поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
25 декабря 2005  распечатать

Митрополит Тадеуш Кондрусевич

Рождество Христово – встреча человека с Богом

Пастырское Послание на Рождество 2005

Братья во священстве, монашествующие, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас в торжество Рождества Христова, когда мы по милости Всевышнего в очередной раз благоговейно размышляем над тайной Боговоплощения и преломляем белую облатку с пожеланиями обилия Божией благодати, радости и счастья, мира и добра, а также великого дара Господня – любви.

I.

Печать неизреченной любви Бога к человеку

"Возрадуемся в Господе, ибо Спаситель наш родился в мире. Ныне к нам с небес снизошел истинный Свет" (Месса ночью). Этими словами св. Мессы Церковь выражает свою радость в торжество Рождества Христова.

Радость сегодняшнего праздника глубоко укоренена в истине пришествия в мир Христа – Света, который рассеивает и побеждает тьму человеческой безнадежности. Мы преисполнены радости, ибо Бог, дающий надежду, уже среди нас, среди своего народа. Мы преисполнены радости, потому что Бог стал одним из нас, потому что наступила Его величественная и святая встреча с человеком. Бог стал нашим братом, чтобы человеческим сердцем возлюбить ближнего и по-человечески прикоснуться к нашим духовным и жизненным проблемам.

Поэтому Рождество Христово – это торжество радостной встречи. Встречи долгожданной, ибо пути Бога и человека разошлись еще на заре человечества в раю. Да, наши прародители Адам и Ева не устояли перед диавольским искушением и отошли от источника своей жизни, отвернувшись от благодати и закрыв свои сердца для неисчерпаемой любви Творца.

Познавая свою слабость, потомки Адама и Евы жили вдали от любви и полноты счастья. Воззвал тогда человек среди глубокой темной ночи: гряди, Господи! Вернись к нам поскорее! Разорви, отделяющую нас от неба, завесу наших прегрешений и гряди, ибо нет уже сил жить вдали от Тебя!

И смилостивился Бог над человеком. И снизошел на землю в святую рождественскую ночь.

Эта ночь стала моментом побратимства, воссоединения разорванной связи неба и земли, восстановления единства деяний божественных и земных. Там, в Вифлееме, среди ночи совершилось чудо встречи Бога с человеком. Там, через пришествие Сына Божия, Бог заново встретил поцелуем любви и сокрыл в своих объятиях "блудного сына" – человека. Там, Он пришел, чтобы навсегда быть для человека Эммануилом – что значит "Бог с нами". Пришел, чтобы разделить с нами все беды и трудности. Пришел, чтобы нас понять и быть единым с нами во всем, кроме греха. Пришел, чтобы изменить нашу судьбу. Он стал человеком, чтобы человек мог стать Его избранным сыном.

Рождество Христово – время встречи, момент примирения и единения. Это святой миг, в котором Бог в Иисусе Христе сказал человеку: "Ты Мой – навсегда!". Благодаря этой исключительной по своей значимости истории встречи человека с Богом мы лучше понимаем евангельское повествование от Иоанна о Слове, Которое "было у Бога" (Ин 1, 1) и Которое ради нас и нашего спасения "стало плотью" (Ин 1, 14). В ней Бог открыл нам всю Свою тайну, явил вечную и неиссякаемую любовь к человеку.

II.

Спасительное пришествие

Рождество Христово – это пришествие Бога совершенно новым, невиданным прежде способом. Бог раньше говорил через пророков. Теперь же Он становится человеком, Сам провозглашает Евангелие любви, примирения и благодати, Сам склоняется над человеческими трудностями и бедой, Сам поднимает из нравственного падения "обезображенный образ Отца" – грешного человека. Господь делает его достойным пребывания в царствии небесном, прощает грех и дарует духовную жизнь.

В Иисусе Христе Бог вошел в самую сердцевину человеческой жизни. Сам прошел через страдания и смерть, чтобы попрать ее навсегда. От момента Рождества Христова Бог уже больше не является Богом далеким. Напротив, Он становится близким к нам, разделяющим судьбы человечества. И нет ни одной человеческой истории, которая оставила бы Его равнодушным. С момента Рождества Христос желает войти в историю каждого из нас, желает быть нашим Спасителем, нашим миром, нашей надеждой, нашим спасением.

В Вифлееме зажёгся Свет истинный, который освещает человека, указывая ему путь к небесному Отцу. Среди темной ночи этот свет был явлен простым Вифлеемским пастухам, когда они охраняли своё стадо (ср. Лк 2, 8-10).

Контекст Вифлеемской ночи является исключительно важным и красноречивым. До рождества Христа ночью и тьмой был объят мир. Человек не знал, куда, зачем и как ему идти. Именно там, в Вифлееме, осуществились слова пророка Исаии: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" (Ис 9, 2).

Истинным светом, "Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин 1, 9), стал Христос. Этот Свет мы должны узреть и принять, ибо только тогда он может сделать нас "чадами Божиими, которые … от Бога родились" (Ин 1, 12-13).

Слово, Которое было у Бога и Которое было Богом (ср. Ин 1, 1), должно сотворить Богу новый народ, Ему посвященный. Это Слово призвано собрать разобщенных детей у Отца, поэтому Оно было явлено не сильным мира сего, а простым, бедным, презренным пастухам.

Таким образом, уже в момент пришествия в мир Спасителя была явлена Его миссия – "спасти погибшее" (Лк 19, 11). Он должен стать Пастырем Нового Народа, чтобы эти малые, презренные грешники могли стать возлюбленными чадами Бога. Поэтому среди них и рождается Сын Божий, и им первым была объявлена тайна Божия: "Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель" (Лк 1, 11).

Рождество Христово в Вифлеемской пещере напоминает, что именно грешники и малые мира сего являются возлюбленными чадами Божиими. Оставив свое стадо, они спешат на встречу со Спасителем (ср. Лк 2, 15), за что Господь вознаграждает их благодатью лицезреть Его. После Марии и Иосифа именно они стали первыми, кто мог созерцать величайшую тайну нашей веры – Боговоплощение, ибо "Слово стало плотью, и обитало с нами" (Ин 1, 14).

Согласно традиции пастухи часто пребывали в пещере, где родился Христос, искали там убежища и отдыха. Это была их обитель, в которой среди нищеты и убожества пришел в мир Спаситель, ставший одним из них. В убожестве и нищете пастухам была дана благодать лицезреть "бессилие" Всемогущего. Они "видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин 1, 14). Одаренные этой благодатью, именно они стали первыми вестниками столь радостного события: "Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи" (Лк 2, 17-18).

III.

Немощь как вызов

Встреча человека с Богом в Вифлееме беспрецедентна, ибо в ней выражено величайшее смирение Бога. Чтобы спасать бедного, Бог становится бедным и обнаженным, малым и беспомощным, но, тем не менее, Светом, Жизнью и Силой, способной преобразить весь мир.

Эта встреча продолжается и сегодня и будет продолжаться до конца времен. Пришествие Сына Божия в этот мир совершается в новом Вифлееме – Церкви Христовой, а также в Вифлееме человеческого сердца.

Сколько раз звучит Евангелие о Рождестве Христа, столько раз действием Святого Духа осознается и реализуется реальность Вифлеема, которая объемлет своей божественной силой нас – слабых людей. Это мы являемся теми бедными пастухами, к которым обращается Бог словами пролога Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог … И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин 1, 1. 14).

Сегодня, в торжество Рождества Христова, мы должны ответить на фундаментальный вопрос: "Спешим ли мы ко Христу подобно тому, как это сделали пастухи? Желаем ли мы, подобно им, распахнуть свои сердца Господу? Получив благодать веры, стремимся ли примером своей христианской жизни, молитвой и делами милосердия предать её другим?"

Для обретения смелости и дерзновения давайте вспомним голос почившего Понтифика – Слуги Божия Иоанна Павла II: "Не бойтесь! Откройте, распахните двери Христу!" (NP, I, s. 15). Давайте прислушаемся к голосу Понтифика нынешнего – Бенедикта XVI, который неоднократно подчеркивал, что входя в открытые двери наших сердец, Христос ничего не отнимает, Он только одаряет нас Своей благодатью (cp. WSP, s. 39). Со всей ответственностью прислушаемся к голосам тех, кому волею Провидения Божия был вверен штурвал церковного корабля в бушующем океане современности! Мы должны бодрствовать, чтобы в эти столь милые, светлые, теплые и радостные праздники просто-напросто не "проспать" приходящего Господа. Ибо тогда мы будем праздновать торжество Рождества Христова без реального пришествия Спасителя в наши души, без воссоединения с Богом, без духа усыновления. В связи с этим актуальны слова св. Георгия Назианзина: "Христос рождается, славим Его; Христос с неба приходит, выйдем Ему навстречу!".

* * *

Возлюбленные в родившемся Господе братья и сестры!

От всего сердца поздравляю вас с радостным и спасительным торжеством Рождества Христова!

Да станет оно для всех нас встречей с Богом, Который первым протягивает нам руку примирения и является незакатным Светом во тьме наступающего секуляризма, нравственного релятивизма, обезличенной "политкорректности", в контексте которых Бог "вынесен за скобки", ибо Ему просто не находится места...

Христос приходит к нам в Своих таинствах, прежде всего – в Евхаристии. Кардинал Йозеф Ратцингер в книге "На пути к Иисусу Христу" отметил, что в тайне Евхаристии лик Христа нам становится особенно близким; сама же Евхаристия становится видением Христа, которое испытали на себе ученики по дороге в Эммаус. В ней проявляется особая динамика, ведущая ко встрече приходящего Господа. А для того, чтобы увидеть лик Божий, прежде необходимо быть преображенным через того же Бога (ср. WDJCh, s. 28-29). Уже став Папой Бенедиктом XVI, выдающийся богослов Йозеф Ратцингер на XX Всемирном Дне Молодежи в Кёльне подчеркнул, что именно Евхаристия преображает человека (ср. OR WP, s. 26).

Пусть завершившийся Год, посвященный этому предивному таинству, найдет свое продолжение в глубокой вере в реальное присутствие Христа в Евхаристии; в участии в святой Мессе, особенно по воскресеньям и праздникам; в поклонении Пресвятым Дарам. Пусть это таинство духовно преобразит каждого из нас, дабы в нем мы действительно встретили Христа. Пусть оно будет для нас источником и вершиной жизни, миссии и надежды, а также вдохновит на путь христианского свидетельства, в котором так нуждается современный мир.

Христос приходит также и в читаемом и проповедуемом Слове Божием. Грядущий 2006 год в нашей пастырской программе как раз и посвящается Библии. Да вдохновят нас торжества Рождества Христова и библейские чтения, которые Церковь предлагает нам сегодня, ко все более активному и ответственному познанию Слова Божия, чтобы мы могли как можно сильнее приобщиться к Иисусу Христу, в Котором – вся полнота Откровения (ср. VD 4), ибо, как говорит св. Иероним: "Не знать писания – не знать Христа" (Комм. на Ис., PL 24, 17: Д II ВС, с.251).

Поздравляю христиан, празднующих вместе с нами это торжество. Поздравляю Русскую Православную Церковь, духовно готовящуюся к святкам. Различны календари и традиции, но истина Вифлеемской ночи одна и одинаково дорога всем нам. Да поможет она всем христианам едиными устами и единым сердцем прославлять спасительную тайну Боговоплощения, дабы мир созидал свое будущее в ее негаснущем свете и на единых нравственных принципах.

Радости, счастья, благодати родившегося Господа в рождественский период и в Новом 2006 году!

Препоручая всех вас предстательству Божией Матери, своим знаменитым "fiat" – согласием с волей Божией – давшей возможность совершиться тайне Боговоплощения, свои поздравления и пожелания, укрепляю от всего сердца исходящим пастырским благословением: во имя Отца, + и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Митрополит Тадеуш Кондрусевич

Москва, 8 декабря 2005 г.

Торжество Непорочного Зачатия

Пресвятой Девы Марии

P.S. Глубокоуважаемые священники пусть прочтут это Послание верующим на Рождество Христово, 25 декабря 2005 г.

Используемая литература и принятые сокращения:

1.

Документы II Ватиканского Собора. М.,Издательство "Паолине", 1998

(Д II ВС).

2. Jan Paweł II. Nauczanie papieskie, I. Poznań-Warszawa, 1987 (NP, I).

3. Józef Kardynał Ratzniger. W drodze do Jezusa Chtrystusa. Kraków, 2005 (WDJCh).

4. L’Osservatore Romano. Wydanie Polskie, № 10 (277) 2005 (OR WP). 5.

Benedykt XVI.Według serca Pana, Warszawa 2005 (WSP). 6.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Празднование Рождества 25 декабря

Празднование Рождества 7 января

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты