Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_23656.html


07 декабря 2005

Марк Смирнов

Эксперт по человечности

Русское издание "Компендиума социального учения Католической Церкви" – попытка поделиться опытом с РПЦ, считает кардинал Ренато Мартино

Источник: http://religion.ng.ru НГ-Религии

Ваше Высокопреосвященство, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние взаимоотношений Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата?

- По итогам моего визита (я впервые посещаю вашу великую страну и тем самым осуществляю свое давнее и глубокое желание) могу сказать, что, на мой взгляд, данный этап наших взаимоотношений можно считать интересным и многообещающим, даже с учетом встречающихся на совместном пути трудностей. Открываются новые перспективы совместной работы. Сегодня мы находимся на этапе "интенсивных отношений между двумя Церквами-сестрами", как отметил Его Высокопреосвященство митрополит Кирилл во время нашей дружеской встречи.

- Вы сказали о трудностях на пути диалога двух Церквей. Как Католическая Церковь предлагает их преодолевать?

- Необходимость преодоления нынешних трудностей, как мне кажется, диктует сама международная ситуация, острота проблем, требующих безотлагательного ответа. Решению этих проблем Церкви могут способствовать, только объединяя свои усилия в совместном свидетельстве о Господе нашем Иисусе Христе. Это является также предметом заботы Святейшего Престола и Совета, мной руководимого. Во время моего визита я увидел, что и Русская Православная Церковь желает работать и сотрудничать в этом направлении. Прежде всего речь идет о сотрудничестве в тех "неконфликтных сферах", где позиции наших Церквей уже полностью совпадают, таких, например, как культура, воспитание, социальная и благотворительная деятельность, содействие справедливости и миру.

- Известно, что в Москве вы представляли "Компендиум социального учения Католической Церкви". Расскажите об этом тексте, о современном социальном учении Католической Церкви. Какова цель издания "Компендиума" на русском языке?

- "Компендиум" создан по поручению Папы Иоанна Павла II и призван дать конкретный ответ на вопросы современного человечества перед лицом острейших социальных проблем. Он является прежде всего средством воспитания и свидетельства о последней и окончательной истине, забываемой, а скорее всего нарочно цензурируемой секулярным сознанием. Речь идет об истине спасения во Христе. Это и есть основа человеческого достоинства и путь к решению существующих проблем. Без такого воспитания не может быть политических или социальных рецептов, способных ответить на острейшие вызовы ситуации современного мира.

Признаком большого общественного интереса к этому пособию являются многочисленные приглашения представить публично "Компендиум", поступающие в Папский Совет "Справедливость и мир" из разных частей света. Это подтверждение напряженного ожидания людей по отношению к Церкви и к христианству.

Хочу выразить свою высокую оценку работы, проведенной в социальной сфере за последние годы Русской Православной Церковью, разработавшей официальный документ, где излагается ее социальная концепция. Цель русского перевода "Компендиума" – это как раз предложение помощи в этой работе, желание поделиться опытом Католической Церкви. Это делается в перспективе сотрудничества всех христиан в деле защиты основополагающих этических и нравственных ценностей, а также религиозных и духовных традиций разных народов. "Компендиум" на самом деле обращен ко всем Церквам с призывом к экуменическому сотрудничеству ради совместного свидетельства о вере.

- Какое влияние оказывает социальное учение Церкви на общественную политику и нравственный климат в современном мире?

- Во время встречи с митрополитом Кириллом неоднократно говорилось о том, что христианские ценности в Европе и во всем мире сегодня ставятся под вопрос политической философией, ложно определяющей себя в качестве либеральной и терпимой. На деле эта философия агрессивна и полностью секулярна, она отрицает на практике не только все духовные и религиозные традиции, но и само существование объективной истины и в конечном итоге абсолютизирует саму себя. Не думаю, однако, что такая философия, хотя и очень модная ныне в известных политических кругах Европы, настолько же распространена и в сознании простых европейцев. Это подтвердили итоги недавнего референдума о генетических манипуляциях в Италии. В России, насколько мне известно, роль православия в сознании населения возрастает.

Общая религиозность, вопреки прогнозам аналитиков, обнаруживается повсеместно. Сейчас, на заре XXI века, ее необходимо воспитывать и тем самым направлять к большему соответствию истине. Как неоднократно отмечал Папа Бенедикт XVI, нашей первоочередной задачей являются воспитание и поддержка друг друга на пути к "зрелости во Христе", чтобы стать поистине взрослыми в исповедуемой вере, а не "младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения…" (Послание к Ефесянам 4:14). Мне кажется, что такая позиция очень привлекает сегодня как многих светских мыслителей, так и общественных деятелей.

- Какими вам видятся перспективы развития отношений между Ватиканом и Российской Федерацией?

- Насколько мне известно, отношения между правительством Российской Федерации и Святейшим Престолом весьма положительны и сердечны. Я имел приятную возможность нанести краткий визит вежливости его превосходительству министру иностранных дел Сергею Лаврову, с которым познакомился во время своего служения при ООН, в Нью-Йорке. Мне известно также, что во время недавнего визита в вашу страну архиепископа Джованни Лайоло обсуждались возможные совместные пути содействия защите мира перед вызовом разнообразных тяжелых конфликтных ситуаций, а также перспективы совместной работы внутри международных организаций, таких, например, как ОБСЕ или ООН.

- В течение многих лет вы были представителем Святого Престола при ООН. Как бы вы оценили степень влияния Ватикана на мировую политику, его роль в решении глобальных международных проблем?

- Святейший Престол присутствует на международной арене, не опираясь ни на какую политическую, военную, финансовую или экономическую власть. Он осуществляет свое присутствие исключительно силой той человеческой и нравственной вести, носителем которой является при осуществлении своей евангельской миссии. Ватикан апеллирует к принципам и нормам естественного права. Вклад Святейшего Престола в решение проблем мирового сообщества – это вклад "эксперта по человечности", как сказал Папа Павел VI во время своего исторического визита в ООН в октябре 1965 года. На основе своего многолетнего опыта могу подтвердить, что в международных организациях голос Ватикана слушается с большим интересом и уважением. Более того, представители многих государств нередко сами спрашивают его мнение или просят Ватикан о содействии, хотя, к сожалению, не всегда к позиции Святейшего Престола в должной мере прислушиваются.

РЕКЛАМА