поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
01 марта 2006  распечатать

Александр Щипков

Религиозная журналистика – журналистика экспертная

  • Глава из книги Александра Щипкова "Соборный двор"
  • Опубликовано:
    "Государство, СМИ и Церковь"
    Материалы и рекомендации
    научно-практической конференции
    14 ноября 2001 г. – Москва – 2001 [1]

    Прежде чем рассуждать о путях развития русской религиозной журналистики, нужно понять, существует ли вообще в России религиозная журналистика. Если да, мы имеем предмет для обсуждения, если нет, нам следует прилагать наши интеллектуальные усилия в каком-то ином направлении.

    Размышляя о религиозной журналистике, логично задать самому себе следующие вопросы:

    • существовала ли религиозная журналистика в России до 1917-го года;

    • существовала ли религиозная журналистика в советский период;

    • есть ли у современных авторов, которые пишут о религии, какие-то традиции;

    • как развивалась религиозная журналистика в последнее десятилетие;

    • как писать о столь тонких материях, каковыми являются религия и вера

    • какие темы входят в круг интересов религиозной журналистики. Очень важный вопрос о том, кто является потребителем информации о религии.

    Если мы ответим на эти вопросы, то мы сможем задать себе главный вопрос: какие шаги необходимо предпринять для развития российской религиозной журналистики и её профессионализации.

    Я попробую кратко ответить себе на эти вопросы. Существовала ли религиозная журналистика в России до 17-го года? Я считаю, что – да. Достаточно вспомнить имена людей, которые писали на стыке XIX–XX веков. Розанов, Леонтьев, Бердяев, Меньшиков. Я специально беру как левых, условно говоря, либералов, так и правых. Менее известен евангелист Иван Проханов, яркий русский протестантский журналист.

    Существовала ли религиозная журналистика в советский период? Конечно, существовала. Во-первых все двадцатые годы издавались религиозные журналы, во-вторых, активно действовала антирелигиозная журналистика. И не следует от нашей истории прятаться. Кроме того, существовала религиозная публицистика эмиграции, которая доходила до нас, живущих в СССР, через "Вестник РСХД" или НТС'овские издания. Мы ее хуже знали, но она пробивалась на советскую территорию и становилась участницей скрытого медийного процесса. И самое важное – существовала подпольная религиозная журналистика. Можно вспомнить имена Игоря Огурцова, Евгения Вагина, Владимира Осипова, Александра Огородникова, Александра Меня, Леонида Бородина, Татьяны Горичевой, Анатолия Краснова-Левитина, Зои Крахмальниковой и многих других авторов. Это был самиздат, подпольная религиозная публицистика, но она существовала и, вне всяких сомнений, повлияла на развитие и формирование современной религиозной журналистики.

    Я считаю, что корни у русской религиозной журналистики существуют. Существует давняя, крепкая традиция, просто мы с ней очень мало знакомы. Это интересная тема для будущих и настоящих исследователей.

    Как развивалась религиозная журналистика в последнее десятилетие? С самого начала она двигалась по двум основным направлениям: конфессиональное и светское.

    Конфессиональное – это профильные издания, принадлежащие той или иной организации, а светское – это журналисты, работающие в светских изданиях. Около года назад я ввел это весьма условное деление в качестве метода, в качестве возможного подхода, который поможет структурировать направление и заявить о его существовании. Всё очень гибко, авторы часто перетекают из одного качества в другое. Но очень важно понимать, что у журналистов, пишущих на религиозные темы, могут быть разные побудительные причины браться за религиозную тему. Когда человек работает в конфессиональных СМИ, главный импульс – это проповедь, желание донести до читателя мнение общины и ее идеологию. В этой ситуации журналист накладывает какие-то стилистические и жанровые ограничения, добровольно подчиняя себя определенной задаче.

    Светское направление более независимое, разношерстное, разнообразное. Оно пытается описывать многообразную религиозную жизнь, бурлящую вокруг нас. Поэтому светское направление религиозной журналистики я отношу к разряду экспертной журналистики наравне с журналистикой политической и экономической. О политической значимости религиозной темы в российском медийном пространстве отдельно говорить, полагаю, не нужно.

    Какие темы входят в круг интересов религиозной журналистики? Если говорить в самых общих чертах, это следующие темы. Качество веры. Интересно понять, во что верят граждане, как они верят, как это отражается на их социальном поведении, на принятии бытовых, нравственных и политических решений.

    Отношения между религиозными группами – одна из интереснейших тем, которая часто привлекает внимание журналистов. Одна из популярных тем – сектантское движение. 60 % публикаций посвящено новым религиозным движениям и их противостоянию традиционным религиям.

    Следующая тема – влияние религиозных идеологий на формирование политических концепций. Эта тема не очень развита в современной религиозной публицистике, но она все чаще возникает, и будет исследоваться, поскольку важна и на неё есть общественных запрос.

    Отношения церкви и государства – это сегодня тема номер один, к которой всё чаще и чаще обращаются наши коллеги.

    Мы сами порой становимся объектом внимания коллег-журналистов. Сама тема – отражение религиозной жизни в средствах массовой информации – также занимает читателя, у которого возникают определенные требования к журналистам, и наша профессиональная деятельность также является предметом изучения.

    Кто же является потребителем информации, которую предлагает религиозная журналистика? Для кого мы работаем? Первый потребитель – это мы сами, журналисты, пишущие о религии, потому что мы сами очень внимательно и ревниво следим друг за другом. Случается, что я получаю по электронной почте полемический ответ за сутки до того, как статья появляется в печати.

    Второй потребитель – религиозные круги, члены религиозных организаций.

    Третья категория – властные структуры, эксперты, политики, политтехнологи, то есть все те, кто реально влияет на формирование внутренней политики государства. Они наши публикации читают с большим вниманием, реагируют, вступают в контакты, задают вопросы.

    Вернусь к мысли об экспертной журналистике. Вообще специалистов, занимающихся религиозной темой, немного. Религиозная журналистика мало понятна широкому кругу читателей и рассчитана на круг заинтересованных. Религиозную журналистику принято относить к журналистике, занимающейся социальными и культурными вопросами. Я считаю, что религиозная журналистика ближе к политической и экономической, то есть – к экспертной журналистике. Обычно "религиозку", как выражаются редакторы газет и журналов, помещают в отдел "Общество". Считается, что о семье, браке, воспитании детей и Боге может писать каждый. Однако это разные предметы, требующие разных специализаций.

    Ответив на перечисленные выше вопросы, можно отвечать на традиционный вопрос "что делать". Во-первых, необходимо написать спецкурс по религиозной журналистике для журфаков и организовать систему повышения квалификации для тех коллег, которые хотят специализироваться в нашей тематике. Во-вторых, необходимо доводить до сознания руководителей СМИ, что религиозная журналистика относится к экспертной и наступило время это признать. Целесообразно организовывать отделы религиозной публицистики. Не ради создания новых рабочих мест, что тоже неплохо, а ради того, чтобы дальше структурировать и развивать это направление журналистики. Сегодня идея создания специализированных отделов религиозной публицистики встречает жесткое сопротивление, я чувствую это на собственном опыте. Но вскоре понимание придёт.

    Мы намерены повышать статус религиозной журналистики с помощью Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Минпечати, через инициативы Гильдии религиозной журналистики Медиасоюза, в тесном взаимодействии с конфессиональными изданиями и конфессиональными журналистскими ассоциациями.


    [1]

    Выступление на заседании Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. 2001, ноябрь.

    СМ.ТАКЖЕ

    авторы:

    Александр Щипков

    книги:

    Александр Щипков. Соборный двор

    ИЕРАРХИЯ
    НОВОСТИ

    07.11.2017

    Революция и традиция
    Встреча с Александром Щипковым

    19.10.2017

    В Уфе после ремонта открылся церковный приют для бездомных

    Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил приход Московского Патриархата в Рейкьявике

    При Управлении делами Московской Патриархии проходят курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви

    Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента Азербайджанской Республики И.Г. Алиева с Днем независимости

    Детский сад для тяжелобольных детей службы "Милосердие" получил премию Правительства Москвы

    В Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась конференция "Православное духовное образование и тюремное служение"

    Епископ Владикавказский Леонид возглавил торжества по случаю 180-летия храма царицы Александры и крепости Александрополь (Гюмри) в Республике Армения

    / все новости /
    КНИГА
    МОНИТОРИНГ СМИ

    19.10.2017

    Четыре пера:
    Аркадий Минаков
    Воронежский историк Аркадий Минаков: "Русская ирредента – одна из ключевых идей современного российского консерватизма"

    Богослов.Ru:
    В работе Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви максимально учитывается опыт предсоборной работы Русской Церкви начала ХХ века

    Независимая газета:
    Ольга Позняк
    Наследники Реформации в зеркале социологии
    В год 500-летия выступления Лютера представлены исследования современного протестантизма

    16.10.2017

    Официальный сайт Московского Патриархата:
    Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин: Священник должен уметь выслушать и понять другого человека

    14.10.2017

    РИА Новости:
    Антон Скрипунов
    Покров: как греческое предание стало русским праздником

    / весь мониторинг /
    УНИВЕРСИТЕТ
    Российский Православный Университет
    РЕКЛАМА
    экскурсии по санкт-петербургу
    Цитирование и перепечатка приветствуются
    при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
    Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

    Яндекс цитирования
    контакты