поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
01 марта 2006  распечатать

Александр Щипков

О калмыках-католиках

  • Глава из книги Александра Щипкова "Соборный двор"
  • 1998, май
    Публикуется впервые

    Сегодня я расскажу вам о том, какие невероятные религиозные коллизии порой случаются в некоторых регионах нашей, несмотря ни на какие урезания, необъятной родине. Речь пойдёт о Калмыкии.

    Формально калмыки считаются буддистами, но многие из них крестят детей, соблюдают православные праздники, держат в домах иконы. Буддизм в Калмыкии претерпевает реформацию, но сейчас поговорим об иных вероисповеданиях, появившихся в последние годы в Калмыкии.

    Своеобразное религиозное состояние Калмыкии во многом определяет её президент – Кирсан Илюмжинов, который, будучи человеком творческим и ищущим, является, на мой взгляд, носителем своеобразной религиозной идеологии, которая отчасти выражена в его книге "Калмыкия – земля духа: национальная идея".

    Илюмжинов утверждает существование некоторого "единого потока духа", который объединяет эпическую мудрость, язычество и буддизм. Но Илюмжинов не ограничивается этномудростью одного калмыцкого народа. Большое почтение он проявляет к РПЦ, регулярно, до самой смерти болгарской прорицательницы Ванги ездил к ней за советом, имел аудиенции у Иоанна Павла II в Ватикане.

    Улицы Элисты и даже гостиничные номера обклеены портретами Илюмжинова то в обществе Далай-ламы, то в обществе патриарха Алексия.

    В начале своего правления Илюмжинов выступил с проектом строительства храма Всех религий, но потом забросил эту идею, убедившись в её неосуществимости.

    Идея объединения религий Востока и Запада, некой "планетарной веры" оказалась созвучной мунизму. Муниты в течение нескольких лет поддерживались калмыцкими властями и даже получили допуск в школы и вузы. Потом и это надоело Кирсану. Мунитов выгнали из Калмыкии.

    А в 1995 году в республике была организована самостоятельная православная епархия, которую возглавил епископ Зосима.

    Епископ Зосима человек энергичный и умелый политик. Одно время он был депутатом калмыцкого парламента и поддерживал Илюмжинова на выборах калмыцкого президента.

    Элистинская епархия – одна из самых крохотных в РПЦ. Наибольшая сложность заключалась в упорядочении отношений с буддистами. По приглашению буддистов епископ Зосима побывал на Тибете и всячески подчёркивал уважение к национальной религии калмыков и главе калмыцкого народа, который на свои личные и на бюджетные средства строит в республике не только хурулы (дацаны), но и православные церкви.

    В калмыцкой среде можно встретить не только буддистов и православных, но и баптистов, и пятидесятников, и адвентистов, и даже – католиков. В моей записной книжке, хранящей жар калмыцких степей, сохранился рассказ о том, как неожиданно волею одного-единственного калмыка Римо-Католическая церковь оказалась на просторах Прикаспийской низменности.

    Жил-был в Элисте в начале 90-х годов калмыцкий интеллигент Алексей Кекшаев. Он занимался изучением различных верований и пришёл к выводу, что истинная вера – католичество. Поскольку в Калмыкии в ту пору живой католик был такой же редкостью, как эвенкийский шаман, Алексей отправился на Украину, в город Львов и разыскал там костёл латинского обряда. Со словами "Я католик!" он бросился к проходящему священнику и потребовал незамедлительно крестить его.

    Глядя на худощавого темпераментного человека с миндалевидным разрезом глаз, ксендз сделал вывод, что перед ним скорее всего – не поляк. Испытание в вере было непродолжительным. После нескольких вопросов выяснилось, что приезжий элистинец не знает о католичестве ровным счётом ни-че-го. Старенький патер вздохнул, снабдил его литературой и, произнеся "ad majorem Dei gloriam" ("для вящей славы Божией"), отправил в Калмыкию набираться знаний.

    Вы полагаете, что этим всё и кончилось? Ошибаетесь, друзья, ошибаетесь. Если калмык решил стать католиком, он им обязательно станет. Такой уж это народ. Упрямый.

    Кекшаев оказался человеком крепким и через год снова приехал во Львов и снова отвечал на вопросы старенького патера...

    Получив святое крещение, Кекшаев возвратился в Элисту и развернул бурную кампанию по рекламе католичества. Денно и нощно он выступал с лекциями в университете, в домах культуры, писал статьи в местной прессе. Благодаря его активности, калмыки впервые услышали о католичестве, а местные поляки и немцы вспомнили веру своих дедов.

    Неутомимый Кекшаев пробился на приём к Илюмжинову и потребовал открыть католический приход. Тогда-то Кирсан и произнёс свою знаменитую фразу: "В Калмыкии всего один католик, но я готов дать землю для строительства костёла".

    Кекшаев связал Илюмжинова с Апостольской администратурой, после чего Кирсан обратился к Папе с предложением заключить конкордат между Ватиканом и Калмыкией. Папа уклонился от экстравагантных решений, но познакомил его с францисканцами, с которыми и был заключён договор о сотрудничестве.

    Орден братьев меньших конвентуальных – францисканцев существует в России ещё с дореволюционной поры. В настоящее время францисканцы работают в некоторых российских регионах, а в Москве существует монастырь во имя святого Франциска Ассизского.

    Поздней осенью 1993 г. в Элисту прибыл священник Ярослав Вишневский. В первые дни его приютил епископ Зосима – и позволил в течение месяца жить при епархии и служить мессу в просфорной.

    Владыка Зосима традиционно поругивает католиков, но не отказывается встречаться и даже участвует в совместных публичных диспутах "чья вера правильней", после чего отправляется в гости к отцам-францисканцам "пить кофе".

    Сегодня католики составляют в Калмыкии общину численностью около 60 человек, основу которой поначалу составляли немцы, а после их отъезда в Германию – русские и армяне. Есть и калмыки, хотя – немного. Свой буддизм всё-таки ближе. Католики активно работают в больницах, ведут кампанию против абортов и планирования семьи.

    С буддистами отношения хорошие. Вместе молились в день памяти жертв СПИДа. Помните, несколько лет назад в Элисте случилась трагедия – невинных детей случайно заразили СПИДом в одной из больниц?

    Богослужения проходят в сборной часовне, которая была подарена приходу Св. Франциска немецкими единоверцами и собрана из модулей всего за один день, что потрясло элистинцев.

    А что же случилось с самим Алексеем Кекшаевым, калмыцким апостолом латинской веры? Доподлинно неизвестно, но поговаривают, что стал он монахом и следы его затерялись в кельях францисканских монастырей на дальних островах Атлантического океана.

    Вот так создаются церкви.

    СМ.ТАКЖЕ

    авторы:

    Александр Щипков

    книги:

    Александр Щипков. Соборный двор

    ЩИПКОВ
    НОВОСТИ

    29.01.2020

    Отпевание протоиерея Всеволода Чаплина прошло в Москве при большом стечении народа

    Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ возглавил работу круглого стола в рамках VIII Рождественских парламентских встречах

    Вышел в свет 56-й том "Православной энциклопедии"

    28.01.2020

    Предстоятель Русской Церкви принял участие в VIII Рождественских Парламентских встречах в Совете Федерации

    Ансамбль Николаевского Верхотурского монастыря передали Екатеринбургской епархии

    Скончался духовник Данилова монастыря архимандрит Даниил (Воронин)

    Патриарх Кирилл просит сенаторов защитить россиян от утечки личных данных

    Патриарх Кирилл предостерегает от рискованных генетических экспериментов над человеком

    / все новости /
    РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
    КНИГА
    МОНИТОРИНГ СМИ

    15.01.2020

    MK.ru:
    Ева Меркачева
    Осужденных лишают надежды на правосудие: срок кассации сильно ограничат

    27.12.2019

    Всемирный Русский Народный Собор:
    В Москве отменили судебный приговор 1980 года и посмертно реабилитировали Татьяну Щипкову

    29.11.2019

    Инвест-Форсайт:
    Константин Фрумкин
    На похоронах либерализма было весело

    28.11.2019

    MK.RU Ставрополь Кавказ:
    Элла Щербина
    В Чечне законопроект о семейно-бытовом насилии считают неприемлемым

    25.11.2019

    Студия русской культуры Капитолины Кокшеневой:
    Капитолина Кокшенева
    Фирса велено забыть

    / весь мониторинг /
    УНИВЕРСИТЕТ
    Российский Православный Университет
    РЕКЛАМА
    Цитирование и перепечатка приветствуются
    при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
    Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

    Яндекс цитирования
    контакты