поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
06 февраля 2006  распечатать

Семен Чарный

Российские евреи в 2005 году

До недавнего времени российская еврейская жизнь напоминала двухпартийную систему англо-американского типа, когда основную роль играли две организации – Федерация еврейских общин России (ФЕОР) и Российский еврейский конгресс (РЕК).

Для ФЕОР, основу которой составляют приверженцы движения "Хабад", 2005 год без сомнения был благоприятным. По официальным данным в состав Федерации входит 184 общины в 176 городах (разница между количеством городов и общин достигается за счет Москвы, в которой существует по некоторым данным более 20 общин). Впрочем, общины испытывают значительный дефицит синагог и служителей культа. На 184 общины приходится 43 раввина (часть из них является т.н. окружными раввинами, обслуживающими общины без раввинов в пределах того или иного федерального округа) и 35 синагог.

Впрочем, сейчас Федерация занимается не столько восстановлением синагог, сколько строительством многофункциональных общинных центров (в настоящий момент насчитывается 11 подобных центров, наиболее известный из которых – Московский еврейский общинный центр в Марьиной Роще). Подобные центры позволяют привлечь в общины гораздо больше людей чем "простые" синагоги. В рамках ФЕОР действует 21 школа, 17 детских садов и 4 иешивы (высших религиозных учебных заведения, позволяющих готовить раввинов, канторов, шойхетов). Бюджет Федерации по некоторым подсчетам составил 35 миллионов долларов.

ФЕОР продолжает политику "недружественного поглощения". В феврале-апреле 2005 Федерация "проглотила" общину "Даркей Шалом" в московском Отрадном. Громкие заявления РЕК и КЕРООР (Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России) никакой пользы не принесли, а в дальнейшем были использованы российскими антисемитами для доказательства "зловредной сущности" евреев. Раввин общины Д. Карпов после безуспешных попыток отстоять собственную независимость, вошел в ФЕОР.

Федерация по-прежнему сохраняет благорасположение российских чиновников. Главный раввин России Берл Лазар сопровождал Владимира Путина во время его визита в Израиль. И именно он был назначен российским лидером одним из 42 членов Общественной палаты в качестве своеобразного "представителя еврейского народа" (вторым "официальным евреем" стал олигарх Михаил Фридман, но он был избран от некой общественной организации, не имевшей к еврейским структурам никакого отношения).

Именно к Берлу Лазару пришли на прием В. Жириновский, и Д. Рогозин, когда им понадобилось для улучшения собственного имиджа заявить об отсутствии антисемитизма в их программах. Надо заметить, что встреча Берла Лазара с двумя довольно-таки одиозными персонажами российской политической сцены вызвала ряд критических замечаний со стороны еврейских и израильских организаций. В интервью корреспонденту "Религии и СМИ" глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин подчеркнул, что подобные встречи служат целям ознакомления руководства ФЕОР с реальными взглядами политических деятелей и их возможной коррекции. "Однако подобные встречи вовсе не означают признания со стороны ФЕОР легитимности подобных взглядов", – отметил Горин.

Количество официальных церемоний, в которых участвуют представители ФЕОР, настолько выросло, что в 2005 наряду с Берлом Лазаром "городу и миру" была представлена вторая публичная фигура – председатель правления Федерации еврейских общин Александр Борода, заменяющий Лазара на некоторых мероприятиях.

Федерация почувствовала себя достаточно сильной для того, чтобы, пусть и в мягкой форме, дать отпор антисемитским высказываниям не только со стороны политических маргиналов (результатом одного из таких заявлений стало извинение Жириновского), но и со стороны некоторых исламских лидеров, обвинивших Берла Лазара в исламофобии. В начале декабря разгорелся скандал вокруг книги исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева о современном российском исламе. Глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заявил, что ФЕОР "не будет терпеть антиизраильские и антииудейские высказывания мусульманских деятелей России и будет требовать от руководства Межрелигиозного совета и от мусульманской общины осудить подобные действия". При этом в борьбу с антисемитизмом вовлекается и РПЦ. По крайней мере, на встрече Берла Лазара и главы ОВЦС МП митрополита Кирилла, состоявшейся 21 марта 2005, была достигнута подобная договоренность.

Во многом влияние ФЕОР основывается на убежденности Владимира Путина или его ближайшего окружения в значительных лоббистских способностях любавичских хасидов в США. В основном речь идет об отмене поправке Джексона-Вэника. Эта тема, в свое время принесшая Берлу Лазару известность, неожиданно стала актуальной в ноябре 2005 после того, как в США началась процедура отмены этой поправки в отношении Украины. Впрочем, еще до этого, на подписании соглашения между ФЕО СНГ и Американским еврейским конгрессом 1 марта 2005 речь шла о формировании в США специальных делегаций, призванных убедиться, что российские власти не преследуют евреев.

Одновременно ФЕОР занимается "отбеливанием" имиджа российского руководства на фоне обвинений в поощрении антисемитизма, сыплющихся со стороны экс-олигарха Леонида Невзлина, который в настоящее время проживает в Израиле. Помимо фраз об отсутствии антисемитизма, представители Федерации, позиционирующей себя как "патриотическую" организацию, заявляют, что российские власти создают благоприятные условия для возвращения в страну ранее эмигрировавших евреев. А после терактов в Лондоне в июле 2005 г. Берл Лазар в своем заявлении не преминул напомнить англичанам, что они мол дали убежище одному из главарей террористов, заливших кровью Чечню, имея в виду Ахмеда Закаева.

С другой стороны, именно ФЕОР 23 июня 2005 обратилась в Социнтерн с письмом протеста против приема в эту организацию партии "Родина" как антисемитской.

Возможно, просьбами Кремля было вызвано и проникновение ФЕОР в еще одну область деятельности. В декабре было объявлено об организации силами ФЕОР и ВКРЕ (Всемирный конгресс русскоязычных евреев) пяти "горячих линий" юридических консультаций по борьбе с антисемитизмом, также именуемых правозащитными Бюро. В случае если проект получит дальнейшее развитие, по мнению экспертов, можно будет говорить о возникновении еще одного элемента общинной структуры, а также о создании прокремлевской альтернативы действующим правозащитным структурам.

В отличие от ФЕОР, Российский еврейский конгресс, много лет бывший сначала "главной", а потом одной из двух соперничающих "башен" в еврейской элите России, в основном катился по наклонной вниз. Избранный в ноябре 2004 г. президентом РЕК бизнесмен Владимир Слуцкер достаточно быстро перессорился с главными спонсорами из-за своего авторитарного стиля управления. Надо сказать, что подобные истории случались в РЕК и раньше, но тогда его глава Владимир Гусинский просто выкладывал недостающие средства из собственного кармана. В отличие от него, Слуцкер по каким-то причинам платить не пожелал, что ввергло ряд программ РЕК (в том числе, и такие имиджево важные, как поддержка высшего образования) в состояние комы. К примеру, в начале сентября 2005 г. из-за отсутствия средств едва не закрылась Высшая гуманитарная школа им. Дубнова (бывший Еврейский университет в Москве). И только в самый последний момент ситуацию буквально спас известный предприниматель Давид Якобашвили.

Кроме того, в отличие от предыдущих лидеров РЕК, у Слуцкера не было в команде людей, разбиравшихся в еврейской проблематике. Показателем того, как низко опустилась планка возможностей РЕК, стал отзыв Слуцкером из петербургского суда своего иска к ультраправославному фундаменталисту М. Назарову, публично называвшему президента РЕК "колдуном" и "сатанистом". Пропаганда же Слуцкером "упрощенной каббалы" Михаэля Лайтмана, ставшей ныне очередной модой в богемно-финансовой среде, вызвала серьезное недовольство со стороны ортодоксальных раввинов и части интеллигенции, полагавших, что таким образом президент РЕК просто-напросто дискредитирует РЕК.

Неумение или нежелание Слуцкера договориться с Московской еврейской религиозной общиной по поводу выплат за задние, занимаемое РЕК, но принадлежащее МЕРО, привели к тому, что 15 сентября на свет появилось решение Иерусалимского суда по гражданским законам и законам о наследстве. Президента РЕК вызвали на "суд Торы", в котором судебный процесс осуществляется в строгом соответствии с буквой еврейского закона. Истцом выступала Московская еврейская религиозная община. Дальнейшее развитие этого скандала грозило РЕК полной дискредитацией.

6 октября Слуцкеру было прямо предложено уйти в отставку. Он попытался сохранить свой пост, сославшись на то, что по уставу РЕК Бюро Президиума не имеет права снимать его с занимаемой должности. Вероятно, он надеялся на какие-то сохранившиеся связи и одновременно пытался добиться раскола в Президиуме РЕК, инициируя "антиолигархическую кампанию". Результатом стало то, что 10 ноября Слуцкер ушел в отставку, полностью испортив отношения с большинством бизнесменов-членов РЕК.

Наиболее достойным кандидатом на его место, по мнению членов Бюро Президиума РЕК, оказался бизнесмен и филантроп Вячеслав Кантор, получивший широкую известность в качестве организатора торжеств, посвященных 60-летию освобождения Освенцима в январе 2005 г.

Перед новым президентом РЕК стоит ряд проблем. Во-первых, достаточно острым остается вопрос о статусе его организации. В настоящее время РЕК официально является благотворительным фондом. Вероятно, когда-то такой статус был оправдан, поскольку позволял минимизировать налоги на благотворительную деятельность, которую осуществляет Конгресс. Но в настоящий момент этот статус является фактически камнем на шее РЕК, хоронящим его политические амбиции. Ведь благотворительный фонд вряд ли может претендовать на сколько-нибудь заметное политическое влияние. Понятно, что приоритеты и формы деятельности РЕК, заложенные его отцом-основателем Владимиром Гусинским в 1996 г., в совершенно иных условиях, несколько устарели и нуждаются в корректировке. Существует также вероятность, что Кантор, очень сильно интересующийся темой Холокоста, превратит РЕК в улучшенную версию НПЦ "Холокост".

Вторая (а может быть и первая) проблема – команда менеджеров. Конечно, назначенный исполнительным вице-президентом РЕК троюродный брат Кантора С. Букинголтс довольно заметная фигура в латвийской еврейской общине, но вряд ли он успел обрасти связями в России, с ее хитросплетениями еврейской жизни. Третья проблема – это, конечно, недостаточное финансирование. На фоне 35 миллионов долларов, которые выделяет на свою деятельность ФЕОР, бюджет РЕК, явно не превышающий 10 миллионов, смотрится достаточно блекло.

На фоне РЕК неожиданно выдвинулся вперед Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), долгое время исполнявший в тандеме РЕК-КЕРООР роль младшего партнера. В мае 2005 г. в московской хоральной синагоге на съезде КЕРООР, в котором приняли участие 75 представителей еврейских общин России, новым президентом Конгресса был избран известный бизнесмен и филантроп Аркадий Гайдамак. Прежний президент – фармацевтический магнат Борис Шпигель – перешел в ФЕОР.

Естественно, что после прихода Гайдамака, разговоры о возможном "недружественном поглощении" КЕРООР стихли. Наоборот, учитывая, что КЕРООР – одна из наименее скандальных еврейских организаций федерального уровня, она могла бы стать площадкой для объединения общин, уставших от скандалов. Кроме того, новый президент КЕРООР предпринял ряд шагов, долженствующих расширить сферу влияния его организации. Одним из наиболее серьезных его шагов стало подписание соглашение с организацией "Идуд хасадим", объединяющей сеть благотворительных организаций (хэседов), клиентами которых являются свыше 100 000 человек. Учитывая то, что членами еврейских общин являются в основном пожилые люди, сотрудничество с хэседами может обеспечить президенту КЕРООР ту массовку, или, если угодно, "электорат", который позволит КЕРООР поддерживать прежние и создавать новые общины. Дело в том, что, по данным ФЕОР, молодежь составляет в среднем 30 % членов общин (в Москве эта цифра снижается до 20 %), а у Объединения религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР), часто позиционирующей себя как "молодежная" религия, уровень посещаемости общин молодежью не превышает 40 %.

Несмотря на демонстративную аполитичность – даже в своей инаугурационной речи Гайдамак высказался против использования еврейского движения для решения политических, экономических и других задач в интересах конкретной личности или отдельной организации – подобная активность вызвала тревогу у ряда представителей российского еврейского истэблишмента.

Своеобразным выражением этой тревоги стала статья, опубликованная в ноябре 2005 г. за подписью скандально известного журналиста-депутата А. Хинштейна в газете "Аргументы и факты". Президент КЕРООР был представлен в этой статье как настоящее чудовище, которое пачкает своими грязными лапами чистое дело еврейского возрождения в России. Впрочем, репутация Хинштейна всем хорошо известна и всерьез эту статью не восприняли. Но беспокойство Гайдамаку, против которого были возбуждены уголовные дела во Франции и Израиле, она видимо доставила.

В настоящий момент в КЕРООР входит, по разным оценкам, от 40 до 80 общин. Формально в России насчитывается всего 198 общин ортодоксального иудаизма и, если судить по этой статистике, в КЕРООР может входить не более 14 общин. Но часть общин ФЕОР не зарегистрирована, а часть параллельно продолжает числиться в КЕРООР.

Адольф Шаевич, сохранивший титул Главного раввина (от выдвижения новых претендентов на титул Главного раввина руководителя КЕРООР, возможно, удержал негативный опыт Украины, где в настоящий момент имеется уже три претендента на этот титул, что существенным образом девальвирует это звание) за последний год предпринял несколько попыток заполнить "ничьи" регионы своими ставленниками. Одним из регионов, где столкнулись интересы ФЕОР и КЕРООР, стала Рязанская область, где, несмотря на протесты сторонников ФЕОР, 10 августа был утвержден раввином сторонник КЕРООР А. Тригер (формально раввином Рязани, как и ряда других городов Центрального федерального округа, не имеющих своего раввина, был куратор образовательных программ ФЕОР Зеев Вагнер).

Еще одним новым сильным игроком в еврейской общине могут стать представители прогрессивного иудаизма. В настоящее время по официальным данным, в Росси насчитывается 69 общин прогрессивного иудаизма, входящих в ОРОСИР.

До недавнего времени представители этого направления иудаизма, иначе называемые реформистами, были оттеснены даже не на второй, а на третий план. Помимо отсутствия средств, к проблемам приверженцев прогрессивного иудаизма следует добавить уступку ряд общин сторонникам Хабада из-за отсутствия активистов, готовых ехать в российскую глубинку со всеми ее неудобствами и тратить свое время и силы на то, чтобы возродить там еврейские общины. У любавичских хасидов, обучение которых в иешивах строилось на безусловном подчинении приказу Ребе, такие люди в наличии имелись. Кроме того, против ОРОСИР сыграл и установившийся у российских евреев (в том числе у бизнесменов) стереотип "правильного" раввина, как бородатого ортодокса в черном костюме.

Ортодоксальные раввины из КЕРООР конечно упоминали своих "реформистских" коллег, но делали это скороговоркой и достаточно невнятно. Представители же ФЕОР старались демонстративно "не замечать" конкурентов. Впрочем, это "незамечание" не мешало Берлу Лазару и председателю ОРОСИР раввину Зиновию Когану, являющемуся также председателем исполкома КЕРООР, сотрудничать в рамках Межрелигиозного совета России. Как разъяснил Коган, "у евреев в рамках МСР есть лишь один голос. Причем он засчитывается только в том случае, если мы приходим к консенсусу. Если нет, то его не существует. Поэтому в основном мы стараемся приходить к соглашению".

Но в 2005 ситуация начала меняться. Причиной этого стал конфликт между Берлом Лазаром и хабаровским предпринимателем Наврузом Мамедовым. Сам предприниматель заявлял, что предоставил ФЕОР средства на строительство новой синагоги в Хабаровске (в размере полутора миллионов долларов) на условиях возврата, однако ничего не получил. Комментируя эти обвинения, Борух Горин заметил, что ни о каком кредите речь не шла, и Мамедов изначально жертвовал деньги безвозмездно, однако после окончания постройки синагоги потребовал зарегистрировать здание на свою фирму. "ФЕОР же требовала, чтобы здание было записано на еврейскую общину Хабаровска, ведь синагога не может принадлежать никому, кроме общины", – заявил глава Департамента общественных связей ФЕОР. По его мнению, причиной конфликта стала неразвитость в России традиций религиозного меценатства: "Ведь нигде в мире не может быть такой ситуации, чтобы кто-то из спонсоров требовал бы передать синагогу ему, это же не обычное домовладение".

Как бы то ни было, в ответ Мамедов перешел в прогрессивный иудаизм и стал председателем Попечительского Совета ОРОСИР, в результате чего у прогрессивного иудаизма впервые за много лет появился серьезный спонсор. А то, что он ничего не забыл, Мамедов продемонстрировал в конце декабря 2005 г., когда было распространено открытое письмо членов хабаровской общины прогрессивного иудаизма Владимиру Путину, обвиняющее Берла Лазара в неприятии евреев из смешанных семей и финансовых махинациях, и требующее его отзыва из Общественной палаты. Вполне вероятно, что письмо – это только начало кампании по дискредитации ФЕОР и в 2006 на свет появятся новые обвинения.

Летом в Москве впервые прошел конвент Всемирного союза прогрессивного иудаизма. Однако, несмотря на всю важность этого события, его информационная "раскрутка" в российских СМИ оказалась скомканной. Это произошло из-за того, что российские представители прогрессивного иудаизма – Зиновий Коган и раввин Григорий Котляр – предварительно не объяснили своим коллегам, что в России куда менее либеральное отношение к сексуальным меньшинствам, чем в США и то, что в США воспринимается как обыденность, будет встречено в России как большой скандал. Так, собственно, и получилось. На прошедшей 30 июня пресс-конференции, центральным оказался вопрос об отношении ВСПИ к гей-параду в Иерусалиме. Несмотря на попытки Когана и Котляра ограничится достаточно умеренными формулировками, зарубежные гости (прежде всего – исполнительный директор ВСПИ Ури Регев) полностью поддержали участников гей-парада и обрушились на иерусалимскую мэрию, пытавшуюся противодействовать проведению данного мероприятия. Естественно, что единственной стороной конвента, освещенной СМИ, была поддержка "прогрессивными иудеями" гомосексуалистов.

Естественно, подобное событие не прибавило прогрессивному иудаизму сторонников в России. Впрочем, для ОРОСИР, как и для ФЕОР и КЕРООР все еще впереди. По самым скромным подсчетам, не менее 90 % российских евреев пока что не входят ни в какие еврейские организации.

Заметное место в российской еврейской общине занимает и Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК), чьи интересы в России  представляют старейшая из еврейских "крышевых" структур – Ваад России и Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА), по закону об НКА являющаяся единственным легальным представителем светской российской еврейской общины. Что касается РЕК, который также был одним из учредителей ЕАЕК, то после смены руководства Конгресса, говорить о его месте в ЕАЕК можно будет только спустя некоторое время, когда окончательно прояснится позиция Кантора.

Основным направлением деятельности ЕАЕК, остается организация межрелигиозного диалога между иудаизмом и исламом и проведение многочисленных встреч с участием представителей традиционных конфессий, способствующих улучшению отношений между ними. Учитывая нынешнюю напряженную ситуацию и значительный уровень ксенофобии и антисемитизма, в том числе и среди приверженцев ислама, этот вопрос является весьма актуальным и для России.

Еще одна тема, имеющая для нашей страны большое значение – вопрос о возврате собственности религиозных организаций, отобранной советской властью. В настоящий момент этот вопрос решается путем достижения договоренности между еврейской общиной того или иного города и местными властями. В результате возможность возврата имущества (прежде всего зданий синагог) зависела от ряда случайностей. В этом смысле, российским евреям был бы интересен украинский опыт ЕАЕК, добивающегося реституции "сверху" и значительно продвинувшегося в этом вопросе, избежав при этом традиционного для антисемитов обвинения евреев в "жадности".

В настоящий момент в состав Конгресса входят также еврейские общины Восточной Европы (Болгария, Польша, Македония) и Азиатско-Тихоокеанского региона. Поскольку, в отличие от общин постсоветского пространства, евреев Восточной Европы, также как австралийских и новозеландских сложно упрекнуть в отсутствии подходящих местных спонсоров, то речь идет не о насильственном аншлюсе, а о добровольном присоединении.

Несмотря на разбросанность своих органов управления по трем столицам – Астане, Москве и Киеву – ЕАЕК сохраняет интерес к ситуации в российской еврейской общине. Об этом свидетельствовал, в частности, роскошный прием, организованный Конгрессом в Москве и приуроченный к окончанию осенних праздников, на котором присутствовали представители практически всех "партий", на которые разделен сегодняшний еврейский истэблишмент России.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Семен Чарный

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

04.06.2020

РПЦ: в Москве увеличилось число запросов на помощь в службу "Милосердие"

Более 40 участков в новой Москве отведены под строительство храмов

Новый вариант антиэкстремистской стратегии открывает дополнительные возможности для религиозных вузов – религиовед

Храмы Северной столицы открываются для прихожан с 5 июня

В Винницкой области рейдеры из "ПЦУ" повесили замки на храм, в котором молились прихожане

03.06.2020

Состоялся cобор Эстонской Православной Церкви Московского патриархата

На Украине с 5 июня разрешат посещение храмов

В церковной больнице Москвы начали проводить тестирование на антитела к COVID-19

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

10.05.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Димитрий Сазонов
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией

09.05.2020

Журнал "Международная жизнь":
Протест католических епископов и ученых

05.05.2020

ПЕRЕВОДИКА:
Ален де Бенуа
Коронакризис – это не конец света, это конец целого мира

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты