поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
05 декабря 2005  распечатать

Виктор Хруль

Кардинал Ренато Мартино: "Вместе мы способны достигнуть большего, чем порознь"

Интервью председателя Папского Совета “Справедливость и мир” кардинала Ренато Мартино главному редактору католической газеты "Свет Евангелия" Виктору Хрулю

– Ваше Высокопреосвященство, вы много путешествуете по свету. Слышен ли, на Ваш взгляд, в современном мире голос Церкви? Что нужно сделать, чтобы привлечь внимание секуляризованного общества к христианским ценностям?

– Учение Церкви (в том числе и социальная доктрина) находит тем больший отклик, чем в большей мере оно воплощается в жизни конкретных местных Церквей, приходских общин, благотворительных организаций… Так было и есть всегда – и в первые века деятельности Церкви, и в наше время.

Сегодняшний день характеризуется, пожалуй, возросшей потребностью именно христианского свидетельства всей жизнью, а не только (и не столько) словами и торжественными акциями. Мне кажется, что сегодня в наших стараниях внести максимальный личный вклад в великое дело христианского свидетельства, может быть, как никогда ранее, следует уделять внимание инкультурации. Такое свидетельство, основанное на Евангелии и учении Церкви, должно быть предложено и претворено в жизнь с использованием языка, понятного и уместного в контексте культуры, внутри которой мы живем, чтобы быть более эффективным.

– В наши дни много говорится о необходимости совместного свидетельства всех последователей Христа – католиков, православных, протестантов – на всех возможных уровнях. Какие примеры подобного сотрудничества кажутся Вам наиболее убедительными?

– Для примера можно сказать, что в большинстве европейских стран существуют постоянно действующие межконфессиональные координационные советы, которые содействуют претворению в жизнь очень большого количества различных проектов. Особенно подчеркну, что Католическая Церковь активно участвует именно в деятельности комиссии "Справедливость и мир" Всемирного Совета Церквей, тогда как в другие комиссии входит только как наблюдатель.

В качестве конкретного примера с удовольствием приведу межцерковный благотворительный совет в Санкт-Петербурге, существующий, как мне рассказали, уже более десятилетия. Он, как раз объединяет представителей православной, католической и протестантской общин города.

С точки зрения перспектив деятельного сотрудничества с Русской Православной Церковью меня очень обрадовала встреча в эти дни с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Кириллом. Мы обсуждали разные проблемы, связанные с вопросом европейской интеграции, говорили о необходимости заново открыть общие христианские корни европейской культуры, настаивали на необходимости противостоять сегодняшним процессам секуляризации и т.д. По этим вопросам мы пришли к полному согласию и наметили конкретные мероприятия, которые нам хотелось бы осуществить сообща.

>– В России действует совместная православно-католическая рабочая группа по рассмотрению негативных случаев, омрачающих наши отношения. Считаете ли Вы целесообразным сформировать еще одну совместную комиссию – для планирования и координации совместной конструктивной деятельности в областях "бесконфликтного сотрудничества" – социальной сфере, образовании, благотворительности, средствах массовой информации и т.д.?

– Очень хорошо, что такая рабочая группа существует, что она может спокойно обсуждать все возникающие недоразумения и своевременно принимать меры к их устранению. Думаю, что если её деятельность будет успешно развиваться, не было бы ничего удивительного в том, чтобы она постепенно преобразовалась как раз в такую структуру содействия единству, о которой Вы говорите.

Кроме того, справедливости ради, хочу заметить, что, как мне рассказали в Москве, на последнем заседании этой комиссии, как раз ставился вопрос о том, чтобы, наряду с негативными, выявлять также положительные примеры успешного сотрудничества, с тем, чтобы поддерживать их и предлагать для подражания там, где этого ещё нет. Считаю, что очень много зависит и от нас. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что сейчас мы, после долгого периода прискорбного взаимного недопонимания (в чём, как правило, ошибочно винить исключительно одну какую-либо сторону), находимся в начале более успешного и плодотворного сотрудничества в названных Вами областях.

Дорогу осилит идущий. И сейчас становится всё более понятным, что нам – по пути и, что вместе мы способны достигнуть большего, чем порознь.

– Видите ли Вы какие-либо препятствия для совместного христианского свидетельства в России?

– Мне представляется, что главное препятствие, как не печально, это, чаще всего – мы сами. Тот, кто более предан идеалам любви, христианского единства, тот, кто смиреннее и терпеливее – рано или поздно будет признан братом своим. Это справедливо как для отношений между отдельными людьми, так и для отношений местных церковных общин разного уровня.

Давайте не будем забывать обетования Спасителя: "Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я буду посреди них". Если мы, по совету св. ап. Павла, будем "братолюбивы друг ко другу с нежностью", если будем предупреждать друг друга в почтительности (ср. Рим. 12.10), то это не сможет рано или поздно не принести своих благотворных плодов.

Какие формы соработничества католиков и православных кажутся Вам наиболее эффективными в России? Обсуждали ли Вы их во время встреч в Москве?

– Общими, несомненно, смогли бы стать именно те формы работы, которые были бы не только приемлемыми, но и желательными как для одной, так и для другой стороны. Здесь возможно динамическое многообразие вариантов, которое, применительно к российской ситуации, в большинстве случаев может быть определено только здесь – на месте.

Очевидно, что есть и другой уровень постановки вопроса – совместное свидетельство, например, в общеевропейском контексте. Хотя оба эти уровня достаточно тесно взаимосвязаны, не стоило бы подменять один другим, если мы хотим достигнуть конкретных реальных результатов, а не ограничиваться только благодушными декларациями.

Независимо от уровня, необходима глубочайшая личная заинтересованность в прогрессе развития отношений, в росте взаимопонимания, которое обязательно – рано или поздно, если мы будем в этом настойчивы и дерзновенны – воплотится в дружбу, в любовь, чего и ждёт от нас Господь.

Как я уже сказал, именно такие темы стали предметом беседы с митрополитом Кириллом, и я очень надеюсь в самом ближайшем времени начать, вместе с Папском Советом "Справедливость и мир", деятельное сотрудничество с соответствующими структурами Русской Православной Церкви.

Каковы основные результаты этих переговоров? Почему к участию в них не были приглашены председатель Конференции католических епископов России и глава митрополии, а участвовал директор "Каритаса" России?

– Как я уже сказал, мы находимся в самом начале нового и, я надеюсь долгого этапа совместного пути. Главный результат заключается в том, что мы признали взаимную заинтересованность быть на этом пути спутниками, выразили обоюдную готовность делать всё новые и новые совместные шаги . Думаю, что это теперь достаточно. Дальнейшие шаги, с Божьей помощью, не заставят себя долго ждать.

Отвечая на вторую часть Вашего вопроса, с удивлением отмечу, что в нём звучит что-то вроде обиды. Рад, если я ошибаюсь. Мне кажется, что мы все в равной степени заинтересованы в положительных результатах и было бы странно ставить их в жесткую зависимость от каких бы то ни было протокольных требований.

Для первой и, на мой взгляд, достаточно удачной встречи такой состав участников переговоров был оптимальным с точки зрения ставящихся задач и уровня их обсуждения (имею в виду уже упомянутое мной различие уровней диалога). Не хотим же мы, в самом деле, решить всё и навсегда одновременно. Такой подход был бы, к сожалению, очень далёк от реальности. Обстоятельства, в которых находится современный мир, требуют от нас предельного реализма. Кроме того, я хотел бы ещё напомнить, что в те дни архиепископ Кондрусиевич отсутствовал в Москве, в связи с чем и поручил о. Александру Петшику (директору "Каритаса" России – прим. "СЕ") представлять также и его.

Какие формы популяризации социального учения Католической Церкви представляются Вам оптимальными для России с учетом обрародованной в 2000 г. социальной доктрины Русской Православной Церкви?

– Одной из целей моего визита в Россию как раз и было содействию лучшему знакомству с католическим социальным учением. Несомненно, очень важно, что теперь многие заинтересованный лица получили доступ к русскому переводу "Компендиума" – его краткого изложения.

Мы будем счастливы, если все заинтересованные лица и структуры смогут и захотят воспользоваться этой суммой опыта Католической Церкви в решении социальных проблем современности с христианской точки зрения.

Но это только один из путей. Другой, как я уже сказал, – это воплощение учения Церкви в жизнь каждого человека, именующего себя католиком, каждой местной католической общины, ибо "не может укрыться город, стоящий на вершине горы". Реализация вот этого, второго, пути – за вами, католиками в России. Конкретные формы может явить только ваша, посвященная этому служению, жизнь.

Несмотря на то, что митрополит Тадеуш Кондрусевич является членом возглавляемого Вашим Высокопреосвященством Папского Совета "Справедливость и мир", в России ни на национальном, ни на епархиальном уровне нет комиссии "Справедливость и мир", как в других странах. Нужна ли она? Если да, то с чего было бы целесообразно начать эту деятельность?

– Думаю, что здесь в России будет уместен и эффективен любой вид деятельности, который будет отвечать церковно-общественным потребностям и найдёт оптимальную форму своего претворения в жизнь с учётом интересов межконфессионального сотрудничества,. Находясь в России впервые, я воздержался бы от каких-либо конкретных советов.

Думаю, что не ошибусь, предположив, что учение Церкви, воспринимаемое во всей его целостности, в союзе с любовью дадут вам наилучшие советы, следуя которым вы никогда не ошибётесь.

Должны ли католические священники идти в больницы, тюрьмы, армию, милицию и другие места, где есть католики, нуждающиеся в их пастырском попечении? В России есть несколько католических часовен в тюрьмах, но довольно часто священникам, которых епископы назначили капелланами заключенных, трудно попасть туда. Как, на Ваш взгляд, можно попытаться решать подобные проблемы?

– По моему мнению, вопрос посещения тюрем, воинских частей и т.д. католическими священниками не может рассматриваться вне общего контекста существующих взаимоотношений. Отдельные неудачные случаи, разумеется, могут происходить и в дальнейшем, но ошибкой было бы строить исключительно на этом перспективы взаимоотношений. Думаю, что здесь как раз и могла бы пригодиться совместная работа в упомянутой Вами совместной комиссии.

Может быть, католиков в России всё-таки не так много, чтобы была реальная необходимость в создании специальных "тюремных", например, церквей или часовен? Даже десяток католических капелланов не смог бы охватить своей опекой необъятные российские просторы.

Но, повторяю, наверно всё-таки следовало бы рассматривать каждый отдельный случай, исходя из существующего российского законодательства и личных отношений, повсеместно устанавливаемых и развиваемых в духе христианской любви. Атмосферу взаимной симпатии и доверия невозможно установить каким-то нормативным актом, но созданию её не жалко посвятить и всю жизнь.

– Каковы Ваши общие впечатления от первого визита в Россию?

– Впечатлений слишком много, чтобы сейчас я мог их сформулировать конкретно.

Что же касается общего фона впечатлений от пережитого мною за эти несколько дней – конечно, они весьма положительные и обнадёживающие. Я надеюсь, что мне удастся порадовать ими Его Святейшества Папу Бенедикта XVI, который уделяет теме христианского примирения и сотрудничества первостепенное внимание в своём служении Предстоятеля Святой Католической Церкви.

Ваше Высокопреосвященство! Огромное спасибо за ответы на вопросы. Мы с радостью опубликуем также Ваши пожелания нашим читателям...

– Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей газеты "Свет Евангелия" с приближающимся Торжеством Рождества Христова! Желаю вам, чтобы время подготовки к этому всегда удивительному и радостному событию было как можно более плодотворным.

Социальное учение Церкви, о котором в эти дни было сказано много верных и красивых слов, существует не само по себе, но претворяется ежеминутно в конкретных проявления любви, сострадания и справедливости. От каждого из нас зависит, насколько эти слова воплотятся в жизнь, насколько они послужат осуществлению мира, любви и самого дела Спасения в окружающем нас мире, за который мы, христиане, несём ответственность.

1 декабря 2005 г.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Визит кардинала Ренато Мартино в Петербург и Москву

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты