Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26720.html


01 марта 2006

Александр Щипков

Зороастризм Пал Палыча Глобы

  • Глава из книги Александра Щипкова "Соборный двор"
  • 1997, октябрь
    Публикуется впервые

    Петербургская зервано-зороастрийская община управляются Советом хорбадов, в который входят настоятель, младший настоятель и хорбады [1]. "Наследный мобад" (жрец) Павел Павлович Глоба – глава россиских зервано-зороастрийских общин. Региональные общины возглавляют младшие настоятели, именуемые хорбадан-хорбадами, что в переводе значит "старшие над младшими". Им подчиняются в свою очередь хорбаданы (младшие священнослужители). Хорбадов и хорбадан-хорбадов посвящает Павел Глоба, которого в общине называют "Пал Палычем".

    Московская община не занимается активной религиозной практикой. По объяснению ее членов, они еще "уточняют свою доктрину" и окончательно "не разобрались в своем учении". В общине конфликтная ситуация и претензии к Павлу Глобе, который не оправдал их надежд и не связал с "зарубежными зороастрийскими каналами". Московские зороастрийцы ревниво относятся к своим петербургским единоверцам и сомневаются, что их доктрина буквально совпадет с "питерской".

    В Петербурге жизнь зороастрийской общины стабильна по составу и периодичности богослужений. Ее возглавляет младший настоятель Михаил Чистяков.

    Единого административного органа, координирующего общины, нет. Московская и Петербургская общины существуют автономно и связаны между собой только через Павла Глобу. Внутри каждой общины административное управление осуществляется через Административный совет, который возглавляется старостой.

    Священной книгой зороастрийцев является "Авеста". В ней содержатся гимны и молитвы пророка Заратуштры (в греческой транскрипции – Зороастр), которые считаются записью его бесед с Ахурой-Маздой. Гимны Заратуштры являются основным священным текстом зороастризма. "Авеста" – это священное знание ариев. Пророк Заратуштра дал людям учение о добре и зле, он исправил это древнее знание и внес в него коррективы. Заратуштра, по существу, не основоположник религии, а реформатор уже существовавшего древнего учения. Он проповедовал около 1000 г. до н.э. В последнее время эту дату отодвигают далеко в прошлое. Некоторые зороастрийцы считают временем его деятельности XVII в. до н.э. Русские зороастрийцы считают, что он проповедовал около 4000 лет назад.

    По одной из гипотез, Заратуштра проповедовал в Восточном Иране, по другой – в Западном Иране. В самой "Авесте" не употребляются слова "Иран", "Персия" и пр. Есть только "Арийские земли", а также названия, которые на сто процентов не поддаются идентификации. Говорить, что Иран – родина зороастризма, то же самое, что говорить, что Россия – родина православия.

    В языческую религию древнего Ирана Заратуштра внес элементы монотеизма и дуализма (доброго и злого начал). Зороастрийские священные тексты были записаны в период с IV по VI век н.э. "Авеста" включает в себя следующие разделы: Ясна (Книга ритуала), Яшты (Книга гимнов), Видэвдат (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн и Гах (Молитвы), Хорд или Младшая Авеста (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга Писаний), Аокмаэга (Мы принимаем) с описанием потустороннего мира и Нирангистан (Правила культа). Древнейшая часть Ясны – Гаты (Песнопения) – восходит к самому Заратуштре. Исследователи считают, что большая часть "Авесты" потеряна, а сохранились в основном молитвы (мантры), которые по форме почти все являются диалогом Ахуры-Мазды с пророком Заратуштрой.

    Зороастризм делится на два основных течения: маздаизм и зерванизм. Маздаизм представляет собой ортодоксальный зороастризм, ориентирующийся на древние традиции. Второе течение – зерванизм, было названо по имени главного божества из поздних дуалистических мифов, в которых действуют еще и два его сына Ормазд и Ахриман. Для зерванитов Зерван (в переводе "время") воплощал в себе бесконечное время. Зерваниты конфликтовали с маздеистами.

    В 1917 году Иван Николаевич Гантимуров, предки которого были иранцами по происхождению, попытался организовать в России первую зороастрийскую общину. Его поддерживали иранцы и азербайджанцы, проживавшие в Петербурге. Идея не получила развития.

    В начале 80-х гг. его внук Павел Павлович Глоба стал читать лекции по астрологии и рассказывать о зороастризме своим ученикам. По сути дела, это было началом проповеднической деятельности. Астрологии в зороастризме уделяется большое внимание, так как во многих древних текстах встречаются чисто астрологические замечания. А одна из частей (утраченная) священной книги Авесты была целиком посвящена звездам.

    Уже когда была создана община, Павел Глоба написал книгу о зороастризме – "Живой огонь". Вокруг него группировались люди, интересующиеся Востоком. На своих лекциях по астрологии Павел Глоба фактически занимался проповедью зороастризма. Из учеников его астрологической школы и образовались общины в Москве, Санкт-Петербурге и в странах ближнего зарубежья. Многие преподаватели астрологических школ Павла Глобы являются зороастрийцами.

    Сами себя зерваниты называют приверженцами зороастрийской маздаяснийской религии.

    В представлении русских зороастрийцев, мир создан единым богом-творцом Ахура-Маздой. В переводе его имя обозначает "господь мудрый".

    По словам зерванитов (зерванского направления зороастрийской религии), они отличаются от других зороастрийцев тем, что признают творца Зервана Беспредельного, который и является Абсолютом. Зерван Беспредельный стоит над всеми, он сотворил и самого Ахура‑Мазду, но богом-творцом признается именно Ахура-Мазда, так как не может быть двух творцов. Зерваниты говорят, что в каком-то смысле Зерван и Ахура-Мазда тождественны, а поэтому они могут называть себя "убежденными монотеистами". Взаимоотношения Зервана и Ахура-Мазды входят в эзотерическую, скрытую, часть религиозного учения. Бога-творца Ахура-Мазду можно, например, именовать Мудростью Зервана. Главной и характерной чертой Ахура-Мазды является справедливость.

    Зерванитских канонов как таковых не существует, зерваниты не считают себя последователями "книжной" религии, оставляя за собой право творческого осмысления "Авесты".

    В буквальном переводе с авестийского языка Зерван – это "время". Зерваниты утверждают, что в VI веке до н.э. греческий философ Пифагор после общения с иранскими зерванитами создал свое учение о Хроносе-времени.

    Богу-творцу Ахура‑Мазде противостоит злой дух Ангро-Майнью. Легенда гласит, что мир, сотворенный Ахура‑Маздой, пребывал в духовном состоянии, не имея материального вида. Ахура-Мазда посоветовался с "фравашами" (духи предков), и они решили создать материальный мир ("тварный", "проявленный") для борьбы со злым духом. "Фраваши" сделали выбор и решили, что они должны воплотиться в том мире, который сотворит Ахура-Мазда. На этот идеальный, но уже "проявленный" мир, напал злой дух Ангро-Майнью. После вторжения Ангро-Майнью Ахура-Мазда захлопнул за ним дверь, и злой дух оказался в ловушке материального мира. "Благие творения", то есть благочестивые люди, борются со злым божеством Ангро-Майнью, уничтожая его постепенно, шаг за шагом.

    "Благие творения" представляют собой единый фронт, но человек стоит в самом авангарде борьбы со злом. Отсюда исходит стремление зороастрийцев беречь природу, окружающую среду, потому что это часть битвы с Ангра-Майнью, который вносит в мир грязь и разруху.

    Помимо Ахура-Мазды, существуют и иные "ахуры", или божества. Это – Ахура‑Митра, ответственный за тварный мир и следящий за соблюдением "Договора".

    Существо этого договора становится понятным из текста священной книги "Авесты". Легенда гласит, что, прежде чем началась битва между Спэнта-Майнью (светлым духом) и Ангра-Манью (злым духом), Ахура-Мазда предложил злому духу договор в качестве условия борьбы. Условиями договора устанавливались временные рамки в 9000 лет. По прошествии этого срока наступит неизбежный Страшный Суд – Фрашегирд (авестийское "Фрашо Кэрти" – "обновление мира"). Таким образом, перед злым духом был выбор – принять условия договора или же уйти без боя. Приняв условия, Ангра-Майнью подписал себе смертный приговор. Сам злой дух договоры не соблюдает, так как его любимое детище – это ложь, но от Митры ему не уйти. Зороастризм учит, что нельзя нарушать слово, данное любому, хоть праведнику, хоть грешнику, хоть самому злому духу Ангра-Майнью. Нарушивший любой договор становится личным врагом Митры, а Ахура‑Митра – главный обвинитель на посмертном Страшном Суде, Фрашегирде.

    Из существующих Ахур (Владык) только Мазда является Творцом, остальные – владыки назначенные. Ближайшие помощники Ахура‑Мазды – шесть архангелов, они называются Амэша Спэнта (Бессмертные Святые). Среди них: Воху Мано (Благая Мысль), Аша Вахишта (Наилучшая Истина), Кхшатхра Вайрья (Избранная или Лучшая Власть), Спэнта Армайти (Святое Благочестие), Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие). К ним также причислены Сраоша и Спэнта Майнью (Святой Дух). Все они относятся к миру духовному. Ни Митра, ни Апам Напат не относятся к Амэша Спэнта.

    "Ахура" буквально означает "владыка", и сколько миров, столько и владык. Русские зороастрийцы исповедуют учение о существовании только трех "ахуров" и таким образом адаптируют тринитарную идею. Ахура-Мазда представляется богом-творцом, владыкой духовного мира. Ахура-Митра является владыкой проявленного мира. Кроме них, есть Ахура-Апам Напат (в переводе "внук вод") – божественная сила, или энергия, связующая мир духовный и мир материальный.

    Кроме "ахуров", существует понятие "фравашей" (изначально "духи предков"). Это бесплотные духи, борющиеся вместе с Ахура-Маздой со злым божеством Ангро-Майнью.

    Бог-творец Ахура-Мазда создал следующие "благие творения": огонь, воздух, вода, земля, флора, фауна и человек.

    Человек, по вере зороастрийцев, состоит из материального тела ("тану") и восьми бесплотных "тел", среди которых важнейшим является "дайна".

    "Дайной" называется внутренний мир человека, его вера и его совесть. Человек обязан содержать "дайну" в чистоте. Умерев, человек, вернее его душа, на четвертый день встречает свою "дайну" на том свете. У праведника она как "прекрасная дева", а у грешника как "безобразная ведьма".

    В этом мире задача человека заключается в том, чтобы познать зло и научиться бороться с ним. Для спасения необходимо соблюдать главную заповедь: "благая мысль, благое слово, благое дело" (хумата, хукхта, хваршта). Если человек выполнил эти условия, то он попадает в рай. Права на грех не существует. Есть личная ответственность за свои мысли, слова и поступки. Тогда будет понятна идея триединства "ахуров", где мысль связана с Мудростью (Мазда), а дело с верностью слову (Митра – договор). Слово же – шаг на пути от мысли к делу.

    Идея предопределения судьбы человека как таковая отсутствует. Но зороастрийцы верят в судьбу, а значит, в какой-то степени и в предопределение. Однако некоторые зерванисты считают возможным выбор судьбы. Одни больше фаталисты, другие меньше, но сам фатум, тем не менее, существует. При этом зороастрийцы верят, что в принципе должны спастись все. Каждый человек, сделав выбор (проблема выбора очень важна для зороастрийцев), становится либо праведным – "ашаван", либо лживым – "другаван".

    Существует идея реинкарнации, и признается возможность бесчисленных реинкарнаций, но практически только в человека, как еще один шанс "исправиться", что-то "доделать". Покаяние не искупает греха, его необходимо искупить. По мере содеянного человек может в следующей жизни воплотиться и не в человека. Выбор в нашем мире есть только у людей, а значит, если кто и воплотится во что-то иное, то это будет промежуточным этапом. Ортодоксальный зороастризм, в отличие от зерванитов, не признает реинкарнаций вообще, – после смерти человек идет или в ад, или в рай. А зерваниты признают реинкарнации как результат не сделанного выбора. При этом человек всегда выбирает между раем и адом. Так как в каждом человеке есть и плохое, и хорошее, его возвращают обратно в мир, чтобы он сделал выбор.

    Согласно представлениям русских зороастрийцев, рай существует наряду с адом. Ад находится в центре земли (некоторые понимают это метафизически, некоторые – буквально) и является средоточием зла, "штаб-квартирой" Ангра-Майнью.

    Ад не может существовать всегда, так как он находится в центре земли (в ловушке), которая создана благим Ахура‑Маздой. Когда этот мир во время Фрашегирда, Страшного Суда, будет очищен, то будет очищен и уничтожен ад. Формой наказания за злые поступки является реинкарнация, как возвращение на доделывание недоделанного. Череда реинкарнаций будет прервана только Фрашегирдом – Судным днем. Но и после Судного дня тот, кто попал в ад, расплатившись за грехи, будет переведен в рай. Следовательно, ад представляет собой временное явление.

    Человек может иметь или же приобрести особую силу свыше, которая именуется "хварно" (подобие благодати, или харизмы). Человек, обладающий властью, обязан иметь "хварно". "Хварно" обозначает собой особую связь человека с Верхним Миром, где пребывает Зерван Беспредельный, и обладание "хварно" дает человеку возможность подняться над замкнутостью нашего мира и получить бессмертие, то есть прикоснуться к Абсолюту Зервану. Об этом говорит "Авеста" в "Замьяд Яште".

    Зороастрийцы признают любую справедливую форму правления. Главное, чтобы правитель имел "хварно". Особо почитается царское "хварно", которое и должен иметь человек, обладающий властью. Если "хварноносный" правитель перестанет руководствоваться справедливостью, то он потеряет "хварно". Зороастрийцы считают, что многие ритуалы помазания и венчания на царство пришли в Европу из зороастрийского Ирана. Декларируется веротерпимость, то есть признается право человека на выбор религии, поэтому инициация у зороастрийцев должна проходить в сознательном возрасте – в 15 лет. Участие зороастрийцев в христианских богослужениях считается тяжким грехом. Экуменические идеи не принимаются, поскольку человек должен, по понятием зерванитов, сделать выбор и не молиться всем богам подряд.

    Богослужение зороастрийцев заключается в чтении молитв. Служат они на языке, на котором написана священная книга "Авеста", по-авестийски. Язык изучают самостоятельно и говорят, что не доверяют лингвистам‑авестологам. В вопросах религиозного языка главенствует религиозное чувство, а не наука.

    Планируется ввести в общинах пятикратное ежедневное богослужение, но пока зороастрийцы служат два раза в неделю, арендуя помещение. Члены общины хотят также установить бескровные жертвоприношения, которые заключаются в "испитии напитка из хаомы" (эфедра). "Испитие хаомы" – только часть ритуала. Кроме того, с молитвами совершаются возлияния заотры (вода с молоком и соком). С помощью заотры освящаются "благие творения". По мнению зороастрийцев, с этим ритуалом связано изготовление и использование христианами святой воды.

    Поклонение огню существует, но не как богу, а как самому чистому из "благих творений", из проявленных Изэдов. Из мира физических субъектов огонь ближе всего к духовному миру, он устанавливает связь с духовным миром. При зороастрийских богослужениях огонь на алтаре обязателен. В Авесте есть описание мифологического города Йимы Вара, который по всем признакам, уверены русские зороастрийцы, совпадает с Уральским Аркаимом (Челябинская область). Они считают Аркаим родиной ариев. Таким образом, носителями зороастризма являются иранцы, по происхождению арийцы, – выходцы с Урала, из России. Зороастрийцы предпочитают даже называть свое учение не восточным, а арийским. Славяне, по мнению русских зороастрийцев, являются наследниками арийской культуры. Иран важен для зороастрийцев прежде всего тем, что именно через него пришли их знания, их религия. Поэтому первые последователи зороастризма в России интересовались именно своими корнями и астрологией, а не просто Востоком. Через это они и пришли к зороастрийской религии.


    [1]

    Первая публикация

    РЕКЛАМА