поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
27 февраля 2006  распечатать

Анализ религиозной ситуации в России за 20-26 февраля

Источник: АНН

Кульминацией недели стали торжества в честь дня рождения и тезоименитства Патриарха Алексия II. Эти события, однако, не отменили насущных проблем общества и Церкви, связанных со свободой совести и религиозным образованием.

Религию – под контроль или на свободу?

Проект поправок к закону "О свободе совести и религиозных объединениях", которые дают право Федеральной регистрационной службе (ФРС) проводить религиоведческую экспертизу, готовится в правительстве России.

По итогам экспертизы, пишет в среду "Коммерсант", действующие религиозные объединения могут быть закрыты по обвинению в "нездоровой коммерции или пропаганде экстремизма". Противники проекта опасаются, что документ станет "инструментом репрессий государства против неугодных религиозных организаций".

В проекте поправок к закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" предполагается существенно расширить права экспертного религиоведческого совета ФРС, контролирующего деятельность религиозных организаций. Сегодня проверкам со стороны ФРС (их проводят ученые-религиоведы) подвергаются лишь готовящиеся к госрегистрации религиозные объединения (по закону получить статус религиозной организации может религиозная группа, существующая на территории РФ не менее 15 лет). Разработчики поправок предлагают проверять деятельность и уже зарегистрированных религиозных организаций. Если эксперты сочтут, что та или иная религиозная организация предпринимает "противоправные или экстремистские" действия, ФРС может обратиться в суд с иском о запрете ее деятельности.

В комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ, уже рекомендовавшей поправки для внесения в Госдуму, пояснили, что расширение полномочий экспертного совета не стоит воспринимать как попытку сформировать карательный орган против религиозных организаций.

По мнению Себенцова, "любого надзора и контроля нужно бояться тем религиозным организациям, которые утратили религиозное содержание, у кого под вывеской религиозной организации процветает нездоровая коммерция или пропаганда экстремизма".

Несмотря на то, что поправки к законопроекту, вероятно, никак не отразятся на традиционных конфессиях России, некоторые их представители подошли сдержанно к инициативе правительства. Так, сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов считает, что поправки дублируют действующее российское законодательство и внесут лишь дезорганизацию в деятельность религиозных организаций и контроль над ними. Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган также опасающийся возможных притеснений со стороны чиновников, тем не менее подчеркнул, что "трехтысячелетняя история иудаизма выдержит любую проверку".

Тем не менее, сектанты и некоторые правозащитники проявляют настороженное отношение к поправкам к законопроекту.

"Я не исключаю того, что под видом борьбы с экстремизмом государство займется репрессиями против неугодных религиозных организаций, – заявил исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев. – От этого выиграет только РПЦ, которая срослась с властью".

Интересно, что зачастую позиция отдельных правозащитников в России совпадает с мнением Государственного департамента США. Напомним, что в ноябрьском докладе Госдепа Россия вошла в группу стран, власти которых проводят предвзятую политику по отношению к представителям неосновных религий.

"Многие государственные чиновники отождествляют православие с принадлежностью к русскому народу. Это выражается в особых отношениях православной церкви и государства", – отмечается в докладе Госдепа США. Одним из конкретных проявлений этого особого положения авторы считают то, что православная церковь поддерживает тесные связи со многими российскими министерствами и ведомствами, включая Минздрав, Минобразования, Минобороны, МВД, МЧС, Федеральную налоговую и Федеральную пограничную службы.

После публикации этого доклада заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что авторы представленного Кондолизой Райс доклада о соблюдении свободы совести в мире судят о положении дел в России с позиций "американской модели" церковно-государственных отношений, не характерной для Европы.

"В подавляющем большинстве европейских стран государство и общество в целом отдают предпочтение отдельным религиозным общинам, что выражается в праве и практике", – заявил священник. По этой логике, полагает отец Всеволод, авторов доклада "должны бы в большей степени беспокоить такие страны, как Великобритания, где есть государственная Церковь".

Предпочтения, которые общество и государство отдают определенным религиозным общинам, не означают дискриминацию религиозных меньшинств и не делают их неравными перед законом, убежден представитель Русской Церкви.

Следует отметить факт принципиального расхождения в оценке ситуации между Львом Пономаревым и президентом России Владимиром Путиным, который, поздравляя патриарха Московского и всея Руси Алексия II с днем рождения и с тезоименитством, заявил, что "государство высоко ценит весомый вклад Русской православной церкви в укрепление межрелигиозного мира и гражданского согласия, взаимопонимания между людьми".

Кстати, сам Алексий II отверг упреки тех, кто считает, будто Русская православная церковь постепенно сращивается с государством.

"Сближение и сотрудничество не значит сращивание. Я убежденный сторонник отделения Церкви от государства, о чем говорил неоднократно", – заявил патриарх в интервью ежегоднику "Предстоятель". По его оценке, сегодня отношения Церкви и государства можно назвать "уважительными и равными", причем "между сторонами существует согласие по основным принципам их взаимоотношений". К этим принципам относятся, с одной стороны, невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви, с другой – невмешательство Церкви в политические процессы в стране, пояснил патриарх.

Наряду с этим, считает он, "по многим направлениям отношения Церкви и государства можно назвать партнерскими": регулярно на разном уровне и по разным вопросам проводятся консультации церковных и государственных представителей, Церковь содействует различным инициативам государства и находит, в свою очередь, поддержку своих проектов в социальной сфере".

Какие же организации могут попасть под контроль и возможный запрет? Вероятно, к ним относятся так называемые новые религиозные движения или просто секты.

В рамках девятых Новосибирских Рождественских образовательных чтений настоятель собора во имя святого Александра Невского протоиерей Александр Новопашин заявил, что тоталитарные секты несут в себе опасность на четырех уровнях: на уровне личности, так как жестоко эксплуатируют человека; на уровне семьи, потому что каждая секта стремиться подменить семью собой; на уровне общества, так как они ничего не производят и существуют за счет общества, вытягивая из него людские, финансовые и прочие ресурсы; на уровне государства, потому что практически каждая секта живет по собственным законам, зачастую противоречащим государственным".

На заседании Европейского Парламента 12 февраля 1996 года было отмечено, что в сектах практикуется жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность и пр.

По мнению сотрудников правоохранительных органов, искоренить тоталитарную и ставшую криминальной секту после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно. Поэтому радикальные меры пресечения преступной деятельности тоталитарных деструктивных псевдорелигиозных организаций возможны лишь при создании условий, стимулирующих и развивающих традиционные устойчивые вероисповедания.

Священник Александр Новопашин заявил, что необходимо как можно скорее разработать законопроект о тоталитарных сектах и психологическом экстремизме, а также новую концепцию закона о свободе совести и религиозных объединениях, потому что тот закон, который у нас есть сейчас, "можно смело назвать мертворожденным дитя".

Три праздника Алексия II

У православных верующих, а у священников тем более, принято отмечать не день рождения, а именины, то есть день небесного покровителя, того святого, в честь которого человеку было дано имя при крещении.

День рождения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – 23 февраля, а день его тезоименитства – 25 февраля, в день памяти его небесного покровителя – святителя Московского Алексия, всея России чудотворца. В этом году так сложился церковный календарь, что чествовали Патриарха Алексия 24 февраля.

Дело в том, что на 25-е выпала Вселенская родительская (мясопустная) суббота – переходящий церковный памятный день, когда совершаются богослужения "о всех от века усопших православных христианах". И ввиду совпадения различных празднований, по благословению Святейшего Патриарха празднование Иверской иконы Божией Матери, памяти святителя Московского Алексия и соответственно – тезоименитства Алексия II перенесли на 24 февраля.

Традиционно именины Патриарха считаются общецерковным праздником: во всех храмах проводятся особые богослужения, а для синодальных учреждений этот день объявлен выходным.

В день праздника Святейший Патриарх в сослужении постоянных членов Священного Синода, собора иерархов Русской Православной Церкви, представителей Поместных Православных Церквей совершил Божественную литургию и молебен святителю Алексию в Храме Христа Спасителя.

В своем Первосвятительском слове Предстоятель РПЦ поблагодарил всех участников Богослужения за поздравления, отметив, что молитвы священства и мирян помогают ему нести нелегкий Крест Патриаршего служения.

"Общими усилиями, – подчеркнул Его Святейшество, – нам удается возрождать духовную жизнь в ближнем и дальнем зарубежье".

Святейший Патриарх остановился на необходимости совершать служение во всей полноте, заниматься религиозным образованием, исполнять социальное призвание Церкви.

Некоторые проблемы религиозного образования

На прошедшем на этой неделе в Самарской православной духовной семинарии совете ректоров Самарской области было решено расширить в вузах преподавание предметов цикла "Православная культура". По мнению участников совета ректоров высших учебных заведений области, такая практика должна стать привычной для всей высшей школы. Воспитание молодежи должно быть духовно-нравственным. По словам архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, образование и наука всегда развивались в тесной связи с РПЦ и богословской мыслью.

На совете было отмечено, что юноши и девушки в силу своих возрастных особенностей, более других оказались подверженными пропаганде экзотических культов и объединений. Серьезной для них является и проблема компьютерных игр – это своего рода психотропное средство воздействия на подсознание человека.

Исследования, проводимые в Самаре, Москве и Перми показали, что современная молодежь увлекается различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе мистикой, различными сектантскими взглядами. Так, 55% опрошенных верят в приметы, 52% – в НЛО, 35,3% – в переселение душ.

Светские и церковные педагоги единодушны в том, что путь разрешения сложившихся проблем – это возрождение и сохранение духовности в молодом поколении. В настоящий момент на территории многих вузов построены домовые церкви. Студенчество проявляет интерес у православной культуре, истории, традициям.

На совете ректоров было решено способствовать введению в программу самарских вузов курсов "Православная культура", "История Церкви", "Православная педагогика", "Введение в теологию". По словам председателя совета ректоров Геннадия Котельникова, православная программа в светских вузах ни в коем случае не подразумевает того, что все студенты должны стать верующими людьми. Преподавание предметов цикла "Православная культура" предполагает знакомство студентов с историей и традициями мировых религий (католичество, протестантизм, буддизм, ислам, иудаизм).

В контексте увлечений молодежи можно поставить в пример исследование, проведенное в США социологическим Центром Барна, о котором пишет газета "The Christian Post". Более 20% американцев назвали себя святыми в ходе исследования. При этом около половины ответивших знают, по крайней мере, одного "святого" из своего окружения.

"В результате исследования у нас получился портрет американца, который, хотя и ходит в церковь, и читает Библию, однако не видит необходимости стремиться к тому, чтобы самому становиться святым", – сказал представитель Центра.

Социологи из университета Северной Каролины, сообщает сайт "Crosswalk", пришли к выводу, что религиозные убеждения большинства американской молодежи, посещающей христианские церкви, далеки от христианства и являются языческими по своей сути. Согласно опросу, более половины молодых американских католиков и протестантов верят в реинкарнацию, примерно треть – в астрологические прогнозы.

В то же время, результаты исследования центра Барна показывают, что 63% христианской молодежи в США не верит в то, что Христос был Сыном Божиим. 58% молодых людей полагают, что все мировые религии учат одинаковым ценностям.

"Молодые американцы сегодня воспринимают религию не как способ приблизиться к Богу, а как терапевтическое средство, скорее, служащее их личному развитию. Такое видение христианства привело к тому, что покаяние и вера в Христа заменены у молодых людей на чувство самодостаточности и ощущение своей безгрешности", – полагает представитель центра Барна.

По мнению исследователей, большинство подростков транслирует религиозные установки, принятые в семье. При этом, как отмечают социологи, для взрослых американцев сегодня все более характерны неуверенные интонации, отсутствие твердой позиции при разговоре о собственной вере, что отражается и на убеждениях их детей.

Что касается предмета "Основы православной культуры", то специальная общественная комиссия Самарской области в начале февраля решила не торопиться с его введением в областных школах, так как против предмета выступили мусульманская и иудейская общины.

Представители татарской диаспоры выступили с обращением к депутатам Самарской Думы о нецелесообразности введения нового предмета. Они считают, что даже в факультативной форме преподавание основ каких-либо религий недопустимо, так как это, по их мнению, может привести к третированию неправославных детей, которые находятся в меньшинстве.

Участники специально созданной общественной комиссии опасаются, что введение предмета "Основы православной культуры", в самом названии которого упоминается главенствующая религия, приведет к межнациональным конфликтам. По мнению депутата самарской губернской Думы Светланы Кузьминой, "мы стоим сейчас на пороге третьей Мировой войны", поэтому с национальным вопросом надо быть осторожным.

Что касается Татарстана, то, как заявил АНН клирик казанского храма Серафима Саровского протоирей Роман Модин, в этой республике существует негласное распоряжение: мусульманских и православных священников в школы не пускать.

"Казанская епархия совместно с представителями ислама давно предлагает властям 3 формы факультативов в школах по направлениям: христианство, ислам, атеизм. И на это есть конституционное право. Школьники могут делать выбор, – отметил Роман Модин. – Но предложения священников отвергаются. Все препоны – мифологические. И проблема эта существует не на уровне школ, а на уровне министерства образования Татарстана".

Следует отметить, что в четверг в Казани завершился международный семинар "Диалог, толерантность и образование: совместные действия Совета Европы и религиозных сообществ", участники которого признали необходимость преподавания в государственных школах основ мировых религий. Об этом говорится в принятой резолюции семинара.

"Мы хотим, чтобы молодые граждане Европы получали хорошее образование, и, безусловно, одним из важных составляющих этого образования должна быть информация об основных религиозных течениях", – сказал журналистам по окончании семинара комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес.

При этом, подчеркнул он, обучение должно "проходить без прозелитизма, религия должна преподноситься как элемент культуры, элемент цивилизации". По словам А.Хиль-Роблеса, в некоторых странах существуют разрозненные элементы преподавания основ религий, но единой дисциплины пока нет.

Как итоги этого семинара будут истолкованы общественным мнением, остается только догадываться. Но существует большая вероятность того, что фраза "основы мировых религий", равно как и общий контекст резолюции, будет использована Министерством образования России (и его главой – Андреем Фурсенко) в качестве еще одного убедительного довода в пользу пособия "Истории мировых религий".

Подчеркнем, что на открытии ежегодных Рождественских образовательных чтений в Москве в 2006 году Андрей Фурсенко был освистан и обвинен в космополитизме за лоббирование этого учебника.

"Сам изучай историю религий! – закричали с мест представители православной общественности. – Ты где живешь, в России или в мире? Космополит безродный!"

Выступая на XIII рождественских чтениях, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Кирилл назвал инициативу министра образования РФ Андрея Фурсенко о преподавании в школах абстрактного религиоведения "пустым выстрелом", который никак не повлияет на воспитание личности.

"Сомнительный религиоведческий курс, преподаваемый людьми, далекими от того, что они преподают, не способен изменить ситуацию в наших школах и повлиять на молодежь", – сказал митрополит.

"Одной истории религий явно недостаточно. Желающие изучать религию школьники, а таких наберется немало, должны иметь возможность узнать о сути религиозного мировоззрения, о религиозной морали, в частности о ее взгляде на устройство общества, экономику, гражданский долг, а также на такие проблемы, как алкоголизм, наркомания и терроризм, – говорит ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.

По его мнению, детям полезно будет узнать о современной жизни религиозных общин, о том, как устроены храм, мечеть или синагога, чем отличается архиерей от далай-ламы.

В любом случае, считает он, общий курс не должен отменять возможность углубленного изучения в школе той или иной отдельной религии, тем более что такая практика широко распространилась по России, и соответствует мировому опыту.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Андрей Себенцов

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты