поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
13 декабря 2005  распечатать

Виктор Хруль

В России мусульмане терпимее православных

Православные гораздо более нетерпимы к мусульманам, чем мусульмане к православным, а уровень нетерпимости представителей обоих религий к иудеям и другим исповеданиями еще выше – таковы результаты исследования, проведенного в России социологами университета западного Мичигана Вячеславом Карповым и Еленой Лисовской. Выводы ученых основаны на результатах репрезентативного социологического опроса 2972 респондентов, проведенного в июле 2005 г. в России. Основные итоги проекта были представлены 12 декабря в докладе "Православие, ислам и религизная нетерпимость в России" на международном конгрессе, посвященном диалогу культур и религий, который в эти дни проходит в Бильбао (Испания) под эгидой ЮНЕСКО.

Ученые пришли к выводу, что религиозная нетерпимость в России не является феноменом религиозным, она не зависит от степени вовлеченности в практики соответствующих исповеданий. Среди основных факторов порождения нетерпимости исследователи называют авторитарность политического устройства, этнические предрассудки и религиозный этноцентризм. Именно эти факторы, по мнению социологов, являются основным препятствием к межрелигиозному диалогу в России.

"Религиозная нетерпимость еще сравнительно мало изучена, поскольку до настоящего времени она не становилась предметом систематического исследования экспертов", – отметил в начале своего доклада Вячеслав Карпов. Основываясь на свободе вероисповедания как одной из фундаментальных свобод человека, исследователи называют религиозной нетерпимостью "нежелание предоставить представителям иных религий право свободно их исповедовать".

Описывая подробности проекта, социлог сообщил, что людям, относящим себя к православию, задавались вопросы о том, следует ли мусульманам позволить в их населенном пункте построить мечеть, открыть свою школу, публично проповедовать ислам, распространять исламские периодические издания, преподавать основы исламского вероучения и культуры в государственных школах, заниматься благотворительной деятельностью, выражать свою позицию в телепрограммах, собирать пожертвования для мусульманской общины. Аналогичные вопросы задавались мусульманам относительно православных, а также представителям обоих вероисповеданий по поводу иудеев и представителям западных религий (католичества, протестантизма и др.).

"Наши эмпирические данные явно свидетельствуют о высоком уровне и широком распространении религиозной нетерпимости в России, – подчеркнул Вячеслав Карпов. – К примеру, среди людей, называющих себя православными, только 30 % считают, что мусульманам можно позволить проповедовать ислам публично, а по отношению к иудеям и представителям западных религий уровень толерантности падает до 26 % и 17 % соответственно". Социолог отметил, что мусульмане проявляют большую терпимость к православным, чем православные к мусульманам. В то же время позволить католикам, протестантам и последователям других западных религий распространять их издания считают возможным менее 25 % православных и менее 20 % мусульман. Наибольшие протесты респонденты выразили по отношению к возможности преподавания основ вероучения католиками и протестантами в школах (это считают возможным всего 8,2 % православных и столько же мусульман), публичной проповеди своей веры (не возражают соответственно 17,4 % и 13,6 %), участия в телевизионных программах (19,5 % и 15,4 %).

Что же касается благотворительной деятельности, то здесь эмпирические данные свидетельствует о наибольшей толерантности к католикам и протестантам: ее считают допустимой 40,1 % православных и 29,4 % мусульман.

К удивлению ученых, в ходе исследования не была обнаружена зависимость религиозной нетерпимости от интенсивности религиозных практик – частоты посещения храма/мечети, молитвы, чтения Библии/Корана, глубины веры и значимости религии в жизни респондента.

Гораздо более существенная корреляция проявляется между нетерпимостью к последователям иных религий и отрицанием необходимости предоставления всем гражданам страны равных прав на исповедание своей веры, религиозным этноцентризмом, антисемитскими и антизападными установками, а также общей политической нетерпимостью.

Эти зависимости позволили исследователям сделать вывод о том, что религиозная нетерпимость в России не является собственно религиозным феноменом и имеет социально-политические корни. "Попытки дискредитации "нетрадиционных" религий существенным образом повлияли на общественное мнение, сформировав по отношению к ним негативную установку", – подчеркнул Вячеслав Карпов. В то же время он отметил, что в вероучительных документах православия и ислама содержатся очевидные призывы к терпимости по отношению к другим религиям. "Характерно, что уровень терпимости в регионах, где православные и мусульмане живут в соседстве, гораздо выше, чем в целом по стране", – добавил социолог.

Более подробные результаты исследования скоро будут опубликованы в США.


СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Виктор Хруль

сюжеты:

Православно-мусульманский диалог

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

22.04.2021

Презентация книги Александра Щипкова "Дискурс ортодоксии"
Москва, РПУ св. Иоанна Богослова, 22 апреля 2021, 19:00

13.04.2021

В Ватикане в 2022 году пройдет симпозиум о богословии священства

Московская церковная больница откроет в Крыму филиал паллиативной помощи

На реставрацию затопленной колокольни в Калязине выделят более 100 млн. рублей

Члены Священного Синода почтили память приснопамятного Патриарха Сербского Иринея и почивших архипастырей Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в 2021 году заседание Священного Синода

12.04.2021

Сотый по счету храм "программы-200" может быть сдан в сентябре на севере Москвы

Муфтий Татарстана единогласно переизбран на новый срок

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

11.04.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
иерей Димитрий Сафонов
Святитель Тихон – патриарх смутного времени

08.04.2021

Тетради по консерватизму:
Протоиерей Александр Романчук
Пинская генеральная конгрегация православного духовенства 1791 года как первый опыт враждебных действий Фанара в отношении Русской Православной Церкви

13.03.2021

Юрий Поляков
Юрий Поляков о 90-х, убитом криминальном авторитете и бывшем комсомольском вожаке Сергее Станкевиче

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты