Марина Колдобская Игемон по вызову Источник: Новое время И Богу свечка, и черту кочерга
Русская пословица
Во время рекламной кампании "Мастера и Маргариты" загробные радиоголоса вещали, что над экранизацией романа тяготел рок, что в течение тридцати лет темные силы препятствовали ее появлению. Многие предпринимали попытки снять булгаковский роман, но как ни старались, фильм то ложился на полку, то уничтожался, то запрещался… И вот свершилось, радуйтесь. "Мастер…" на экране телевизора.
Легко заметить, что новый русский кинематограф ориентируется на американский: главное здесь масштаб, технология и касса. Еще недавно казалось: про патентованную местную "духовку" забыли начисто, переключившись на боевики, фэнтези и детективы. Но спохватились и сообразили, что есть же у нас классика, успешно соединяющая и то, и другое, и третье, – и не просто так, для развлечения, а в высших целях. И в списке такой классики булгаковский роман – из первых.
Попытки вспомнить, что Россия вообще-то страна христианская, предпринимаются нынче многими – усердно, но не очень успешно. Чего-то главного не хватает. Веры, что ли… Храмы построили, начальство со свечками стоит, уголовные дела против богохульников открываются, а национального единства все нет, и с моралью как-то неясно… В этом смысле приличную попытку поискать духовность не на официальных путях РПЦ надо только приветствовать.
Тем более если работа проделана добротная. А в новом сериале не просто на совесть сработано, тут бьет самая тяжелая артиллерия, которую только можно выкатить из наших арсеналов. Владимир Бортко собрал всероссийскую актерскую сборную (увы, в основном ветеранскую). Старательно выстроен антураж эпохи нэпа. Изготовлены нарядные "античные" декорации (смешные, конечно, но не смешнее, чем в Голливуде). В нужных местах нервы зрителя леденит музыка Корнелюка, убедительно похожая на всю популярную классику сразу (это похвала, прошу понять правильно).
А самое приятное, создатели фильма держатся близко к булгаковскому тексту, резонно решив не множить версий, не сочинять собственных трактовок и вообще по возможности не сочинять. Этим "Мастер…" приятно отличается от недавнего малоприличного телесериала "Есенин", который, кстати, преследовал почти такие же цели: "духовка", разоблачение большевиков, советская этнография и немного детектива. Если публика ждет иллюстрации любимого сюжета, лучше всего не портить ей настроение.
А Булгаков был особенно любим. Людям посторонним трудно представить, что значил "Мастер…" для интеллигенции времен глубокого застоя. Тогда в образованном народе пошла волна богоискательства. Охотников тащить с базара (из "Старой книги") Леонтьева с Бердяевым было немного, а у Булгакова получалось все так занимательно, красиво, попросту кинематографично: "в белом плаще с кровавым подбоем…"
А я, признаюсь, этот роман сызмальства не любила. Сатира булгаковская – "Собачье сердце", "Роковые яйца" – нравилась именно тем, что сатира и брызжущий со страниц яд был как раз достаточно едок.
Да и в "Мастере…" сатирически-бытописательский пласт куда как хорош. Худо становилось, когда доходило до вероискательства. Не нравились мне эти вызывания дьявола. Как ни старался Булгаков сделать Воланда обаятельным и привлекательным, покровительство адских сил казалось очень сомнительным выходом. Не нравилось и злорадное любование людьми во френчах, уводящих "куда следует" советских прохиндеев. Не верилось, что люди во френчах лучше прохиндеев, они казались бытовой параллелью адских сил, наводящих порядок и справедливость.
Словом, у Воланда росли усы, и от него пахло не только серой, но и "Герцеговиной Флор". Обрати на меня внимание, отец родной, защити гибнущий талант от пролеткультовской серости-бездарности, ну вспомни хотя бы, что сам в семинарии учился… печататься хочу… – такие, примерно, мотивы двигали автором, так мне казалось. Но если каждый для утешения своих обид будет дьявола вызывать… Получится как раз то, что получилось.
Понимаю, конечно, не на кого было больше Булгакову надеяться, не к кому взывать, другого "игемона" не имелось.
Хотя… Бог-то на что? Иешуа этот самый? С кроткими голубыми глазами Сергея Безрукова?
|