перспективе.

- Оно динамично, поскольку не есть данностью, а заданием, процессом, требующим этической регуляции, путем, который должен восприниматься сознательно, с желанием, творчеством. Именно поэтому, общее благо не достигается автоматически. Его не в состоянии реализовать ни лишь законы рынка, ни только политические институции, но люди руководимые доброй волей.

- Плюралистично, поскольку общее благо не является одинаковым для всех контекстов и всех социальных групп. Общее благо различается и разделяется, будучи основанным на том, что объединяет, а равно и на богатстве различий. В этом смысле не существует единого общего блага, уравнивающего и унифицирующего все формы жизни. Иначе это было бы тоталитарное, обременяющее и удушающее общее благо.

- Наконец, оно субсидиарно, потому что должно преследовать всеобщее благо, поощряя участие и принятие ответственности. Эта тема большой важности. В Компендиуме говорится: "Принцип субсидиарности защищает людей от злоупотреблений со стороны высших общественных инстанций, побуждая их помогать отдельным индивидуумам и промежуточным группам справляться со своими задачами. Этот принцип необходим, потому что каждый человек, семья и промежуточная группа может предложить обществу нечто свое, особенное. Опыт свидетельствует, о том что отрицание субсидиарности или ее ограничение во имя предполагаемой демократизации или всеобщего равенства, ограничивает, а иногда и уничтожает дух свободы и справедливости" (п. 187).

5.б) Открыть заново этику в экономике. В своем подходе к экономике Компендиум усиленно подчеркивает взаимоотношение с этикой. Экономика и экономические институции занимаются той стороной социо-комуникативной жизни человека, которая изыскивает качественным и количественным образом возможности справляться, с первоочередными нуждами, происходящими из самого существования человека в мире. В этой перспективе расположено внутреннее этическое измерение экономики, будь оно наукой или практическим аспектом жизни человека. Ведь человеческая личность находится в центре экономических исследований и практики, как это все чаще отмечалось в сфере социального Учительства Церкви, что привело к провозглашению человека "автором, центром и целью всей социально-экономической жизни" (Gaudium et Spes, 36). Экономика явным образом нуждается в этике, потому что обе они находят свое основание и смысл в человеке, они обе устремлены, в различных перспективах, к пониманию во всей полноте его достоинства.

В этой перспективе находится вопрос об оценке рынка. Или, чтобы быть более точными: о том как в Компендиуме понимается регулирование рынка? Компендиум говорит, что рынок должен быть урегулирован, во-первых, потому не справедливо, чтобы все блага происходили от рынка . Человеческая личность не может быть предметом рынка. Во-вторых, потому что есть потребности, которые рынок не в состоянии удовлетворить . В-третьих, потому что есть люди, которые не способны иметь доступ к необходимым благам в силу врожденных недостатков, бедности или лишений, испытанных в течение жизни . В-четвертых, потому что существуют блага, которые принадлежат всем и останутся общими. Все эти элементы требуют со стороны политической власти урегулирования. То, что касается рынка, видится как доминирующая проблема, т.е. проблема динамической и регулируемой направленности со стороны различных субъектов которые должны взаимно интегрироваться, в силу принципа субсидиарности. Считаю возможным утверждать, что в наше время эти факторы, должны утверждаться с новой силой и что срочность их координирования с учетом этически ориентированного на службу личности экономического порядка, становится неизбежной.

5.в) Политическое сообщество и достоинство личности. В Компендиуме говорится, что первая помощь, которую Церковь предлагает политическому сообществу является помощью религиозного характера и соответствует ее собственной миссии: сохранять и поощрять в общественном сознании трансцендентный смысл человеческой личности. Как утверждает Gaudium et Spes: "Евангельская закваска побуждала и побуждает в сердце человека неудержимую потребность в утверждении собственного достоинства" . В послании Христа человеческое общество может найти силу чтобы уметь любить ближнего как иное собственное "я", чтобы преодолеть все то, что противостоит жизни, чтобы сделать допустимым фундаментальное равенство всех, чтобы бороться против любой формы дискриминации, чтобы преодолеть чисто индивидуалистическую этику. "Вследствие забвения Творца – говорит Gaudium et Spes –меркнет и само творение" . В этой перспективе, религиозная свобода, являясь правом Церкви, является еще и благом для общества. Подлинная светскость должна была бы гарантировать такую религиозную свободу и позволить Церкви исполнять это свое задание с действительно общественной, если не прямо политической валентностью. Компендиум очень хорошо уточняет правильный смысл автономии земных реальностей, в том числе и политической. Как он равным образом хорошо уточняет, собственную функцию Церкви по отношению к политике: "Церковь, не смешивается с политическим сообществом и не связывает себя ни с какой политической системой" . В сферах своей деятельности политическое сообщество и Церковь "автономны и независимы друг от друга" и Церковь и сообщество "служат, хотя и на различном основании, личному и общественному призванию одних и тех же людей" . Можно также утверждать, что принцип светскости и принцип религиозной свободы являются особым завоеванием христианства, большого культурного и исторического значения.

Компендиум связывает реализацию общественного блага с темой демократии, политической системой, которая лучше других, благоприятствует участию, а значит и взаимной солидарности и сотрудничеству внутри политического сообщества. Я бы синтезировал подробное размышление Компендиума на тему демократии следующими словами: "Демократия является средством, а не целью, и все-таки, являясь лишь средством, она не должна быть сведена к чистой процедуре: "Подлинная демократия – не просто результат формального соблюдения правил, но плод сознательного принятия ценностей, вдохновляющих демократические ценности" (п. 407). Поэтому Компендиум понимает и предлагает демократию как политическую систему защиты и развития человеческой личности. Centesimus annus, цитируемая в одном из параграфов Компендиума, говорит что "Подлинная демократия возможна только в правовом Государстве" и добавляет "и на основе правильного представления о человеке" (п. 406) . В перспективе Компендиума, демократия понимается как религиозная и избирательная свобода, а не только как некая паритетность в общественных дебатах, и еще менее как отстаивание прав, но прежде всего как опека и развитие личности, которая понимается как нечто безусловное. Христианское видение личности отмечено некоей абсолютностью, которая исходит от человеческой личности в силу того факта, что она является образом Божиим: это препятствует сведению личности к чему-то иному, рассмотрению ее как средства, а не цели, понимать ее в предвзятом и узком смысле. Необходимо, напротив, понимать ее в горизонтальном и вертикальном направлении, и в способности к отношениям с Богом и другими людьми в истине и благе. Подлинная демократия нуждается в подобного рода душе.

5.д) Необходимо поддерживать правильное отношение с природой. Еще один пункт, кажущийся мне интересным: я имею ввиду должное отношение к земле, отношение, ставшее сегодня довольно неоднозначным, ввиду использования разных биотехнологий. Компендиум говорит об этом с выдержанностью и мудростью в главе, посвященной охране окружающей среды. Ключевым пунктом, который предлагается в Компендиуме, является следующий: деятельность человека по отношению к природе, должна быть этически ориентирована. Так, экологическая проблема, понимается как проблема этическая, исходя из того, что "существует постоянное взаимодействие между человеком и природой". Однако природу нельзя понять этически, если она рассматривается лишь в перспективе, которая видит ее как предмет поклонения, или если она понимается как безразличное поле для технической деятельности. В перспективе Компендиума, эта чрезвычайная экологическая ситуация является также и антропологической. Способ отношения к миру зависит от образа отношения человека с самим собой. Здесь нужно добавить, что тот способ, с помощью которого человек рассматривает себя самого зависит от того как он обращается к Богу. Когда человек желает встать на место Бога, он теряет из вида и себя самого, и свою ответственность управлять природой.

6. Компендиум особо настаивает на необходимости диалога и экуменического сотрудничества. В связи с этим, находясь на российской земле, не могу, в данном случае, не поместить рядом с Компендиумом социального Учения Церкви, документ Русской Православной Церкви, озаглавленный "Основы Социальной Концепции" . Это плод пятилетнего труда рабочей группы, назначенной Святейшим Синодом под председательством Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, документ был одобрен Архиерейским Собором РПЦ, проходившем в Москве 13-16 августа 2001.

Особую важность обоих документов, составляет как сопоставление с Евангелием Господа, так и размышлениями Отцов Церкви, и особенно глубинная идея, что Социальное учение и активное присутствие в истории на службе человеку, относятся к природе Церкви. В Основах социальной Концепции, Русская Православная Церковь, проявляет заботу о человеческих и общественных предметах в сфере собственной миссии спасения: "Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира" (п. 1.2.). Компендиум социального Учения Церкви, со своей стороны, вписывается в контекст рассмотрения взаимоотношений Церкви с миром следуя указаниям Собора, отмечая в Gaudium et Spes, что "миссия Церкви представляется религиозной и тем самым в высшей степени человеческой" . Интегральность послания спасения Христова, полноценное служение Церкви миру, в истории и выходя за ее пределы ради полного освобождения: вот перспективы общие для Компендиума и Инструкции Православной Церкви.

В обоих документах можно выделить социальные темы, чрезвычайной важности для будущего диалога и сотрудничества между Католической и Русской Православной Церковью; Компендиум (гл. 3) и Инструкция (гл. 4,6) затрагивают темы человеческих прав; демократии (гл. 8) и (гл. 5) соответственно, труда (гл. 6) в обоих документах, охраны окружающей среды (гл. 10) и (гл. 13) соответственно. Особо выделена тема мира (гл. 8) и (гл. 5). "Мир – это Божий дар", говорит Инструкция Православной Церкви, в то время как Компендиум освещает понятие мира, прежде всего как сущностного свойства Божия (п. 488).

7. Завершая это представление Компендиума, позволю себе еще раз очертить глубинную перспективу всего документа: построение цивилизации любви. Действительно, главной целью Социального Учения Церкви, является построение подлинно человеческого общества; отсюда следует, что первоочередной задачей, к выполнению которой Церковь призывает верующих, является привнесение любви в общественные отношения, на всех уровнях и во всех сферах. Иисус нас учит, что "фундаментальным законом человеческого совершенствования, а значит и преобразования мира, является новая заповедь любви" . (п. 580, ср. п. 103). "Только любовь может полностью изменить человека и общество" . (ср. п. 583)

Кардинал Ренато Раффаэле Мартино

Председатель Папского Совета "Справедливость и Мир"

Москва, 1 декабря 2005 г. >

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Визит кардинала Ренато Мартино в Петербург и Москву

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты