Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26692.html


01 марта 2006

Александр Щипков

Тоталитарные секты

  • Глава из книги Александра Щипкова "Соборный двор"
  • Опубликовано:
    Независимая газета, 21.10.93 [1]

    Марина Цвигун, которая с 11 апреля 90-го года работает живым богом Марией Дэви Христос, а до того была "журналистом с десятилетним стажем", а вовсе не "комсомольским функционером-холуем" (цитируем по листовке "Слово Бога Живого к журналистам СНГ"), болезненно отреагировала на ерничанье прессы и обозвала всех журналистов очень-очень обидно – "сексуальными маньяками". Даже живому богу, не говоря уже о самовлюбленной гарной дивчине, горько, когда его (ее) не почитают, оскорбляют, не влюбляются в него (нее) и вообще не воспринимают всерьез.

    Что ж, попытаемся исправить положение. Поговорим о сектах серьезно.

    Что такое секта

    Сектой называют религиозную организацию, отколовшуюся от основной, или, если угодно, господствующей, церкви. Слово "секта" имеет латинское происхождение, и о его этимологии спорят как лингвисты, так и богословы. Одни уверяют, что оно происходит от secta – учение, школа, образ мыслей; другие, что от secare – отделять, разделять; третьи, что от segui – следовать за кем-то. Как ни крути, ни одно из значений не несет в себе негативного оттенка.

    РПЦ осудила деятельность ряда сект в специальном Воззвании, выпущенном этим летом после Петрова поста. Осудила с православной богословской точки зрения и призвала к покаянию своих заблудших чад. Заметим, кстати, что это вовсе не являлось анафематствованием, как поспешили объявить некоторые церковные публицисты.

    При сотворении Господь Бог наделил человека свободной волей. Каждый из нас самостоятельно осуществляет свой жизненный выбор. Христианство не лишает человека права на размышления, поиски, творчество и даже на ошибки и заблуждения. Так что и самая экзотическая секта имеет право на существование, как с гражданской, так и с религиозной точки зрения.

    Расстрельные настроения, которые сегодня господствуют в обществе, одинаково греховны: направлены ли они против последователей богословских ересей или против последователей истинного вероучения. Да и вообще, если в России считалось доблестью набить морду идеологическому противнику, то поднимать руку на убогого – позором.

    И все же деятельность ряда религиозных групп вызывает серьезные и обоснованные претензии. К ним относятся группы, манипулирующие сознанием, что приводит к изменению физического, морального и психического состояния человека. Иными словами, разрушает его личность.

    Такие религиозные группы являются тоталитарными сектами. Действия и поступки тоталитарных сект страшны своей непредсказуемостью. Достаточно вспомнить трагедию, произошедшую в 1978 году в Америке. Тогда лидер секты "народный храм" Джим Джонс умертвил 914 человек, принудив их принять яд.

    Нравственно здоровые религии рассматривают человека как цель. В их задачу входит забота о совершенствовании человека, забота о духовном развитии его личности, поскольку лишь духовное возрастание и соответствующая ему физическая жизнь открывают путь к спасению в загробной жизни – главной цели "нормальной" религии.

    В тоталитарных сектах можно наблюдать, что адепт из цели превращен в средство для достижения лидером своих конкретных вероучительных или материальных целей.

    Религиозные группы, в которых человек из цели превращается в средство, следует относить к псевдорелигиозным.

    В тоталитарных псевдорелигиозных сектах лидер и учитель занимает совершенно особое место. Ниже мы будем говорить об этом, а здесь лишь отметим главное.

    Учитель секты всегда утверждает, что он является единственным и исключительным посредником между Богом и человеком. Только он владеет всей полнотой духовного знания, и помимо него контакт человека с Богом невозможен. "Тем, чья вера в Бога и духовного учителя, являющегося Его представителем, непоколебима, сам собой открывается весь смысл ведических писаний." Эти слова принадлежат основателю "Общества сознания Кришны" Шриле Прабхупаде (Наука самосознания. М., 1992). А вот слова преподобного Муна: "Я, Учитель, не только открыл всю полноту истины, но воплощаю ее" (Речи Учителя. Париж, 1972).

    Как правило, учители заканчивают тем, что объявляют самих себя божествами, что и произошло с Марией Дэви Христос или Виссарионом Христом. На эту характерную особенность следует всегда обращать внимание в сомнительных случаях.

    Я уже слышу град возражений, от самых неуклюжих до самых изощренных. Скажут, что и Патриарх посредник, и простой священник, и сам Христос. Это очевидно не так, но я отвечать не возьмусь, в надежде, что это сделают за меня профессиональные богословы из Центра по борьбе с сектантством, который недавно учрежден при катехизаторском отделе Московской патриархии.

    При определении и оценке той или иной религиозной группы нужно обращать внимание исключительно на их общественную деятельность, поведение и (NB!) способы воздействия на адептов. Существо верований и религиозных представлений в данном контексте не имеет никакого значения. По той же причине мы не будем подразделять секты на оккультные, паранаучные, псевдохристианские. Тоталитарный характер определяется не словами, а делами.

    Секта и личность

    Лидерам тоталитарных сект удается с помощью полного контроля за мыслительной деятельностью адепта манипулировать его сознанием. Посмотрим, как это делается. Варианты гипноза и воздействия психотропными средствами мы здесь не рассматриваем, поскольку не обладаем юридически подтвержденными доказательствами, да и вообще не верим в их широкое распространение.

    Замечено, что в большинстве случаев в секты подобного толка попадают лица, не обязательно склонные к богоискательству, но с заметно притупленными волевым и критическим началами.

    Сценарий обработки адепта внутри тоталитарной религиозной группы всегда одинаков и делится на три фазы.

    Фаза первая. Человека втягивают в секту, обещая счастье, откровение смысла жизни, раскрепощение, свободу и либо преображение, либо вечную жизнь. Теплота, ласка, лесть и обещания – старые, испытанные орудия Ему говорят, что Бог через Учителя призвал именно его, потому что он умен, красив, талантлив и предназначен для великой миссии.

    В традиционных церквях вхождение нового члена в общину сознательно растягивается на некоторый срок. Человек имеет возможность разобраться в учении и сделать выбор. Это достигается разными способами, и институт оглашенных, существовавший с древности в православии, – один из них.

    В сектах же практикуется обвальное включение в общину. Человек не успевает опомниться, как обласканный, снабженный ворохом литературы, накормленный священной пищей и обвешанный магическими "фенечками" оказывается натурализованным адептом.

    Вторая фаза заключается в психологической обработке адепта, направленной на разрушение способности критически воспринимать учение группы и ее практические действия. Для этого адепта в первую очередь необходимо оторвать от семьи, а чувство любви и привязанности направить на Учителя.

    Бывшие члены псевдоправославной секты Богородичный центр рассказывали мне, что внутри секты практикуется особый "чин отречения от матери", после произнесения которого адепт безвозвратно обрывает семейные узы. Для сравнения могу привести пример. Мой близкий друг провел послушником десять лет в пещерах одного из Новоафонских монастырей и решился на постриг. Первое, что сделал духовник, – отправил его сообщить о своем решении матери, которую тот не видел эти годы.

    Культ учителя – одна из главных составляющих тоталитарных сект. Учитель – спаситель человечества, а семья и общество – место греха и погибели. Учитель – властелин и полновластный распорядитель судеб. Его обожают и боятся одновременно. В составленной самой себе литургии Мария Дэви требует от своих адептов молиться следующим образом: "Твори, Царица Мира, со мной, рабом Твоим, что пожелаешь". Ослушаться Учителя невозможно. Все в секте происходит по его произволению и благословению. Зачастую в секте процветает доносительство, взаимная слежка и применяются суровые наказания вплоть до физических.

    Кто же становится учителем? Как правило, это волевые, очень сильные люди, которые либо страдают манией величия, либо являются жертвами мистического бреда, либо они попросту мошенники. Впрочем, мошенничество и мистический бред легко сочетаются.

    Жизнь внутри секты движется по строгому распорядку. Свободного времени практически нет. Лекции, обучение доктрине, многочасовые медитации с повторением обязательно кратких однообразных молитв. Долгий рабочий день на предприятиях или фермах, принадлежащих руководству, или бесконечное хождение по общественным местам с миссионерскими и торговыми целями.

    Усталость, недосыпание и невозможность побыть одному и сосредоточиться приводят к тому, что адепт теряет способность к критическому независимому мышлению, теряет индивидуальные черты.

    Третья фаза завершается разрывом социальных связей. Отрыв от общества, от работы, от увлечений и прочее. Если в секте этот механизм психологической обработки достаточно хорошо обкатан, то через короткий срок адепт попадает в полную зависимость. Вернуться к прежней жизни практически невозможно. Семья разрушена, друзья потеряны, отсутствует собственный доход, утрачены профессиональные навыки. Легче плыть по течению, оставаясь в секте, чем уйти. Воля к жизни умирает. Потребность в самостоятельном определении своей судьбы атрофируется. Лишаясь собственных ума и воли, адепт живет умом и волей учителя, превращаясь в робота, не способного ни на духовный, ни на физический бунт.

    Элементы мошенничества

    Для того чтобы оболванить человека, совершенно не обязательно его облучать, пичкать наркотиками, опаивать мертвой водой, заколдовывать и насылать злую волшебницу Бастинду. Мы не будем спорить с защитниками перечисленных способов воздействия на человека, но описанный в предыдущей части вариант вполне реален и убеждает в следующем.

    Если человек может превратиться в адепта без физических, химических и мистических вмешательств, то может без них совершить и обратный путь. Он труден, но существует.

    Прежде чем поделиться минимальными советами, собранными в литературе и почерпнутыми в общении с пострадавшими, необходимо сказать несколько слов об элементах мошенничества, которые использует секта при разработке адепта.

    Мошенничество интеллектуальное. Адепта всегда обманывают. Ему никогда не сообщается истинная цель секты и ее настоящая теория. Существуют обязательные степени посвящения, святости или инициации. Держатель конечной истины и конечной цели – Учитель. Таким образом, он концентрирует всю полноту власти.

    Мошенничество нравственное заключается в том, что адепта понуждают принимать тот образ жизни, который ранее был для него неприемлем по моральным соображениям. Например, ему объясняют, что ради божества можно лгать, или красть (не в карман, а в казну секты), или отречься от родителей. Вводят запрет на сексуальную жизнь. Или же понуждают вступать в связь со многими членами секты, мотивируя это необходимостью раскрепощения или, наоборот, усмирением гордыни.

    Наконец, самое понятное: финансовое мошенничество. Вся собственность адепта безоговорочно поступает в сектантский "общак", которым распоряжается учитель-пахан. Попросту говоря, адепта обирают.

    Самозащита от сект

    Для того чтобы правильно выбрать оружие и помочь своим близким, попавшим в сектантскую зависимость, желательно представлять, что противостояние сектам осуществляется сегодня в России по трем основным каналам: церковному, государственному, общественному.

    Русская Православная Церковь имеет многовековой успешный опыт борьбы с сектантством: проповедью, постом, молитвой, богословскими трудами. Инквизиционные методы опускаем как осужденные впоследствии самой Церковью, и чтобы не вводить читателя в полемическое искушение.

    Созданием Центра по борьбе с сектантством Церковь реагирует на современное оживление еретиков. Однако следует помнить, что усилия Православной Церкви в первую очередь направлены на то, чтобы оградить своих верных чад от духовной опасности или вернуть их в лоно матери-Церкви. Для того чтобы прибегать к защите и помощи Церкви, нужно как минимум быть православным и этой Церкви доверять. Иначе, как говорят детишки, – "не подействует". Надо помнить, что Церковь не государство и борется с сектами только как с антихристианскими организациями, используя исключительно религиозный, мистический и богословский опыт.

    Государство должно бороться только с сектантами, нарушающими права человека, уголовный кодекс, закон о свободе совести, конституцию. Это, так сказать, абстрактный, идеальный вариант, не существующий в России.

    Бывший Верховный Совет внес ряд поправок в закон О свободе совести и в Уголовный кодекс, которые вроде бы должны ограничить сектантский разгул. Но, с одной стороны, президент, привыкший бодаться с ВС по любому поводу, эти поправки не подписывает, а с другой – многие из поправок действительно нелепы, и закон в целом требует доработки. Так что сегодня законов, ограничивающих деятельность тоталитарных сект, не существует. К слову сказать, во многих европейских странах жалуются на ту же проблему.

    Милиция и органы МБР уверяют, что больше этими вопросами не занимаются. Хотя мы в этом не уверены.

    Короче говоря, государственных структур по борьбе с сектантством не существует, и надо заметить, что вообще эффективность запретов на государственном уровне вызывает сомнение. Серьезно противостоять тоталитарным сектам, загнанным в подполье, не представляется возможным.

    Кроме того, согласимся, что расцвет сект – это одно из естественных и неизбежных следствий демократических преобразований общества. Почему украинская секта Белое братство успешно миссионерствует в России? Да потому, что прокоммунистический режим на Украине, не терпящий никаких, даже самых нелепых критиков, выбросил без затей ББ за пределы республики. Но это, повторяю, – не решение проблемы. Белые братья могут вернуться в Киев бумерангом.

    Итак, искать сейчас защиты и совета у государства бессмысленно. Ему не до нас.

    Общество противостоит сектантской агрессии, объединяясь в родительские ассоциации по защите семьи и личности. Помогают им отдельные депутаты-энтузиасты и средства массовой информации.

    Несмотря на все минусы, сопровождающие любую общественную организацию (регистрация, банковский счет, расколы, обиды), ассоциации родителей сегодня являются единственным органом, способным предпринять хоть какие-то шаги по спасению детей. Главный недостаток заключается в хаотичности предпринимаемых действий и в отсутствии специалистов, способных к спокойному и здравому анализу. Но выход один – пострадавшие должны объединяться. Спасение утопающих...

    Теперь немного отвлечемся.

    Из родительского фольклора

    Как-то в одном дальнем городе юноша из обеспеченной семьи попал под влияние религиозной группы, напоминающей своими действиями тоталитарную секту. Ни ласки, ни угрозы родителей не могли оторвать молодого человека от обожаемого Учителя. Он бросил учебу, невесту, отчий дом.

    Тогда его отец, офицер КГБ, приходит к лидеру общины, садится напротив него, выкладывает на стол пистолет и ставит вопрос ребром. Сын или...

    Через сутки юноша за вечерним чаем поведал родителям, что той божественной силе, которой поклоняется данная община, стало угодно, чтобы он вернулся домой, продолжил учебу в университете и не появлялся в общине.

    Как "лечат" адептов

    Проблема реабилитации адептов сложна. Описанный выше способ эффективен, но нереален. Далеко не у всех адептов родители – офицеры КГБ, да и лидеры сект обладают куда более сильной волей, чем отчаявшиеся и часто абсолютно дезориентированные родители.

    Многие родственники пытаются "лечить" адептов самыми невероятными способами. Прибегают к помощи экстрасенсов, колдунов, парапсихологов. При этом часто, сами того не замечая, попадают в такую же психологическую зависимость от последних, в какую попали их дети в сектах. У них даже лексика меняется, и речь наполняется глубокомысленно-бессмысленными терминами: астрал, привязка, метка Марса, ведомое тело, тонкий план и др. Суеверие не знает границ, и формы его разнообразны.

    Так, многие родители уповают на депрограммирование: лечение с помощью медицинской супертехники. Что мы знаем об этом лечении? Что где-то на Западе кто-то иногда с помощью этих неведомых приборов добивается каких-то результатов. Что приборы для депрограммирования мозгов адептов невероятно дороги и невероятно сложны. Иными словами, мы не знаем ничего, и этот путь не для нас. Так что, не доверяйтесь "специалистам", которые за деньги или даром предлагают вам универсальные способы лечения. Убедитесь, что они не шарлатаны, что сами не принадлежат к сомнительным, оккультным или псевдонаучным течениям.

    Спасение – в сомнении

    Остается одно средство: терпение и любовь. Когда-нибудь профессионалы – педагоги, психологи, психиатры – раскроют свои секреты и научат нас обращению с адептами. Сегодня они молчат, и мы можем ограничиться лишь самыми общими советами.

    Главным моментом в "вытаскивании" является восстановление у адепта способности к критическому анализу. Агрессия и сила здесь неуместны. Никакие аргументы и доказательства не сработают. Атака на адепта со стороны родственников лишь укрепит связь с сектой. Семья должна любить его, относиться с теплом и ни в коем случае не рарывать последние родственные связи, чего будет добиваться противоположная сторона.

    Необходимо поколебать некритичное отношение адепта к секте, ставя перед ним маленькие вопросы, не требуя на них ответа. Нужно заставить его думать. Спровоцировать появление собственных вопросов. Только это может восстановить способность к самостоятельной оценке происходящего и помочь увидеть противоречия между теорией и практикой.

    Сектантская логика имеет смысл исключительно внутри замкнутой системы, а вне ее порой просто карикатурна. Эту логику цементирует специально выработанный язык, понятный только внутри секты. Хотите пример? Цитируем Прабхупаду: "Когда мы говорим о бхакти, это подразумевает и мукти. Без бхакти не может быть мукти, но если мы действуем с позиций бхакти, то мукти подразумевается" (Наука самосознания. М., 1992). Не хочется кощунствовать, но все это напоминает анекдот застойных лет о мужике, который шел покупать курлы, а ему подсунули кулек с мурлы. (Да что язык, все русские адепты ББ, наслушавшись магнитопроповедей Кривоногова, говорят с малороссийским акцентом!)

    Так вот, эту логику необходимо порушить. Для чего, кстати, очень полезно познакомить адепта с экс-адептом, то есть с человеком, уже справившимся с оккультным недугом и оставившим секту. Они могут понять друг друга, объясняясь на одном языке, закрытом для внешнего мира.

    Если вам удалось заронить хоть искру сомнения, то вы почти победили. Почти, поскольку адепту еще предстоит выдержать не менее трудный этап психологического шантажа, который будет использован против колеблющегося сектой. Перед сомневающимся адептом будет поставлен вопрос: "А достоин ли ты остаться с нами?". Ему будет усиленно внушаться чувство вины и предательства, которые будут вызывать неизбежное ощущение паники и страх остаться одному и быть извергнутым из общины.

    Этот прием широко распространен. Среди Белых братьев примерно половина носит звание "отлученных". Это форма временного наказания за слабости или за активность родителей в ассоциации по защите семьи и личности.

    Самим родственникам, вставшим на путь противостояния секте, следует приготовиться к шантажу и запугиванию. Вам будет обещана порча, сглаз, адские муки и различные проклятия. Не бойтесь. Страх сделает вас беззащитными перед сектой, которая сама, как любое зло в мире, пасует перед сильным духом.

    Последнее, о чем стоит сказать. Во-первых, необходимо смириться с тем обстоятельством, что бывший адепт, даже вернувшийся в родительский дом, никогда не станет прежним, таким, каким был до контакта с сектой. Подобный жизненный опыт оставляет отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

    Во-вторых, необходимо избавиться от иллюзий возможного компромисса с сектой. Компромисс с сектой невозможен, поскольку секта по своей природе антагонистична внешнему миру. Она живет по своим законам и имеет свою конечную тайную цель. Действия ее иррациональны и расчетливо-хитры одновременно. В любом случае вы потерпите поражение и будете обмануты.

    Ответственность и осторожность сохранят нас от любого тоталитарного проявления, всегда превращающего свободу воли в безмолвную несвободу.


    [1]

    История этой статьи такова. В начале 90-х я активно занимался изучением новых религиозных движений (НДР). Многое мне было неясно, многое пугало. Получилось так, что я ввел в России термин "тоталитарные секты", который, строго говоря, совершенно не научен. Настоящий текст больше похож на инструкцию по борьбе с сектами, нежели на журналистскую работу. После публикации в НГ украинские власти перевели эту статью и разослали в качестве инструкции по всем районным прокуратурам Украины. Это был период активизации Белого Братства. Прошло много месяцев, прежде чем я понял механизмы появления, развития, распространения и исчезновения сект и убедился, что они не способны охватить всю страну. Сегодня процесс развития НРД остановился и не представляет реальной угрозы. Статья и по смыслу и по стилистике устарела, но отражает настроения времени и потому оставлена в сборнике.

    РЕКЛАМА